Точно также можно сказать, что не имеет абсолютно никаких правовых последствий созданная пару дней назад петиция с требованием привлечения к уголовной ответственности инвестора и управляющего «АрселорМиттал Темиртау». Но обратим внимание на одну цитату из нее. Там, кроме прочего, говорится: «За последние пять лет прибыль «АрселорМиттал Темиртау» составила 1 триллион тенге. Компания выплатила своему управляющему Палаватху Кришнан Наир Биджу 375,9 млн тенге за 2021 год, или по 31,3 млн тенге в месяц, или 1,01 млн тенге в день».
Впечатляющие, конечно, цифры. К ним можно было бы добавить данные «Форбса», по которым сам Лакшми Миттал обладает активами на сумму порядка 17 млрд долларов, но мы не станем на этот раз этого делать. Даже не из-за того, что это нереалистично и что чужие деньги (пусть и заработанные на наших недрах и на наших жизнях), не очень правильно. Обратим внимание на другое – на то, что может выявить проводимое сейчас расследование.
Как известно, досудебное производство возбуждено по части 3 статьи 277 Уголовного кодекса РК – «нарушении правил безопасности при ведении горных или строительных работ». Логично и, как говорится, давно пора. Но вот вчера министр труда и соцзащиты, а по совместительству вице-премьер Тамара Дуйсенова на брифинге, отвечая на вопросы журналистов, высказала предположение, что по результатам работы правительственной комиссии может появиться и другая статья УК. Какая именно, по понятным причинам, она уточнять не стала.
Мы же, в свою очередь, можем предполагать или, образно говоря, помечтать. В главе 10 Кодекса, к которой относится упомянутая статья и которая рассматривает уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка, можно найти и другие нормы. Также, если постараться, АМТ и отдельных его сотрудников, можно привлечь за какое-либо экологическое преступление. Уже привлекали, кстати, хотя чаще по Административному кодексу. Однако есть еще и экономические и коррупционные правонарушения.
Мы не подсказываем, но, например, признаки таких преступлений можно вскрыть в результате допросов топ-менеджеров компаний, а также всестороннего и тщательного аудита бухгалтерии и других документов. Большой аудит, между прочим, и без этого предусмотрен и уже проводится, как мы поняли, в течение нескольких месяцев. Эта процедура просто необходима для передачи активов АО «АрселорМиттал Темиртау» в государственную собственность. Ведь правительство должно знать, что приобретает.
Некоторые сомнения, конечно, вызывают сроки передачи. Как на том же вчерашнем брифинге отметил министр промышленности Канат Шарлапаев, процесс передачи может завершиться уже до конца этого месяца. С одной стороны, это, может быть, хорошо – так как общественность и активисты говорили об этом уже несколько лет, но с другой – стоит ли так торопиться? Ведь за спешкой могут быть пропущены какие-то факты или даже утеряны важные документы, которые потом трудно будет приобщить к делу – экономическому или коррупционному.
На наш взгляд, неплохо было бы начать с самого начала (простите за тавтологию) – с момента приватизации «Кармета» и других предприятий, которые постепенно вошли в АМТ. К слову отметим, что при Союзе и в первое десятилетие независимости вся структура нынешнего гиганта была разделена. То есть, шахты, добывающие уголь, были отдельно, энергетические комплексы (ТЭЦ) – отдельно, равно как и сами сталелитейные предприятия. И каждый из этих кейсов, думается, необходимо скрупулезно проверять.
В этом плане можно было расписать каждое направление, приложив факты, о которых оппозиция, профсоюзы и независимые эксперты говорили на протяжении последних 10-15 лет, но мы не станем отвлекаться. Отметим лишь связь, которая для некоторых может показаться призрачной – между трагедиями на шахтах и возможной коррупционной составляющей при приватизации. А она очень простая. Когда предприятие переходит в руки сомнительных инвесторов без четких обязательств перед государством и рядовыми работниками (а также, перед местным населением, экологией и прочее), то возникает резонный вопрос – а перед кем в таком случае он несет обязательства? Перед кем и в какой форме?
Ответ, как говорится, на поверхности. Уже только ленивый не рассказал о том, что первый президент Назарбаев за солидную по тем временам взятку (в 100 млн долларов) отдал предпочтение не отечественному бизнесу, а «залетному» предпринимателю из Индии. И это было только начало. Потом появились признаки возможного высокого покровительства, благодаря которому АМТ попросту уходил от ответственности за гибель рабочих на производстве, нанесение существенного вреда экологии, за невыполнение норм по безопасности труда, отсутствие обновления оборудования и так далее, и тому подобное.
В общем, чтобы понять, что по чем, нужно отталкиваться от самого первого соглашения, от тех самых засекреченных контрактов, о которых, между прочим, сейчас в полный голос стали говорить и парламентарии (в частности, фракция ДПК «Ак жол»). И, естественно, хорошо было бы, чтобы эти контракты были обнародованы, а не скрылись от всех под предлогом «тайны следствия», если, конечно, этому самому следствию удастся их получить. Хотя, по логике вещей, после реорганизации АМТ, такие документы автоматически могут быть рассекречены. Лишь бы не было слишком поздно.
Хорошо было бы узнать, что из отечественных чиновников в разное время, но с одинаковым рвением помогал Митталу зарабатывать в буквальном смысле на смертях казахстанцев и (или) способствовал тому, что «АрселорМиттал» оставался безнаказанным. Можно было бы еще раскрутить модный нынче аспект с возвратом выведенных активов, но это уже немного другой разговор.
Но по этому поводу выделяется еще одно направление, причем, довольно перспективное – это международные суды. Весной этого года проскальзывала информация о том, что Генпрокуратура РК якобы обратилась к коллегам из Люксембурга, где прописана компания Лакшми Миттала, с просьбой допросить его, но никакой информации из Европы и комментарии от нашего надзорного ведомства не поступало. Но если такое было в действительности, то, говоря юридическим языком, прецедент имеется. Кроме этого, стоит отметить, что даже беглый обзор европейской прессы показывает, что господин Миттал там, скажем так, не в большом почете. Особенно в том же Люксембурге. Там, например, аккурат перед визитом президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Германию в люксембургской газете «ЛяСантель» вышла статья с говорящим названием: «Казахстан. АрселорМиттал обращается с нами как с рабами». И еще. Тогда же Токаев выступил на Берлинском международном форуме, среди VIP-гостей которого был и миллиардер Лакшми Миттал. Но, судя по всему, они там не встретились. Да и вряд ли Касым-Жомарт Кемелевич этого бы захотел, невзирая на всю его дипломатичность.
В качестве промежуточного резюме (надеемся, мы еще вернемся к теме полной ответственности АМТ и его топ-менеджмента) скажем, что на данном этапе необходима полная открытость правительства и Генпрокуратуры в деле расследования причин аварий на предприятиях АМТ. Какие-то тайны, недомолвки или, хуже того, «коммерческие тайны» лишь усугубят неверие общества в то, что «Миттал и Ко» понесет заслуженное наказание.
В общем, продолжение следует. И оно, надеемся, будет в пользу Казахстана и его народа, а не так, как было все 28 лет с момента, когда ArselorMittal прибрал к рукам наше достояние. Ведь будет неправильно, если он уйдет также, как пришел – с тайнами и признаками коррупционной составляющей.
Фото из открытых источников