Общество

Качественное высшее образование – возможность не для всех

Талгат Мамырайымов

19.07.2023

В настоящее время в полном разгаре процесс приема документов для поступления в вузы Казахстана на 2023-2024 учебный год. Напомним, что этот процесс стартовал 20 июня и продлится до 25 августа. А с 13 по 20 июля принимаются заявки на участие в конкурсе образовательных грантов. Непосредственным началом «церемонии» поступления в вузы стала сдача ЕНТ. В этом году ЕНТ (с 18 мая по 5 июля) сдали 162 тысячи абитуриентов, из которых несколько сотен человек лишились права проходить тестирование за нарушения правил. Всего пороговый балл ЕНТ (73 балла) достигли 135 тысяч абитуриентов - около 83% от общего числа. В прошлом году таковых было 67% при 66 «проходных» баллах. Только лишь 5 человек набрали наивысшие 137 баллов, 2 868 - свыше 120 баллов. А вообще еще до 31 октября сего года будут анализироваться видеозаписи ЕНТ, по итогам чего результаты нарушителей будут аннулированы.

Таким образом, в текущем году были предприняты беспрецедентные меры по предотвращению разных махинаций вокруг ЕНТ. Тем более, что, возможно, с относительно давних пор сдача различных экзаменов, тестов, включая ЕНТ, творческих экзаменов, профессиональных тестов преподавателей – отдельная «отрасль» теневого бизнеса. Как бы то ни было, практика показала, что только лишь тестирование дает возможность, в частности, тысячам детей из малообеспеченных семей поступать в вузы. Учитывая нашу систему негласных договоренностей, кумовства, агашкизма, устные и письменные экзамены давно стали бы вотчиной разных көке-маке, когда учеба в вузах стала бы прерогативой только «блатных».

Однако сегодня качественное высшее образование продолжает быть доступным преимущественно только для обеспеченных казахстанцев, ибо качество наших вузов оставляет желать лучшего. Не случайно, согласно соцопросам, казахстанских абитуриентов больше привлекают не казахстанские вузы, а зарубежные, особенно российские. Нельзя сказать, что российские университеты входят в мировую элиту высшего образования. Но, тем не менее, качество образования в них на голову выше, чем в наших вузах, да и по языку, и культуре российские вузы более ближе многим казахстанцам, чем западные университеты.

В рейтинге Quacquarelli Symonds (QS) лучших университетов мира 2023 года лучшим казахстанским вузов стал КазНУ им. Аль-Фараби, занявший тут 150-е место. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева расположился на 277-й позиции, Satbayev University (КазНТУ им. К. Сатпаева) – на 405 месте, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауезова – на 443 позиции, КазНАУ – 481, КазНПУ им. Абая – 511-520 и т.д. Всего в QS 2023, как и в прошлом году, оказалось 16 казахстанских вузов. В рейтинг Times Higher Education на 2023 год попали только 6 казахстанских университетов: КазНУ им. Аль-Фараби (1001-1200 место), ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (1201-1500), Satbayev University (1500+), КазНПУ им. Абая, Карагандинский университет Казпотребсоюза и Кокшетауский государственный университет. А в рейтинге агентства US News этого года оказались лишь Назарбаев Университет (1250 позиция) и КазНУ им. Аль-Фраби (1664 место).

Одним словом, наши университеты в мире не особо котируются, что является главным показателем качества их образования, ибо указанные рейтинговые агентства – это нечто вроде рыночных агентов, чутко чувствующих конъюнктуру и содержание рынка высшего образования в мире. Наверное, казахстанские вузы больше ориентируются на внутренний рынок, поскольку социальный статус высшего образования в нашем обществе очень высокий. И многие казахстанцы, несмотря на невысокое качество обучения в отечественных вузах, пытаются отучить в них своих детей, чтобы получить хоть такой диплом. В конце концов, по затратам он более доступен, чем диплом ведущих западных, российских вузов. Поэтому высшее образование в Казахстане является одной из точек приложения усилий предприимчивых бизнесменов. Так, в 1-м квартале этого года в сфере высшего образования в Казахстане оказано услуг на сумму 102,7 млрд тенге, из низ 52,9 млрд тенге – за счет бюджета. Население оплатило в этой сфере услуг на 48,1 млрд тенге, предприятия – 1,7 млрд тенге. При этом, возможно, есть и значительный теневой рынок в сфере высшего образования.

Недавно на пресс-конференции в СЦК вице-министра науки и высшего образования К. Ергалиева спросили про законность услуг (имелась в виду соответствующая реклама в интернете) по написанию дипломных работ, продаже готовых удостоверений по окончанию вузов. На что вице-министр ответил: «У меня такая реклама не выходит. Если есть факты, вы нам предоставьте, давайте мы рассмотрим. Но если речь идет о мошенничестве или противоправных действиях, то, думаю, нужно обращаться в правоохранительные органы, и они должны разбираться, насколько это законно и правильно». Несколько непонятный ответ, не правда ли? То есть непонятно, кто будет заниматься мониторингом этих проблем в сфере высшего образования, только правоохранительные органы? Как-то не комильфо всё это.

Как сообщил в СМИ министр науки и высшего образования Саясат Нурбек: «Мы потеряли огромный кадровый потенциал за последние 30 лет. Если на момент развала Советского союза у нас было 52 тысячи официально зарегистрированных научных работников, то уже к 2000 году их стало 12 тысяч. С 2013 года, к сожалению, идет отток научных кадров». Как в условиях отсутствия достаточного количества научных кадров может быть высококачественная подготовка специалистов с высшим образованием? То есть – это системная, общегосударственная проблема, упирающаяся в качество социальных институтов и экономики. Поэтому не надо удивляться низким достижениям наших вузов.

Чтобы стать преподавателем в вузе, колледже, необходимо, как минимум, пройти две ступени «обучения» - бакалавриат и магистратуру. В большинстве вузов вы не сможете преподавать без ученой степени доктора Phd, или кандидата, доктора наук. А то, что у вас есть научные публикации, признаваемые в мире, это ничего не значит, если у вас нет ученой степени. Тем не менее, с такими требованиями заработная плата преподавателей вузов, колледжей меньше заработков многих неквалифицированных работников. Но из-за повальной безработицы люди идут работать преподавателями. Более того, в большинстве вузов образовались некие закрытые «корпорации», когда туда попадают только «свои» преподаватели. В частности, в одном вузе мы были свидетелями того, как заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин искала «хорошего парня» на ставку преподавателя.

По ней и ее коллегам стало понятно, что им нужен на эту ставку послушный исполнитель, простой жігіт, который будет вести себя «по-мужски», «свой, наш пацан», короче. А обладает ли он необходимыми знаниями, навыками им не было интересно. Собственно, у нас такие распорядки порой идут с самого верха власти. Не так ли? При этом в вузах преподают, например, социальные науки люди, которые ни дня не работали аналитиками, полевыми исследователями в научно-аналитических структурах страны. Не думается, что студенты получат от них знания, которые они смогут применить на практике. К слову, с 10 июля началась оценка знаний казахстанских педагогов, в ходе которых уже выявились довольно значительные нарушения среди сдающих экзамены.

Все родители хотят, чтобы их дети получили хорошее высшее образование, которое позволило бы им достичь обеспеченной жизни. Выбор будущей профессии – очень ответственный процесс, порой требующий значительного времени, начиная со старших классов в школе. Нашим родителям нужно осознать, что профессию в конечном итоге должны выбирать сами дети, но местами им следует подсказывать некоторые моменты. При этом не надо навязывать детям профессии только потому, что они престижны, либо за счет них можно «нарубить много капусты», особенно коррупционным путем. Так, вы уже загодя губите души своих детей, даже если они сами предпочитают такие профессии, исходя из общепринятых в кругу их общения ценностей. Таким образом, мы подошли к главному моменту в выборе профессии – она должна соответствовать не только способностям, склонностям, но и душевным порывам ваших детей.

Если вы сами этого не понимаете, то вам обязательно нужно обратиться к учителям в школе, чтобы попытаться узнать про все эти вещи. Профессия по душе – это свет, который будет освещать весь жизненный путь ваших детей, особенно во времена трудностей. И не важно, востребована ли эта профессия в стране, но, когда она по душе, человек может стать профессионалом высокого уровня, который, в конце концов, будет востребован везде, где, конечно, нужны компетентные специалисты, а не лояльные работники. Впрочем, как ни крути, но сейчас Казахстан входит в пространство новой информационной эпохи, где, чтобы выжить, наши көке-маке вынуждены будут опираться на профессионалов, специалистов с комплексным образованием, а не «узких» технарей.

На мой взгляд, одной из ключевых причин плохого качества высшего образования в Казахстане, помимо коррупции, является философия примитивного сциентизма, которой придерживаются наши элиты. То есть, согласно этой философии, социальные науки, философия – это болтология, а нужно изучать только технические, естественные и точные науки. Однако мировая история, исследования эпистемологов показали, что творческий потенциал ученого не может достичь больших высот без комплексных знаний во всех сферах, в том числе гуманитарных и социальных. Вообще, думается, недопонимание основ эпистемологии, философии науки является главным фактором пагубных ошибок в сфере строительства современного высшего образования в Казахстане. На Западе именно высокое развитие философии лежало в основе научно-технической революции 16-17 веков. Ведь в некотором смысле философия является «программой» квалифицированного ученого.

История науки показывает, что гениями и суперпрофессионалами становятся в основном за счет самообразования. Иначе говоря, в наших вузах можно получить хорошее образование только за счет усиленного саморазвития, самообразования, заимствуя некоторые знания от редких учителей-подвижников. Кроме того, ваш ребенок, освоив какой-нибудь иностранный язык, дальше, в рамках разных программ, сможет продолжить обучение в хорошем зарубежном вузе. Но для этого необходима усердная, ежедневная подготовка, учеба. Этого себе не могут позволить учащиеся из малообеспеченных семей, ибо уже с детства им приходится помогать по хозяйству и даже подрабатывать, в том числе и обучаясь в вузе. Поэтому нужно добиваться, чтобы на законодательном уровне обеспечили материальную помощь для детей из малообеспеченных семей в деле получения качественного высшего образования.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Новое мировоззрение для выживания человечества

Шаманы и недоповорот на Восток

Подготовка к большой войне

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Топ-тема

Другие темы

СПОРТ | 14.12.2024

Бельгия — фаворит. Мы — в аутсайдерах

ИНТЕРВЬЮ | 14.12.2024

Алексей Шемес: Я искал Спилберга!

НОВОСТИ | 13.12.2024

Токаев подписал указ о награждении энергетиков

НОВОСТИ | 13.12.2024

Что построят вместо резиденции президента в Актау

НОВОСТИ | 13.12.2024

Уволить акима района в Алматинской области рекомендуют в АДГС

НОВОСТИ | 13.12.2024

ЖК «Французский дом» сносят в Алматы