Общество

Как отбирают учителей в развитых странах

Талгат Мамырайымов

10.10.2023

В прошлый четверг на Республиканском съезде педагогов много говорилось о ключевой роли учителей в построении нового Казахстана. В этой связи хотелось бы показать, как отбирают учителей в развитых странах мира. В Казахстане педагогов рекрутируют на работу в государственных школах на конкурсной основе. Эта практика недавно внедрена – с прошлого учебного года. Предполагалось, что за счет этого новшества будет серьезно снижена коррупция в данном процессе. До этого «отбором» учителей в школы занимался исключительно директор учреждения, если у кандидата не было прямого «направления» от акиматовского управления образования. Все вы знаете, что эта практика обросла коррупцией, когда должность учителя зачастую попросту приобреталась за энную сумму, которая при этом периодически повторно выплачивалась в начале очередного периода работы. Однако наши умельцы-коррупционеры, скорее всего, местами и конкурсы отбора учителей научились обходить.

И это неудивительно, ибо в стране практически вся система рекрутинга кадров, к сожалению, продолжает оставаться в коррупционной тени. Поэтому закономерно, что временами появляются сообщения о том, как в большинстве случаев несправедливо происходит отбор кадров в нашей системе образования. Так, пару лет назад в СМИ писали, что наша соотечественница Ж. Ниязбекова была признана лучшей студенткой в Китае. Она стала первой казахстанской студенткой, удостоившейся такого звания и стипендии президента китайского университета. В то время как она несколько раз безуспешно пыталась поступить в докторантуру в Казахстане. Между тем с первой попытки поступила в докторантуру китайского университета, где затем показала хорошие научные результаты. Тем самым она получила возможность вне конкурса поступить в постдокторантуру этого университета, и получать в месяц миллион юаней стипендии.

Также Ж. Ниязбекова после окончания учебы может трудоустроиться в любую китайскую компанию. С тех пор в СМИ не было вестей насчет дальнейшей судьбы Ж. Ниязбековой. Но, полагаем, она продолжит успешную карьеру в Китае, поскольку там она получила соответствующие возможности для самореализации. На самом деле Ж. Ниязбекова могла много пользы принести для Казахстана, если бы ее у нас посчитали «достойной» для поступления в нашу «крутейшую» докторантуру. Кто знает, быть может в таком случае она выбрала бы путь преподавателя в школе, вузе, где готовила бы будущих казахстанских нобелевских лауреатов.

В развитых странах мира отбор школьных учителей является очень ответственным делом. Рассмотрим некоторые примеры. Одна из самых эффективных систем подготовки школьных учителей в мире функционирует в Финляндии. Для того, чтобы стать школьным учителем в этой стране необходимо пройти строгий отбор – из 30% лучших выпускников педагогических факультетов в школы отбираются приблизительно около 12% самых достойных. Требуемые критерии квалификации финских учителей, их различия в зависимости от разряда, прописаны в законе об образовании Финляндии.

Большинство финских педагогов получает образование в университетах. Причем преподавание в школах Финляндии возможно только при наличии магистерской степени. Для получения данной степени необходима обязательная сдача курсов по коммуникативной компетентности (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогике и психологии (35 кредитов), основной предметной специализации (35 кредитов), дополнительной предметной специализации (35 кредитов), курсов по выбору (5-8 кредитов). Предметная специализация проходит в тесной взаимосвязи с обучением в вузе и производственной практикой в школах. Классные руководители в Финляндии должны быть магистрами в области педагогики, в то время как учителя-предметники являются магистрами в области той дисциплины, которую они преподают. Как результат, учебная атмосфера в школе очень позитивная: основной акцент базового образования в глубоком изучении предметов.

В Южной Корее после завершения бакалавриата учителя получают педагогический сертификат второго уровня, который может быть улучшен до первого уровня после трех лет работы и 15 кредитных часов обучения без отрыва от производства. Кроме того, существуют шесть месяцев подготовки после начала профессиональной карьеры, которая включает в себя учебное руководство и оценку, проверку работы в классе, и инструкции по делопроизводству и руководству студентов. Учителя Южной Кореи периодически проходят повышение квалификации, а также специальную подготовку в таких областях, как цифровизация информации или создание учебной программы. Программы без отрыва от производства длятся не менее 180 часов (30 дней); работа учителей оценивается по 100-балльной шкале, и учителя, которые завершают программу, получают сертификат, который может улучшить их карьерный рост и перспективы заработной платы.

Тем не менее, учителя в Республике Корея не обязаны проходить такие программы, и могут продвинуться по карьерной лестнице без них. Директора школ могут предоставить учителям профессиональную поддержку путем рекомендаций определенных программ и использования финансов школы, чтобы субсидировать часть расходов по программам повышения квалификации. В начале 1990-х годов при 17 университетах и 11 государственных педагогических колледжей Кореи были открыты институты повышения квалификации учителей средней школы. В этих институтах ежегодно около 20 тысяч учителей проходят специальную подготовку для продвижения по службе. Около 40 тысяч корейских педагогов ежегодно проходят краткосрочные курсы повышения квалификации.

В большинстве университетов Канады существуют факультеты образования, педагогические факультеты, подготавливающие учителей для школ. Нормы сертифицирования, аккредитации программ подготовки учителей принимаются на уровне правительств провинций. В провинции Онтарио, например, полномочиями сертифицирования учителей и аккредитации образовательных программ занимается Коллегия учителей. Для поступления на образовательные и педагогические факультеты необходимы не только хорошие оценки школьного обучения, но и также рекомендации и опыт работы в образовательной сфере. Во многом требование по наличию некоторого опыта преподавательской деятельности обуславливает тот факт, что средний возраст абитуриентов, поступающих на специальность учителя в Канаде, достигает 29 лет.

Помимо этого, необходимо пройти собеседование. В конечном итоге зачисление абитуриентов на факультет уполномочена делать комиссия под руководством заместителя декана. Она состоит из преподавателей той специализации, по которой ведется набор. И только лишь около 10% из числа претендентов проходят данный отбор. Получение преподавательского свидетельства по окончании вуза еще не гарантирует трудоустройство. На работу учителя устраиваются на основе конкурса, проводимого школьным советом. Для получения права преподавать в школах Канады, помимо наличия диплома о степени бакалавра, или магистра, необходим педагогический сертификат канадской провинции. Для возможности преподавать отдельные дисциплины необходима дополнительная специальная квалификация.

В Эстонии подготовка преподавателей выступает одним из главных условий качественного обучения школьников. В Эстонии правом преподавания в школах обладают исключительно магистры. Подготовка учителя для всех классов ведется по общим, специальным дисциплинам. Особое внимание уделяется изучению будущими учителями теории и практики педагогики, психологии, дидактики. Подготовка преподавателей эстонских школ регулируется «Рамочными требованиями к подготовке учителей» от 2000 г. и «Государственным стандартом высшего образования» от 2009 г. Согласно положениям этих документов, эстонские учителя должны быть для школьников наставниками, исследователями, формирующими навыки обучения, их практическую применимость в жизнедеятельности. В Эстонии с 2000 г. при университетах введены курсы повышения квалификаций. Минимальный объем этих курсов составляет 160 часов каждые пять лет.

В Японии учителя начальных и средних школ набираются компетентными органами власти из числа тех, кто имеет соответствующие сертификаты. Учителя в частных детских садах и в начальных и средних школах назначаются органом корпорации, которая основала соответствующую школу. Учителя в начальных и средних школах при национальном университете назначаются министром образования на основе выдвижения президентом университета. Японские студенты, получившие квалификацию учителя начальных и средних школ, прежде чем приступить к своим обязанностям, проходят одногодичный вводный инструктаж. После 10 лет работы японские учителя проходят также курсы переподготовки, повышения квалификации. В Японии создан Национальный центр развития учителей, работающий над повышением квалификации учителей.

Таким образом, в развитых странах мира отбор школьных учителей, можно сказать, является стратегической задачей. Да и как может быть иначе – ведь именно благодаря учителям нация развивается, становится богаче во всех аспектах. Более того, в некоторых культурах звание учителя носит сакральное значение, так как там учитель порой открывает «дороги» в потаенные глубины жизни, наполненные великим смыслом. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее, думается, если бы в нашей стране у педагогов был такой статус, если бы с начала 1990-х годов их тщательно обучали в вузах, то, возможно, мы сейчас жили бы в другой стране – более развитой и богатой. И даже нет гарантий того, что Казахстан сейчас находится в начале этого пути…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Необходимость демилитаризации массового сознания

Турция усиливает свои позиции в Прикаспийском регионе

Песах – основа культа знаний у евреев

Возрождение Антанты и военной силы Японии

Россию начнут выдавливать из Таджикистана?

Непростая борьба с осью зла

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии