Аналитика

Безвредные советы. Учимся отделять зерна от плевел

Мурат Халилов

05.05.2025

Руководство к бездействию и предупреждение от президента

Нынешнее неспокойное время рождает тревогу. Такую мысль пытаются внедрить в сознание общества некоторые деятели. Но если это и так, то подобное ощущение в большей степени носит субъективный характер. Однако нельзя отрицать и не замечать некоторые риски в этом плане. На заседании АНК президент Токаев, кроме прочего, заявил: «Мы пресекали и будем жестко пресекать любые провокации и инсинуации, направленные на подрыв межэтнического согласия и мира в нашей стране, от кого бы они ни исходили». Эту фразу главы государства восприняли по-разному — некоторые решили, что это угроза в их сторону. Но действительно, что кроется за словами Касым-Жомарта Кемелевича? Каких провокаций следует опасаться и как им противостоять, не дожидаясь реакции властей?

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Как не скатиться в пучину хаоса — казахстанский рецепт

В интересах Родины. Многовекторность при турбулентности

Что заставляет Казахстан искать защиты от РФ

Для начала…

Сразу же надо отметить, что пресловутая «разобщенность общества», о которой многие говорят при всяком удобном, а чаще неудобном случае — понятие очень относительное. С проявлением этого по большей части сталкиваются пользователи социальных сетей. Ведь именно виртуальные баталии создают впечатление, что в стране существуют непримиримые враждебные группировки, которых сдерживает только запрет на приобретение огнестрельного оружия и Уголовный кодекс. Впрочем, некоторых авторов и комментаторов второй аспект нисколько не смущает.

Но об этом ниже, сейчас же хотим закончить мысль относительно восприятия этой самой разобщенности общества. Если исходить из нарушения порядка, разжигания какой-либо розни и других аспектов, то объективный взгляд вряд ли уловит в нашем обществе какие-либо существенные риски и проблемы. То есть, в обычной жизни мы не делимся по мировоззрению и отношению к тем или иным событиям. Уточним — на практике, в быту. Да, возможны какие-то отдельные конфликты, но заметьте — они быстро затухают или, как говорится, дезавуируются.

Это касается войны в Украине и языкового вопроса, непонятной ностальгии по СССР и понятных социальных возмущений, а также многого другого. К слову, стоит отметить, что «практическое» воплощение социальной розни — это должно быть одним из основных вопросов на повестке для правительства. Наверное, не надо объяснять, почему. Впрочем, это немного другая тема. К нашей сегодняшней же это относится лишь только с точки зрения возможных провокаций. О чем мы?

О «социалке»

Понятно, что социальную напряженность, а точнее, ее всплеск, можно спровоцировать «на ровном месте». При этом, скажем, любая забастовка запросто выдается за напряженность, особенно в глазах тех, кто далек от истинного положения вещей. Было немало примеров, когда, например, работники предприятий нефтегазовой сферы предъявляли работодателю заведомо невыполнимые требования или же обращались с заявлениями к неуполномоченному органу, нередко чуть ли не беря в социальные заложники местную власть. Если начнешь объяснять, что так нельзя и в чем они неправы, то автоматически становишься «предателем», «провластным» или «продавшимся журналистом». Помните такие случаи?

Но на самом деле многие из тех (но не все, конечно), кто поддерживает любой «движняк», включая голодовку, не вникая в суть трудового конфликта, намеренно переводит его в политическую плоскость, при этом получая неплохой гонорар, уж точно превышающий требуемую забастовщиками зарплату (в годовом эквиваленте). В этом плане у нас первый совет — когда появляются новости о таких акциях, то не спешите поддерживать их, в том числе и потому, что их тайными организаторами могут быть совсем не бедные и даже очень богатые лица. Но и совсем игнорировать те или иные требования нельзя.

Яркий и до сих пор отдающий болью в сердце пример — Январская трагедия, начавшаяся с протеста против двукратного повышения цены на автогаз, поддержанный в разных частях страны рядовыми гражданами, которые тоже накопили в себе социальные недовольства. А вот воспользовались этим совершенно другие лица, направившие в строй мирных демонстрантов наемных провокаторов. Есть веские основания думать, что и среди правоохранительных органов и их руководителей были разного рода провокации, которые, кроме прочего, сводились не только к определенным действиям, но и полному бездействию. И несколько судебных процессов по ним — яркое тому доказательство. Хотя, признаться, было бы хорошо получить хоть некоторые подробности таких преимущественно закрытых процессов.

Не попасть в (соц)сети

Немаловажным фактором для распространения провокаций являются социальные сети и даже (к сожалению) некоторые СМИ. Вот здесь уж точно широкое поле и благодатная почва для различных провокаций. Причем, со всех сторон. При этом создается ощущение массовости, а алгоритмы соцсетей (малоконтролируемого Facebook и вовсе бесконтрольного TikTok) как будто специально подкидывают тебе в ленту «горячие штучки». На самом деле, если посмотреть трезво, то ругаются всего несколько десятков наиболее активных пользователей, причем немалая часть из них не являются гражданами Казахстана, а некоторые и вовсе тролли-боты.

Да, даже сами «фейсбушники» говорят, что не стоит кормить виртуальных троллей, и, если посмотреть в процентном отношении, а также вспомнить об офлайн-жизни, то эти, извините, срачи становятся сравнительно мизерными. Но с другой стороны, это не дает повода вовсе их игнорировать, особенно учитывая влияние соцсетей на реальную жизнь. Поэтому совет второй — лучшее действие в ситуации, когда натыкаетесь на явно провокационный пост, это бездействие. Но, как говорится, запомнить провокатора хорошо бы — не для того, чтобы осадок остался, а просто зафиксировать скриншотом эту явную провокацию.

Но давайте вернемся к словам президента Токаева. На заседании очередной сессии АНК он многое что сказал, но мы остановимся лишь на одной цитате, в которой он упомянул про провокации: «Важно уметь отделять зерна от плевел, конструктивную критику от огульного критиканства, безобидную пародию от отвратительных оскорблений. Перед законом все равны. Поэтому мы пресекали и будем жестко пресекать любые провокации и инсинуации, направленные на подрыв межэтнического согласия и мира в нашей стране, от кого бы они ни исходили».

Странно, что многие гражданские активисты восприняли эти слова как угрозу в свой адрес, зациклившись на последовавших словах главы государства: «Приходится констатировать, что, позиционируя себя поборниками свободы слова, отдельные якобы правозащитные организации, блогеры и журналисты пытаются везде и во всем искать в Казахстане негативную политическую подоплеку, по сути, устраивают провокации».

Предупреждением всем!

Тут поспешим успокоить или даже разочаровать. Дело в том, что Касым-Жомарт Токаев (наверное, все-таки, намеренно) не стал уточнять, кого и с какой стороны он имеет в виду. Ведь провокаторов хватает со всех сторон. Наиболее актуальны сейчас различные выпады и вбросы по поводу пресловутого «Бессмертного полка». Мы недавно достаточно подробно объясняли этот вопрос, но пора бы успокоиться — подобного шествия у нас не будет. Зато пройдет акция «Батырларға тағзым», которая, между прочим, проводится уже не первый год и, по сути, является не альтернативой «полку», а собственной программой, которая имеет более глубокие корни, чем «бессмертные». И пусть там пророссийские пропагандисты ничего не додумывают. В этом плане третий совет — не стоит всегда воспринимать предупреждение властей, в том числе и правоохранительных органов, сугубо на свой счет. Просто представьте, что это может касаться и ваших (наших) соседей.

Что касается «безобидной пародии», то вспоминается дело Темирлана Енсебека. Согласны, на его платформе (кстати, на днях он оттуда официально ушел) было немало хороших и острых шуток, но всему есть предел, и размещать у себя на ресурсе явно оскорбительную для других песню, пусть даже 20-летней давности — это, мягко говоря, неправильно. Поэтому, думаем, ему и дали максимально мягкий приговор, но при этом предупредили других. К слову, вспоминается скандальный французский журнал «Шарли Эбдо». Действия террористов против них никак не оправдываем, но карикатуры, которые там печатаются, явно выходят за рамки того, что принято называть свободой слова.

Кстати, именно такой свободой прикрываются не только во Франции, но и у нас. И это, еще раз подчеркнем, не обязательно относится к критикам действующей власти в Казахстане. Так, например, этим пользуются некоторые СМИ, которые зарегистрированы за рубежом, а здесь имеют свои филиалы. И речь совсем не об «Радио «Азаттык», между прочим, а о тех, кто агрессивную войну называет «освобождением». И, к сожалению, таких примеров немало. Тут можем повторить вышеупомянутый третий совет, но не станем, просто скажем, что зарубежные источники, о которых говорил Токаев, не обязательно находятся в Европе или за океаном, да и гранты, если вы не знали, идут не только от «коллективного Запада», но и от некоторых наших соседей-союзников.

И теперь, учитывая сказанное, попробуйте заново прочесть цитату президента РК, постаравшись посмотреть на нее с более объективной стороны: «Это касается и бывших граждан Казахстана, уехавших за рубеж и ведущих оттуда проплаченные атаки на наш народ, пытающихся даже шантажировать наши государственные органы. Сегодня для многих уже не секрет, что тем самым они просто-напросто отрабатывают выделенное им иностранное финансирование». Как теперь читается? Чувствуете разницу? Можете воспринять это как четвертый совет — перечитывать ту или иную цитату, как минимум, два раза, так как в ней может скрываться совершенно другой смысл, нежели вам показалось сначала.

Вместо послесловия

Но в завершении хотелось бы отметить еще одну вещь. Все мы, независимо от национальности и социальной принадлежности, от алгоритмов Facebook и отношения к соцсетям, восприятия Дня Победы и умения отличить гвардейскую ленточку от георгиевской, должны выработать нулевую терпимость к любым провокациям, от кого бы они ни исходили. Если, например, искренне хотите почтить память своего прадеда и выйти на акцию «Батырларға тағзым», то умейте отличить призывы к этому от провокаций и критически относитесь к тем, кто называет врагами всех, для кого День Победы — это день скорби по павшим на войне.

Или наоборот — нельзя огульно обвинять родителей ребенка, который надел пилотку с красной звездой времен ВОВ, не говоря уже о других моментах. То есть, далеко не во всем и везде следует искать провокации. Иногда, и это следует признать, их рождает ваш мозг. В целом же последний и обобщающий наш совет – если столкнулись с провокацией, не поддавайтесь, но при этом хорошо бы ее зафиксировать, а заодно подумать — для кого это выгодно. Уж поверьте, у нас имеются достаточно профессиональные кадры, которые могут во всем разобраться.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема