Аналитика

В этот день. Беловежская пуща

Мурат Халилов

08.12.2023

Одни называют произошедшее в этот день «мирным переворотом», сохранившим миллионы жизней. Другие уверены, что тогда было совершено предательство и антиконституционный акт. Третьи считают наспех принятым, но логичным событием. Вместе с тем, никто не сомневается, что это одно из самых важных дат в истории СССР и всех его составных (на тот момент) частей, в том числе тех, кто не принимал участие в этом. Речь идет о подписании так называемых «Беловежских соглашений» 8 декабря 1991 года. И в историческом плане большего внимания заслуживает предшествующие этому акту события, на которых и сделаем акцент.

Сразу следует отметить, что подписанный документ официально называется «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Да, о том самом СНГ, которым сейчас гордятся и пытаются реанимировать. Но мы сейчас о событиях 32-летней давности, а не о сегодняшней повестке дня. Впрочем, чтобы убрать всю политическую «шелуху» вокруг нынешнего отношения властей и населения наших стран к Содружеству, нужно разобраться с предпосылками к его созданию.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Быть первым!

В этот день. Реабилитация автономий

В этот день. Приказ № 0428

Конечно, можно начать с Перестройки, объявленной первым секретарем ЦК КПСС в 1985 году, а также вспомнить о Желтоксане 86-го, но не будем слишком много уделять этому внимание. Ведь многие понимают, что образование под наименованием «Советский Союз» был обречен на развал, учитывая, что в 80-ые годы он вовлек себя в целую череду кризисов, оказался под санкциями и создалась классическая ленинская ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Горбачев и некоторые его сподвижники прекрасно понимали это, поэтому в декабре 1990 года, уже будучи президентом СССР, Михаил Сергеевич предложил проект нового Союзного договора, взамен того, что был подписан в 1922-ом.

Стоит добавить, что к этому времени три прибалтийские республики де-юре вышли из состава СССР. Практически во всех других республиках были приняты декларации или даже законы о государственном суверенитете, создавались «народные фронты», как альтернатива коммунистическому руководству. Это, не говоря об акциях протеста, жестоко подавляемых агонизирующим режимом и различные межнациональные столкновения, часто развязанные им же. В общем, фон не очень приятный, и риски полномасштабной гражданской войны увеличились. Причем, они могли носить любую основу – и за территорию, и за власть, и за кусок хлеба.

Инициатива союзного президента в целом была поддержана IV Съездом народных депутатов СССР. С его трибуны развязались жаркие дискуссии, в которые вовлеклись и, как тогда говорили, трудовые коллективы на местах, неформальные организации и просто группы неравнодушных в курилках и на кухнях на всем просторе «Нерушимого». Главный постулат, который был заложен депутатами – это необходимость сохранения СССР как «обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности».

Но окончательное решение оставили за народом, и примерно такая же формулировка была внесена в бюллетень Всесоюзного референдума, который состоялся 17 марта 1991 года. Им потом будут козырять некоторые «совкофилы» и «интернационалисты», которые готовы были проливать кровь (чужую кровь) для сохранения Союза, но они не учитывали и не учитывают до сих пор главный аспект – про гарантии обеспечения прав и свобод граждан. А этого, как показывает практика, до сих пор не обеспечивает ни одна из стран нынешнего состава СНГ. Впрочем, не будем забегать вперед.

Итак, на первом и последнем всесоюзном плебисците за сохранение обновленного СССР проголосовало 77% граждан, но при этом 6 из 15 республики не принимали в нем участие – кроме логичных Латвии, Литвы и Эстонии, это были Армения, Грузия и Молдавия. Итоги референдума запустили так называемый «Новоогаревский процесс» по разработке и принятию проекта нового СССР – Союза Советских Суверенных Республик, как мягкой, децентрализованной федерации с большими возможностями для его составных частей. Мечта Нурсултана Назарбаева, кстати, который не только хотел жить по-новому, но по старым принципам, но и быть во главе всего этого.

Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа, но было сорвано путчем – 19.08.1991 создался ГКЧП, который попытался отстранить Горбачева от власти. У путчистов ничего особо не получилось, но попытка силовым путем сохранить СССР привело, как сейчас принято говорить, к перезагрузке самого договора, от которого многие потенциальные подписанты отказываться не стали, но было принято решение создавать конфедерацию, а не федерацию с рабочим названием «Союз Суверенных Государств».

Далее все пошло ускоренными темпами. В сентябре новообразованный Госсовет признал выход прибалтийских республик из состава СССР, а в ноябре первые руководители 7 из 12 оставшихся республик вместе с Горбачевым сделали заявление о намерении заключить договор о создании ССГ.

Через две недели в Украине прошел республиканский референдум по поддержанию Акта провозглашения независимости, подготовленный еще в конце августа. Одновременно там прошли первые всенародные выборы президента Украины, но, в отличие от Казахстана, на альтернативной основе. Через несколько дней президент РСФСР Ельцин встретился с Горбачевым, чтобы обсудить перспективы ССГ, в ходе чего заявил, что «без Украины союзный договор теряет всякий смысл».

Само соглашение было подписано в Беловежской пуще высшими должностными лицами и главами правительств трех союзных республик. В нем, если коротко, констатировалось прекращение существования Союза ССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и заявлялось о создании «Содружества Независимых Государств». Для многих это было неожиданностью – для одних приятной, для других – не очень. Некоторые, как Назарбаев, например, почувствовали себя кинутыми. Тем более, для Нурсултана Абишевича моментально рухнули мечты о том, что он станет премьер-министром ССГ.

Далее события стали развиваться еще более быстрыми темпами. 10 декабря парламентарии Украины и Беларуси ратифицировали «Беловежские соглашения». В тот же день, кстати, Казахская ССР, была переименована в Республику Казахстан. 13 декабря в Ашхабаде состоялась оперативная встреча президентов республик Центральной Азии, на которой они заявили о готовности стать соучредителями СНГ и предложили к Соглашению свои поправки. В частности, они предложили переименовать Содружество Независимых Государств в Евразийское Содружество Независимых Государств (наверное, вы поняли, чья была инициатива с таким названием?).

Через неделю, 21 декабря, в Алматы собрались главы почти всех, теперь уже бывших союзных республик (кроме Грузии и прибалтийских стран), которые подписали Алматинскую декларацию. А 25 декабря 1991 года первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев заявил об отставке со своего поста. Де-юре и де-факто он эти декабрьские дни был президентом несуществующего государства.

Интересно, что в этот же день, но спустя восемь лет, 1 декабря 1999 года, в Москве состоялось подписание Договора о создании союзного государства Беларуси и России, который… Впрочем, это уже другая история. Хотя заметим, что как раз в это время премьер-министр РФ Владимир Путин, поддерживаемый «третьими силами», находился на «низком старте» в рывке на Кремль.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Французский уклон: чего ждать от визита Токаева в Париж

В этот день. Я Ленина видел!

Не родина Бората: мнения интуристов о Казахстане

Укрепляющий элемент единства

Вдохновляющее начало

Символы патриотизма

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 05.11.2024

Казахстан и Франция объединят усилия на международной арене

НОВОСТИ | 05.11.2024

Казахстанцы экономят на витаминах: объем продаж упал на 47%

НОВОСТИ | 05.11.2024

Мы благодарны капитанам французского бизнеса — президент РК

НОВОСТИ | 05.11.2024

84 млн тенге взыскано с «дропперов» в Акмолинской области

НОВОСТИ | 05.11.2024

Экологи бьют тревогу: тысячи орлов гибнут на западе Казахстана

НОВОСТИ | 05.11.2024

Реальные перемены говорят за себя — эксперт о реформах Токаева