Общество

Карго-культ техницизма

Талгат Мамырайымов

28.05.2024

В последнее время в нашей стране уполномоченные органы заговорили про совершенствование ЕНТ, чтобы его результаты в числе прочего признавались в зарубежных вузах. В этих целях сейчас улучшается качество казахстанских тестов ЕНТ с помощью международных организаций. Как на днях сообщило наше министерство науки и высшего образования, в следующем году в Казахстане в пилотном режиме пройдет сдача Единого национального тестирования в новом формате. Предполагается, что в будущем казахстанские абитуриенты станут сдавать тестирование по международным стандартам SIT, выбирая место и время тестирования.

Конечно, отечественную систему тестирования нужно модернизировать, прежде всего по содержанию тестов. Но суть ведь по большому счету не в тестах, а в содержании всего полученного нашими школьниками образования. Уже не говоря про образование наших студентов, которые тоже проходят разные тестирования. Другими словами, ключевое в полученном образовании – понимание его содержания и применимость на практике. Это называется «функциональная грамотность». В современном мире уровень функциональной грамотности учащихся является одним из критериев оценки образования.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Расул Рысмамбетов: Надо дать свободу манёвра и работу имеющимся мозгам…

Качественное высшее образование – возможность не для всех

Как отбирают учителей в развитых странах

Развитие функциональной грамотности у школьников выступает необходимым компонентом качественного образования во многих странах мира. ЮНЕСКО рассматривает функциональную грамотность как способность идентификации, понимания, интерпретирования, использования печатных, написанных материалов в разных ситуациях. Согласно ЮНЕСКО, функционально грамотный человек должен обладать прежде всего высоким уровнем навыков чтения, письма. В данном случае оценивается не техника чтения, а способность школьника использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения.

ОЭСР рассматривает функциональную грамотность как способности, набор знаний, навыков и стратегий, которыми овладевают на протяжении всей жизни в различных контекстах, через взаимодействие с коллегами и широкой общественностью. ОЭСР в системе функциональной грамотности выделяет в первую очередь грамотность чтения, определяя ее как фундаментальный навык. ОЭСР отмечает также, что «цели образования сместились от акцента только на сбор и запоминание информации на включение контекста более широкого понимания знания».

Результаты разных международных «измерительных» проектов показали, что у казахстанских учащихся — недостаточная способность к пониманию и осмыслению текстов различного содержания; недостаток практических навыков, характеризующих математическую компетенцию; недостаточные умения применять основные естественнонаучные понятия для объяснения реальных ситуаций из повседневной жизни, критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы, обосновывать высказанную точку зрения.

Рассмотрение грамотности сквозь призму способности реализовывать на практике знания и навыки продиктовано компетентностным подходом к процессу обучения. Компетентность в данном подходе воспринимается как знания, полученные в ходе образования. Соответственно, функциональная грамотность рассматривается как реализованные компетентности. Стандарты образования развитых стран мира состоят из двух видов – желаемого минимума содержания предметных знаний, навыков, критериев и применения результатов обучения на практике. В большинстве образовательных систем ведущих государств мира признается важность и актуальность развития функциональной грамотности и ключевых компетенций у школьников, хотя не существует единого и четкого определения этих компетенций.

Основной акцент ставится на индивидуальном подходе к учащимся, развитию навыков, критического мышления, стратегического подхода и применения полученных навыков на практике. Следовательно, расширение объема компетентностно-ориентированных тестов (направленных на диагностику функциональных умений) в новой системе оценки ЕНТ потребует соответствующей подготовки педагогического сообщества Казахстана. Для введения компетентностно-ориентированных тестов необходима также организация специальных курсов переподготовки, обучающих работе с новыми контрольно-измерительными материалами. А декларируемые стандарты содержания обучения должны коррелировать с их оценкой на практике.

Кроме того, развитие качества школьного образования, функциональных знаний, навыков и способностей учащихся невозможно без повышения качества преподавательского состава. Но этой цели нельзя достичь без кардинального улучшения подготовки учителей в вузах Казахстана, без устранения коррупционных факторов при приеме на работу преподавателей школ, либо при оценке их квалификации. И самое главное – нельзя оценивать качество знаний педагогов, учащихся на основе культа техницизма.

Можно сказать, что в нашей стране, особенно в правящей элите, сложился культ технократизма, техницизма, когда люди буквально преклоняются перед математическими формулами, выкладками технических и естественных наук, рассматривая их как истину в последней инстанции. Причем нередко все эти «техницизмы» очень редко кто понимает. Впрочем, даже те, кто понимает все эти «цифры», обычно слабо понимают природу тех явлений, где они применяются. К примеру, в экономике. Можно быть супер-математиком, но при этом не всегда представлять природу и характер экономических процессов, поскольку они базируются на социальном и культурном контексте.

В этой связи необходимо отметить, что в Казахстане в среднем на обучение одного бакалавра выделяют около 2 тысяч долларов. В то время как в развитых странах мира на эти цели расходуется более 20 тысяч долларов. На обучение наших школьников выделяется еще меньше средств – в сравнении с ведущими в этом плане странами. Иными словами, наши технократы-математики даже толком считать не могут, чтобы обеспечить нормальное функционирование системы образования. Но это – небольшое отступление от темы статьи.

Короче, бывает, что и многие экономисты-технократы плохо понимают сущность механизмов рыночной экономики, сводя ее лишь к графикам, математическим формулам, налоговым поступлениям и т. п. Так проявляется истинная цена и глубина их экономического образования. Вот это и есть функциональная грамотность этого их образования. Однако все эти люди продолжают преклоняться перед «цифирью», как перед неким божеством. Такое бездумное поклонение «технике» и «науке» напоминает карго-культ. Не случайно в нашем обществе, в том числе в элите, широко распространена вера в псевдопсихологические концепции, во всяких экстрасенсов. Как известно, такие формы веры, магического мышления являются одним из проявлений карго-культа.

«Техницизм – это чрезмерное увлечение технической стороной какого-нибудь дела в ущерб его сущности», — пишут методологи науки. К сожалению, в современности сциентизм, техницизм зачастую выступают критериями «пригодности», «нужности» человека. В наше время гуманизм находится в опасности, ибо человек все больше рассматривается как обезличенная функция, винтик машины. Отчуждение и обездушенность сегодня стали философией человека и общества. В свое время некоторые мыслители видели в таких симптомах закат всей человеческой цивилизации. Многие современные политические режимы стали оборотной стороной техницизма, полного подчинения воли и свобод человека миру финансовых схем, прибыли, «цифровизации».

По большому счету такой подход к человеку сродни духу концлагерей Третьего рейха, ГУЛАГа, которые во многом были фабриками смерти ради извлечения из этого выгоды. Потому что носители техницизма считают, что только лишь наука и техника являются двигателями общественного развития и инструментами разрешения социальных проблем. Сторонники техницизма полагают, что даже человек представим в виде совокупности формул. Конечно, это наивный подход к пониманию природы мира и человека. Неслучайно носители техницизма во время сложных вызовов оказываются беспомощными и растерянными. А до этого они себя, ничтоже сумняшеся, ощущают «хозяевами» жизни, природы.

Человечество как раз постепенно подходит к такому времени, когда характер глобальных вызовов будет настолько сложен, что людям на одном лишь техницизме невозможно будет «выехать». В эти сложные времена (после наступления глобальных климатических катаклизмов) потребуется обращение к внутренним духовным ресурсам человека, чтобы не сломаться, выжить перед лицом тяжелейших угроз. Поэтому современное образование нельзя строить на приоритете технических, естественных и точных наук – необходимо комплексное образование в сочетании с изучением социальных, гуманитарных и философских наук.

Впрочем, как ни крути, но сейчас Казахстан входит в пространство новой информационной эпохи, где, чтобы выжить, наши көке-маке вынуждены будут опираться на профессионалов, специалистов с комплексным образованием, а не «узких» технарей. История науки показывает, что гениями и суперпрофессионалами становятся в основном за счет самообразования. Иначе говоря, в наших вузах можно получить хорошее образование только за счет усиленного саморазвития, самообразования, заимствуя некоторые знания от редких учителей-подвижников. Таким образом, на мой взгляд, одной из ключевых причин плохого качества среднего и высшего образования в Казахстане, помимо коррупции, стала философия примитивного сциентизма, которой придерживаются наши элиты.

То есть, согласно этой «философии», социальные науки, философия – это болтология, а нужно изучать только технические, естественные и точные науки. Однако мировая история, исследования эпистемологов показали, что творческий потенциал ученого не может достичь больших высот без комплексных знаний во всех сферах, включая гуманитарные и социальные науки. В общем, думается, недопонимание основ эпистемологии, философии науки является главным фактором пагубных ошибок в сфере строительства современной системы образования в Казахстане. На Западе именно высокое развитие философии лежало в основе научно-технической революции XVI–XVII веков. Ведь в некотором смысле философия является «программой» квалифицированного ученого.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Иран на пороге больших перемен

Новый мировой порядок или чрезмерные амбиции?

Индия — новая «фабрика мира»?

Третья мировая война на пороге?

Астана — Сеул: ресурсы в обмен на технологии

Мирзиёев закручивает гайки: эхо Каракалпакстана

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 16.07.2024

Логика реформ

ИНТЕРВЬЮ | 16.07.2024

Дмитрий Орлов: Будут новые попытки переворота

ОБЩЕСТВО | 16.07.2024

Шапалак от Артаева: о чем рассказал известный боксер

АНАЛИТИКА | 15.07.2024

Трамп против пули

ГЕОПОЛИТИКА | 15.07.2024

Иран на пороге больших перемен

СПОРТ | 13.07.2024

Неудачное начало: обзор первых игр казахстанцев на еврокубках