И это неудивительно, ибо в стране практически вся система рекрутинга кадров, к сожалению, продолжает оставаться в коррупционной тени. Поэтому закономерно, что временами появляются сообщения о том, как в большинстве случаев несправедливо происходит отбор кадров в нашей системе образования. Так, пару лет назад в СМИ писали, что наша соотечественница Ж. Ниязбекова была признана лучшей студенткой в Китае. Она стала первой казахстанской студенткой, удостоившейся такого звания и стипендии президента китайского университета. В то время как она несколько раз безуспешно пыталась поступить в докторантуру в Казахстане. Между тем с первой попытки поступила в докторантуру китайского университета, где затем показала хорошие научные результаты. Тем самым она получила возможность вне конкурса поступить в постдокторантуру этого университета, и получать в месяц миллион юаней стипендии.
Также Ж. Ниязбекова после окончания учебы может трудоустроиться в любую китайскую компанию. С тех пор в СМИ не было вестей насчет дальнейшей судьбы Ж. Ниязбековой. Но, полагаем, она продолжит успешную карьеру в Китае, поскольку там она получила соответствующие возможности для самореализации. На самом деле Ж. Ниязбекова могла много пользы принести для Казахстана, если бы ее у нас посчитали «достойной» для поступления в нашу «крутейшую» докторантуру. Кто знает, быть может в таком случае она выбрала бы путь преподавателя в школе, вузе, где готовила бы будущих казахстанских нобелевских лауреатов.
В развитых странах мира отбор школьных учителей является очень ответственным делом. Рассмотрим некоторые примеры. Одна из самых эффективных систем подготовки школьных учителей в мире функционирует в Финляндии. Для того, чтобы стать школьным учителем в этой стране необходимо пройти строгий отбор – из 30% лучших выпускников педагогических факультетов в школы отбираются приблизительно около 12% самых достойных. Требуемые критерии квалификации финских учителей, их различия в зависимости от разряда, прописаны в законе об образовании Финляндии.
Большинство финских педагогов получает образование в университетах. Причем преподавание в школах Финляндии возможно только при наличии магистерской степени. Для получения данной степени необходима обязательная сдача курсов по коммуникативной компетентности (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогике и психологии (35 кредитов), основной предметной специализации (35 кредитов), дополнительной предметной специализации (35 кредитов), курсов по выбору (5-8 кредитов). Предметная специализация проходит в тесной взаимосвязи с обучением в вузе и производственной практикой в школах. Классные руководители в Финляндии должны быть магистрами в области педагогики, в то время как учителя-предметники являются магистрами в области той дисциплины, которую они преподают. Как результат, учебная атмосфера в школе очень позитивная: основной акцент базового образования в глубоком изучении предметов.
В Южной Корее после завершения бакалавриата учителя получают педагогический сертификат второго уровня, который может быть улучшен до первого уровня после трех лет работы и 15 кредитных часов обучения без отрыва от производства. Кроме того, существуют шесть месяцев подготовки после начала профессиональной карьеры, которая включает в себя учебное руководство и оценку, проверку работы в классе, и инструкции по делопроизводству и руководству студентов. Учителя Южной Кореи периодически проходят повышение квалификации, а также специальную подготовку в таких областях, как цифровизация информации или создание учебной программы. Программы без отрыва от производства длятся не менее 180 часов (30 дней); работа учителей оценивается по 100-балльной шкале, и учителя, которые завершают программу, получают сертификат, который может улучшить их карьерный рост и перспективы заработной платы.
Тем не менее, учителя в Республике Корея не обязаны проходить такие программы, и могут продвинуться по карьерной лестнице без них. Директора школ могут предоставить учителям профессиональную поддержку путем рекомендаций определенных программ и использования финансов школы, чтобы субсидировать часть расходов по программам повышения квалификации. В начале 1990-х годов при 17 университетах и 11 государственных педагогических колледжей Кореи были открыты институты повышения квалификации учителей средней школы. В этих институтах ежегодно около 20 тысяч учителей проходят специальную подготовку для продвижения по службе. Около 40 тысяч корейских педагогов ежегодно проходят краткосрочные курсы повышения квалификации.
В большинстве университетов Канады существуют факультеты образования, педагогические факультеты, подготавливающие учителей для школ. Нормы сертифицирования, аккредитации программ подготовки учителей принимаются на уровне правительств провинций. В провинции Онтарио, например, полномочиями сертифицирования учителей и аккредитации образовательных программ занимается Коллегия учителей. Для поступления на образовательные и педагогические факультеты необходимы не только хорошие оценки школьного обучения, но и также рекомендации и опыт работы в образовательной сфере. Во многом требование по наличию некоторого опыта преподавательской деятельности обуславливает тот факт, что средний возраст абитуриентов, поступающих на специальность учителя в Канаде, достигает 29 лет.
Помимо этого, необходимо пройти собеседование. В конечном итоге зачисление абитуриентов на факультет уполномочена делать комиссия под руководством заместителя декана. Она состоит из преподавателей той специализации, по которой ведется набор. И только лишь около 10% из числа претендентов проходят данный отбор. Получение преподавательского свидетельства по окончании вуза еще не гарантирует трудоустройство. На работу учителя устраиваются на основе конкурса, проводимого школьным советом. Для получения права преподавать в школах Канады, помимо наличия диплома о степени бакалавра, или магистра, необходим педагогический сертификат канадской провинции. Для возможности преподавать отдельные дисциплины необходима дополнительная специальная квалификация.
В Эстонии подготовка преподавателей выступает одним из главных условий качественного обучения школьников. В Эстонии правом преподавания в школах обладают исключительно магистры. Подготовка учителя для всех классов ведется по общим, специальным дисциплинам. Особое внимание уделяется изучению будущими учителями теории и практики педагогики, психологии, дидактики. Подготовка преподавателей эстонских школ регулируется «Рамочными требованиями к подготовке учителей» от 2000 г. и «Государственным стандартом высшего образования» от 2009 г. Согласно положениям этих документов, эстонские учителя должны быть для школьников наставниками, исследователями, формирующими навыки обучения, их практическую применимость в жизнедеятельности. В Эстонии с 2000 г. при университетах введены курсы повышения квалификаций. Минимальный объем этих курсов составляет 160 часов каждые пять лет.
В Японии учителя начальных и средних школ набираются компетентными органами власти из числа тех, кто имеет соответствующие сертификаты. Учителя в частных детских садах и в начальных и средних школах назначаются органом корпорации, которая основала соответствующую школу. Учителя в начальных и средних школах при национальном университете назначаются министром образования на основе выдвижения президентом университета. Японские студенты, получившие квалификацию учителя начальных и средних школ, прежде чем приступить к своим обязанностям, проходят одногодичный вводный инструктаж. После 10 лет работы японские учителя проходят также курсы переподготовки, повышения квалификации. В Японии создан Национальный центр развития учителей, работающий над повышением квалификации учителей.
Таким образом, в развитых странах мира отбор школьных учителей, можно сказать, является стратегической задачей. Да и как может быть иначе – ведь именно благодаря учителям нация развивается, становится богаче во всех аспектах. Более того, в некоторых культурах звание учителя носит сакральное значение, так как там учитель порой открывает «дороги» в потаенные глубины жизни, наполненные великим смыслом. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее, думается, если бы в нашей стране у педагогов был такой статус, если бы с начала 1990-х годов их тщательно обучали в вузах, то, возможно, мы сейчас жили бы в другой стране – более развитой и богатой. И даже нет гарантий того, что Казахстан сейчас находится в начале этого пути…
Фото из открытых источников