В настоящее время в ведущих демократических державах утвердилось мнение о том, что для ослабления Китая необходимо разорвать его союзнические отношения в первую очередь с Россией. Дело в том, что Россия для Китая выступает источником различных природных ресурсов, союзником по развалу мирового порядка во главе с США. Судя по всему, Бейджин использует Россию как некоего спойлера, который портит устоявшуюся атмосферу там, где это выгодно Китаю. По-видимому, раньше такую роль для Китая играл только лишь Пхеньян. Теперь же у Китая в этом плане относительно широкий выбор: Россия, КНДР и Иран, которые к тому же порой действуют согласованно, что увеличивает ущерб от их спойлерской деятельности.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Иран без Раиси. Что-то изменится?
В этой связи, полагаю, Запад и его союзники намерены оторвать Китай от России, КНДР и Ирана, чтобы так, во-первых, ослабить китайские глобальные экспансионисткие амбиции. Во-вторых, таким путем, по отдельности, легче будет нейтрализовать всю негативную силу оси зла, которая сегодня является экзистенциальной угрозой демократическому миру. Следовательно, если получится оторвать от Китая хотя бы Россию, то Бейджин потеряет главные свои козыри в своем противоборстве с Западом. Правда, к примеру, Вашингтон «оттаскивает» Китай от России исключительно посредством угроз. Как известно, в конце апреля Китай посетил с рабочим визитом госсекретарь США Энтони Блинкен.
В ходе последовавших там переговоров Блинкен настаивал на том, чтобы Бейджин прекратил поддерживать Россию в противостоянии с Украиной и ее союзниками. Иными словами, Энтони Блинкен пытался оторвать Китай от тесного сотрудничества с Россией. Затем глава Министерства финансов США Джанет Йеллен пригрозила китайским банкам санкциями в случае их сотрудничества с российским ВПК. На днях стало известно, что Вашингтон готовится наложить санкции на ряд китайских банков за их темное сотрудничество с Россией.
Тем временем на указанном Сеульском саммите Республика Корея и Китай договорились возобновить постоянные обсуждения вопросов внутренней и внешней безопасности, инвестиционное сотрудничество. Решено провести в начале июня рабочую встречу по соглашению о свободной торговле между Республикой Кореей и КНР. В ходе переговоров Фумио Кисиды и Ли Цяна также были достигнуты некоторые экономические договоренности. По итогам данного саммита принята совместная декларация о развитии сотрудничества в следующих сферах: по гуманитарным обменам, включая туризм, для 40 млн человек к 2030 году; противодействию негативным изменениям климата; экономическому сотрудничеству и торговле, с достижением трехстороннего соглашения о свободной торговле; общественному здравоохранению, научно-техническому сотрудничеству, в том числе в цифровизации; службам помощи по стихийным бедствиям и обеспечению безопасности.
Следующий год объявили годом культурных обменов между Республикой Кореей, Японией и Китаем. Разумеется, на саммите обсуждали и проблему КНДР, в которой в последнее время наращиваются программы по введению в строй новейших ракет, военных спутников. Сеул и Токио призвали Бейджин оказать давление на Пхеньян в плане отказа от этих программ. Однако Ли Цян невозмутимо указал на то, чтобы все стороны играли «конструктивную роль» и сохраняли «приверженность ослаблению напряженности». В конечном итоге Бейджин, Сеул и Токио подтвердили свою приверженность к денуклеаризации Корейского полуострова, условившись «продолжить прилагать позитивные усилия для политического урегулирования проблемы Корейского полуострова».
Вместе с тем на Сеульском саммите премьер-министр КНР Ли Цян заявил: «Поддержание стабильных и бесперебойных производственных цепочек и поставок в обеих странах служит их собственным интересам. Например, в полупроводниковом секторе, несмотря на давление со стороны Соединенных Штатов, китайские производственные цепочки продолжают приносить пользу южнокорейским компаниям, включая Samsung». Ли Цян добавил, что «Китай, Япония и Республика Корея должны рассматривать друг друга как партнеров и возможности для развития, а также поддерживать экономическую глобализацию и свободную торговлю». Ли Цян призвал «не превращать экономические и торговые вопросы в политические игры или вопросы безопасности и отказаться от протекционизма, а также от разъединения или разрыва цепочек поставок».
В конце концов, Ли Цян сказал, что Япония и Республика Корея должны «придерживаться духа стратегической автономии (от США, – прим. авт.) и поддерживать наши двусторонние отношения». Ли Цян подытожил: «Китай, Япония и Южная Корея должны надлежащим образом решать деликатные вопросы и разногласия, а также учитывать основные интересы и озабоченности друг друга. И действительно построить настоящую многосторонность». На фоне таких высказываний Ли Цяна президент Юн Сок Ёл договорился с премьер-министром Японии Фумио Кисидой об укреплении военно-дипломатического и экономического сотрудничества их стран. Кисида выразил озабоченность Токио по ситуации вокруг Тайваня. В ответ Ли Цян заявил, что Тайвань относится к зоне исконных интересов Китая, на которую нельзя покушаться.
Тем не менее, похоже, Китай понял, что Запад за его «союз» с Россией взялся не на шутку, и, соответственно, начал снижать свои поставки для российских партнеров. Так, в марте впервые с конца 2022 года снизились поставки китайской продукции в Россию (почти на 16%). В апреле это сокращение продолжилось (около 13%). Как известно, введенные США санкции против финансовых организаций, сотрудничающих с Россией, заставили китайские банки отказаться от обслуживания платежей по торговле с российскими партнерами. В итоге импорт из Китая в Россию просел. Нужно понимать, что Китай сейчас, в виду почти полного прекращения торговли России с Западом, выступает главным поставщиком для российской экономики машин, механизмов и оборудования, включая электрическое. Среди этого перечня для России критически важны товары двойного назначения, которые используются при производстве российского оружия.
В этом свете неудивительно, что в Кремле после существенного снижения импорта из Китая стали нервничать, и, видимо, в ходе недавнего визита Путина в КНР обсуждение механизмов обхода западных санкций, препятствующих российско-китайской торговле, стало главной повесткой. На этом фоне Бейджин, конечно, также стал беспокоиться, поскольку сегодня сотрудничество с Россией может выйти боком для его экономики, которая и без того находится в плохой форме. Все вы знаете, что китайская экономика в данный момент испытывает большие проблемы, которые можно преодолеть лишь с помощью развития торговли с главными экономическими партнерами – странами Запада (США и Евросоюз). Поэтому Бейджин не может себе позволить расширять конфликт с Западом из-за России.
И самое главное: Бейджин наверняка понимает, что Россия скоро потерпит в Украине сокрушительное поражение, а ее военный потенциал оказался раздутым пропагандой, не способным противостоять милитаристским мускулам Запада. В этом лишний раз можно было убедиться в конце прошлой недели, когда США и ряд других западных стран разрешили ВСУ бить их оружием по территории России. В ответ Кремль ничего не сказал, не стал традиционно угрожать ядерным оружием. Тем самым стало понятно, что ядерные угрозы Кремля – это пустышка, блеф, попытки «брать на понт», за которыми нет ничего серьезного. К тому же на минувшей неделе ВСУ уничтожили два комплекса ядерной самообороны (раннего радиолокационного обнаружения ядерных и ракетных атак) России вблизи Орска и Армавира.
В этом случае, согласно российской ядерной доктрине, Кремль должен был отреагировать ответными ядерными ударами. Но он не сделал это, наверное, потому что «кишка тонка». Теперь Запад, в случае необходимости, может беспрепятственно атаковать своими ракетами все ядерные и другие стратегические объекты на европейской территории России. При таком раскладе Кремль даже не успеет применить свои ядерные ракеты. Таким образом, Бейджин должен осознавать, что его союз с Россией обречен на провал, за которым последует и крах китайской экономики. А это в свою очередь приведет к падению режима Си Цзиньпина – в результате массовых народных протестов. Несмотря на то, что Бейджин продолжает демонстрировать свои мускулы перед Западом, вся эта ярмарка тщеславия скоро бесславно закончится.
Неделю назад Евросоюз ввел дополнительные санкции за поставки оружия из Ирана и КНДР в Россию. В это же время вышло совместное заявление министров иностранных дел нескольких европейских стран, США, Канады, Великобритании, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии о том, что они будут координировать введение новых санкций против КНДР из-за «незаконной передачи оружия из КНДР России для использования в нападении на Украину». Санкции на КНДР наложены также по причине расширения северокорейской ракетно-ядерной программы.
Однако Китай на днях заявил, что не примет участие в швейцарском саммите мира по Украине. В этой связи не исключено, что Си Цзиньпин все же решился на обострение отношений с Западом в сотрудничестве с Россией. Может быть, Бейджин считает, что таким путем сможет нейтрализовать протестный потенциал внутри Китая, мобилизовав его на возможную войну, например, за Тайвань и острова в Южно-Китайском море. По всей видимости, Си Цзиньпин больше похож на деспотичного Мао Цзэдуна, нежели на новатора Дэн Сяопина. Вот только он, видимо, забыл, что в мировой истории диктаторы, как правило, плохо заканчивали. Либо Бейджин (товарищ Си), наконец, пойдет на сближение с Западом ради спасения своей «шкуры».
Фото из открытых источников