Современные гаджеты – очередной скачок технократической цивилизации. Эти компактные устройства проникли практически во все сферы жизни. Они слышат, видят, рассказывают и подсказывают, и выполняют еще много каких функций.
Никогда еще симбиоз человека и умного помощника не был столь сильным. Сотовый телефон незаменим, но следует помнить, что наряду с возможностями мы носим с собой список «побочек»: нарушение общения и внимания, депрессию и тревожность, проблемы со сном и работоспособностью.
У большинства людей утро начинается с проверки гаджета. За завтраком рука сама тянется к смартфону полистать новости. По дороге на учебу или работу включаем музыку, мониторим социальные сети. В офисе погружаемся в электронную почту и мессенджеры. Возвращаясь домой, смотрим программы, фильмы. То есть практически весь день мы в плену у нашего «сенсорного друга».
«Наверное, у меня цифровая одержимость. Доходит до того, что я каждые пару минут проверяю уведомления в телефоне», – говорит студент Рудненского индустриального института Максут Ниязов.
Кто виноват, что мы вязнем социальных сетях?
Это не соцсети научили нас сравнивать себя с другими людьми и тревожиться на тему «все лучше меня» – так люди делали всегда. Не соцсети посадили нас на плохие новости – нам всегда было интересно то, что вызывает сильные эмоции. Но популярные сервисы устроены так, чтобы «затягивать» нас с головой. А еще мы недосыпаем из-за социальных медиа.
Если говорить о детях, то родители зачастую сами дают гаджеты своим чадам и достаточно рано – с 4 –5 лет. Информация часто не соответствует возрасту. А значит, следует говорить об отсутствии системного и поэтапного развития мышления ребенка. Но куда более серьезная проблема, когда родители перестают быть «экспертами» в воспитании и социализации.
Разрыв между поколениями был всегда. Но сейчас тут пролегла почти официальная граница. Мы – поколение digital immigrants, пришедшие из безкомпьютерных времен. Они – поколение digital natives, родившиеся со смартфоном в руках.
Если раньше родители переживали, что ребенок сутками пропадает на улице, то сейчас все с точностью наоборот – переживать надо, когда ребенок не выходит из дома.
По статистическим данным, к 10 годам у каждого ребенка есть свой личный гаджет. В среднем в телефоне они проводят 7-8 часов в день. Из-за дивайсов у детей не развивается воображение, образное мышление, логика, концентрация внимания. По сути, игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – ребенок ничему не учится.
Помимо этого, у ребенка могут возникнуть проблемы с общением. Часто особенно среди подростков общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика – смайликами. Ребенок не учится высказывать свое мнение, делиться переживаниями. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же, общение в социальных сетях не дает возможность увидеть истинную реакцию собеседника. Это значит, что ребенок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
«Не следует забывать, что наука и техника помогают ребенку идти в ногу со временем. И изолировать его от мультимедиа-среды, значит «выключить» его из современности. Но следует дозировать нагрузки на психику, потому что истощаемость нервных центров может привести к неврастении», – говорит психолог Нина Аронова.
Даже среди сотрудников Кремниевой долины регулярно встречаются истории, когда они не разрешают своим детям пользоваться гаджетами и отдают их в школы, где экраны запрещены до определенного возраста. Это делал и Стив Джобс, основатель Apple. Он также ограничивал своих детей в использовании дивайсов.
Безусловно, человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьютеризировано. Существуют качественные игры и приложения. Но важно правильно ориентировать ребенка. Сегодня онлайн-образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учится в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы, не выходя из дома. Поэтому полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать ими пользоваться не имеет смысла.
Что касается интернет-зависимости, она не занесена в DSM-5 (консенсуальный список психологических расстройств и заболеваний), у ученых остаются серьезные разногласия в этом определении. Первая работа, описывающая пристрастие к компьютерам, появилась в 1995 году. В данный момент направленного лечения от интернет-зависимости не существует.
Клиники, которые предлагают услуги диджитал-детокса (больше всего их в США), используют групповую терапию. А нам остается только ждать, когда до специалистов дойдет, что интернет-зависимость так же нуждается в излечении. И что людей нужно учить, правильно пользоваться Интернетом. Максимально эффективно, для себя и окружающих.
Например, один из вариантов борьбы с цифровой зависимостью – монохромный экран на смартфоне. В таком режиме все отображается в черно-белом виде – это снижает привлекательность фото и видео в социальных сетях. Таким образом вы меньше будете скролить ленты.