Геополитика

Китай глядит на север: российская альтернатива для транзита из КНР

Талгат Мамырайымов

29.05.2024

На днях сообщили, что, вероятно, в начале июня Китай нападет на Тайвань. Разумеется, эта «новость» взбудоражила многих людей в мире, особенно тех, жизнедеятельность которых в той или иной степени зависит от ситуации в Китае. Беспокойство этих людей укрепляется тем, что китайские вооруженные силы начали масштабные учения вокруг Тайваня, в ходе которых отрабатывались сценарии войны за остров. В этой связи «Тайвань привел армию в повышенную готовность». За несколько дней до данных военных учений Бейджин ввел санкции против 12 военно-промышленных компаний США и их управляющих за продажу американского оружия Тайваню. Одним словом, ситуация вокруг Тайваня накаляется, и неизвестно, чем это закончится даже в ближайшее время. Но эта статья не об этом, а несколько о другом, что является контекстом ухудшения отношений США и Китая.

Речь пойдет об альтернативных путях торгового выхода КНР в Европу, главного рынка для китайских производителей. Благо, что рынок недвижимости в Поднебесной сильно просел, и теперь Китаю остается уповать только на экспорт для поддержания своей экономики на плаву. Потому-то морская торговля (она занимает 90% всей китайской торговли) для Китая жизненно важна. К тому же морские поставки – дешевле автомобильных и железнодорожных. В этой связи обратим внимание на одну знаковую, на мой взгляд, новость. Пару недель назад Путин назначил Николая Патрушева своим помощником, сняв его с должности секретаря Совбеза.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Задействовать все резервы для свободы движения товаров

Казахстан стремится заключить с Китаем соглашение по управлению водными ресурсами

Центральноазиатский торговый коридор завоевывает интерес на фоне напряженности в регионе

Практически все эксперты поспешили объявить новую должность Патрушева некоей синекурой, «пенсией». На самом деле, представляется, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что в новой должности Николай Патрушев займется вопросами кораблестроения. Как сказал Дмитрий Песков: «Это будет одной из основных его сфер кураторства, но будут и другие, возможно». То есть Николай Патрушев не задвинут в дальний угол. По всей видимости, Владимир Путин поручил ему стратегическую задачу. Не исключено, что Патрушев будет заниматься вопросами обеспечения Северного морского пути (СМП) ледоколами, другими необходимыми судами и внешними связями.

На этой позиции Патрушеву, очевидно, будет помогать Игорь Левитин, назначенный советником и специальным представителем президента РФ «по международному сотрудничеству в сфере транспорта, на международных транспортных путях: МТК «Север-Юг» и Северном морском пути (СМП)». И тут проглядывается самое важное: ввиду роста напряженности в отношениях с США, непростой ситуации на Ближнем Востоке Китай заинтересован в развитии Северного морского пути – в первую очередь, для выхода к морю из своих северных и северо-восточных провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренней Монголии.

К слову, в начале мая сообщалось, что регулярные перевозки между Архангельском и Китаем по Северному морскому пути начнутся уже в этом году. В это же время китайская судоходная компания Hainan Newnew Shipping заключила с российской стороной соглашение об экспортно-импортных перевозках из Архангельска в порты Китая. Большую заинтересованность в Севморпути проявляет также Индия. Оказывается, еще в сентябре прошлого года первое судно по Северному морскому пути в тестовом режиме проследовало из Архангельска в Шанхай. Выяснилось, что доставки по этому маршруту проходят в два раза быстрее (за 22 дня), чем через Суэцкий канал.

В текущем году запланирована отправка по Севморпути от 10 до 12 рейсов. Архангельский порт может обрабатывать около 11 млн тонн грузов в год. Но планируется расширение его мощностей. Напомним, что проводку судов по Севморпути осуществляют ледоколы — семь атомных и три неатомных. К 2035 году планируется довести их количество до 18 штук. В прошлом году по Северному морскому пути перевезли 36,254 млн тонн грузов, из них транзитных китайских товаров — рекордные 2,15 млн тонн. Есть планы, что транзит по Северному морскому пути из Китая за шесть лет (к 2030 году) увеличится в 25 раз (до 50 млн тонн в год).

В ходе недавнего визита Владимира Путина в Китай было принято решение создать совместную комиссию по наращиванию транзита по Севморпути. В этой комиссии российскую сторону будет представлять Росатом, а с китайской стороны — министр транспорта КНР, что показывает высокую заинтересованность Китая в Севморпути. Протяженность Северного морского пути между Европой и Азией составляет 13 тысяч километров, по Суэцкому каналу — 21 тысячу. Это сокращает время доставки грузов из Китая в Европу с 5–6 недель до менее трех. Следует отметить, что правительство РФ в августе 2022 года приняло план развития Северного морского пути до 2035 года (финансирование — почти 1,8 трлн рублей).

В этом году объем грузоперевозок по Севморпути хотят довести до 40 млн тонн (транзитных поставок — около 2,5–3 млн тонн), а к 2035 году — до 160 млн тонн. Кстати, в 2023 году российские нефтекомпании отправили по Севморпути в Китай около 1,5 млн тонн нефти. В текущем году эти поставки планируют довести до около 2,5 млн тонн российской нефти. Примечательно, что в свое время Путин представлял Северный морской путь как международную транспортную артерию, способную «составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству».

В этом ему вторил как раз тогдашний секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. В итоге Владимир Путин в прошлом году в Китае заявил, что Северный арктический морской путь ничем не хуже «Одного пояса, одного пути». Тогда он уточнил: «Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всем протяжении Северного морского пути станет круглогодичной». Так Путин призвал иностранных инвесторов, начиная с членов БРИКС, к участию в данном глобальном проекте.

Как известно, проект «Один пояс, один путь», в частности, его сухопутная часть через Центральную Азию и Пакистан, для Китая является запасным на случай блокировки Малаккского пролива. Однако поставки по железной дороге более дорогие, чем по морю. В случае с Центральной Азией они еще мультимодальные, то есть происходит несколько разных перевалок — с разной колеи, с железных дорог через Каспий и далее опять через ж/д, и снова через моря. Тем самым маршрут через Центральную Азию, конечно, очень трудоемкий и затратный.

Поэтому, возможно, Китай намерен соединить Северный морской путь с «Одним поясом, одним путем» — чтобы создать альтернативный глобальный маршрут из Восточной Азии в Европу, независимый от влияния США и их союзников. На фоне трений с США, особенно ввиду роста напряженности вокруг Тайваня, маршрут в Европу через Южно-Китайское море, Малаккский пролив и Суэцкий канал становится для Бейджина не таким безопасным, как ранее. К тому же конфликты на Ближнем Востоке создают угрозы безопасному судоходству по Суэцкому каналу.

Впрочем, рассуждения о хороших перспективах Северного морского пути бессмысленны, если не будут налажены тесные дружеские отношения с европейскими грузоперевозчиками. Кроме того, Севморпуть в силу климатических условий (плотного льда) может работать лишь два месяца в году. Среди прочего у России сейчас по понятным причинам нет достаточных средств для развития своего дополнительного флота ледоколов, что, разумеется, затрудняет развитие судоходства по Севморпути. Вдобавок вдоль Севморпути у России пока нет достаточного количества хорошо оснащенных морских портов, включая необходимые ремонтные мощности. Правда, судя по всему, китайцы примут участие в благоустройстве портов, логистических центров на российском побережье Северного Ледовитого океана.

Тем не менее, компетентные эксперты считают, что Севморпуть может стать значимым маршрутом на мировом рынке фрахта, если будет контролировать хотя бы 2–4% транзита (50–70 млн тонн ежегодно) между Европой и Восточной Азией. Достижение этой цели в сегодняшней ситуации выглядит маловероятным. Ко всему прочему нужно понимать, что поставки по СМП несколько дороже других морских поставок, поскольку в данном случае возрастают расходы из-за использования ледоколов. Если, конечно, Россия не откажется от транзитного или ледокольного сборов на Севморпути.

Вдобавок традиционные морские перевозки постоянно дешевеют. В этих условиях китайские товары на СМП могут оказаться дороже тех, которые будут поставляться по традиционному морскому маршруту. И, соответственно, те же европейцы вряд ли готовы будут принимать такие повышения стоимости китайского экспорта. Да и услуги за транзит по Севморпути не принесут России больших прибылей – это в основном ее политический ресурс, козырь в отношениях с Китаем. Но все зависит от степени заинтересованности Бейджина в СМП. Не исключено, что Бейджин, в конце концов, пойдет на сближение с Западом в ущерб отношениям с Россией.

Как бы там ни было, никто не гарантирует, что Китай не нацелился на жесткое обострение отношений с Западом, готовясь, например, к вторжению на Тайвань. В этих условиях для Китая, тем более, нужен будет альтернативный морской путь в Европу и другие регионы мира. США с помощью своих военных баз, военно-морского флота и сил союзников может в случае конфликта с Китаем заблокировать для китайских судов Малаккский пролив, который является главным торговым выходом КНР во внешний мир. Напомним, Малаккский пролив является самым прямым морским путем между Индийским океаном и Южно-Китайским морем, обеспечивающим торговлю Африки, Европы и Ближнего Востока с Индо-Тихоокеанским регионом, включая Китай. Четверть мирового товарооборота и треть мировых поставок нефти приходится на Малаккский пролив. Поэтому и Россия крайне заинтересована в том, чтобы иметь альтернативный морской путь торговли с Китаем в виде Севморпути.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Иран на пороге больших перемен

Новый мировой порядок или чрезмерные амбиции?

Индия — новая «фабрика мира»?

Третья мировая война на пороге?

Астана — Сеул: ресурсы в обмен на технологии

Мирзиёев закручивает гайки: эхо Каракалпакстана

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 16.07.2024

Логика реформ

ИНТЕРВЬЮ | 16.07.2024

Дмитрий Орлов: Будут новые попытки переворота

ОБЩЕСТВО | 16.07.2024

Шапалак от Артаева: о чем рассказал известный боксер

АНАЛИТИКА | 15.07.2024

Трамп против пули

ГЕОПОЛИТИКА | 15.07.2024

Иран на пороге больших перемен

СПОРТ | 13.07.2024

Неудачное начало: обзор первых игр казахстанцев на еврокубках