Да, в частности, Халык банк внедрил в нескольких университетах страны свои лаборатории по подготовке IT-специалистов – в первую очередь, конечно, для своих банковских структур. В сфере подготовки IT специалистов, по крайней мере, раньше отмечена также группа компаний Jusan. Более двух лет назад тот же Халык банк и тогдашнее Министерство образования и науки РК заключили меморандум о сотрудничестве по реализации социально значимых проектов, улучшающих условия для школьников и студентов в обучении. Да, разумеется, всё это прекрасно и нужно для нашего общества. Но эти проекты, скажем так, не затрагивают базовых основ модернизации всего социума, его культуры. Согласно мировой практике, главными драйверами, «двигателями» модернизации культуры выступают новаторские ученые, философы. Школы, вузы лишь до некоторой степени способствуют кардинальным изменениям культуры.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Экономическое неравенство – главная угроза стабильности
Какой должна быть минимальная зарплата в Казахстане?
Казахстан: проблемы продовольственной безопасности
Соответственно, в этой статье речь идёт не о спонсорстве вузов, элитных школ или аналитических центров. В ряде исследований выяснилось: общество и культура модерна, постмодерна являются продуктом высокого развития философии и науки. (По большому счету, философия выступает методологией науки и рационального мышления.) Другими словами, модернизация должна включать в себя в качестве атрибута – бурное развитие науки, начиная с социальных дисциплин и философии. Ведь прежде всего благодаря философии и науке культура может достигать больших высот. Философия сыграла выдающуюся роль в развитии Европы, став методологией данного процесса. Так, Древняя Греция по большей части благодаря высокому развитию философии была более развита даже по сравнению со многими современными государствами.
На Западе именно высокое развитие философии лежало в основе научно-технической революции 16-17 веков. По данным авторитетных эпистемологов, философия в некотором смысле является «программой» квалифицированного ученого. В то же время культура может не меняться в своей основе (неформальных нормах и ценностях) веками, если философия и наука не становятся частью жизни большинства членов социума, что можно видеть и в Казахстане. Поэтому назрело время отечественному бизнесу заняться поддержкой философии, фундаментальных и новаторских научных исследований. Казахстанскому бизнесу необходимо понимать, что хорошо развитая философия, как руководство для элит, является ключевым фактором успеха развитых стран мира.
Тем временем некоторые казахстанские ученые занимаются, по сути, подвижническим трудом, ибо за свою работу получают крохотную оплату. Особенно это касается тех ученых, которые не работают в государственных учреждениях, сохраняя так творческую свободу и относительную идеологическую непредвзятость. Во многом именно такие ученые продвигают настоящую, не политизированную науку. Хотя, если учитывать их интеллектуальные возможности, они могли бы успешно заниматься бизнесом. Но ведь кто-то должен заниматься чистой наукой, подвижничеством ради общества. Однако это не значит, что остальные люди не обязаны заниматься хоть какой-то деятельностью ради общества, а представители бизнеса могут только извлекать прибыль. Нужно осознавать, что многие проекты в сфере науки, фундаментальных научных исследований не приносят прибыль, но создают благоприятный фон в сознании общества.
В конечном итоге не академические наука и философия не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны бизнеса - это мировая практика. В цивилизованных странах не академические философы, независимые ученые поддерживаются всем обществом, а бизнес их активно спонсирует, считая это своим долгом. Даже в неототалитарной России частники более активнее поддерживают науку, чем в Казахстане. К примеру, в свое время известный российский бизнесмен Д. Зимин широко и бескорыстно финансировал фундаментальные исследования в области социальных наук. Впрочем, такая практика в России имеет место быть с давних пор, что, наверное, выступает одним из факторов более высокого развития там науки и экономики, нежели, например, в Казахстане.
Мировая история показала, что модернизация полноценно продвигается в основном за счет усилий снизу – на негосударственном уровне. К примеру, нидерландский философ Юст Липсий (1547–1606) при поддержке бизнеса стал первым идеологом модернизации Голландии. В результате Голландия за короткий срок стала передовой страной Европы, самой могущественной морской и торговой державой в мире. Модернизация Японии эпохи Мэйдзи состоялась благодаря просвещенной части самурайской элиты. Между прочим, ради модернизации эти самураи не просто добровольно отказались от своих привилегий в рамках сословного общества, а выступили инициаторами трансформации японского социума в сторону общества модерна, верховенства закона.
В то время как наша элита фактически всячески противится деконструкции сословного общества в Казахстане. Или возьмем Турцию времен К. Ататюрка, когда эта страна встала на путь масштабной модернизации, впоследствии выведшей ее в число достаточно развитых стран мира. Как известно, эту модернизацию инициировали и реализовали вместе с Ататюрком так называемые младотурки – либеральная часть элиты, получившая образование во Франции и в других странах Европы. Причем их ключевым идеологом-теоретиком был философ Абдулла Джевдет. Иначе говоря, в Турции Ататюрка передовые философские идеи, как и в большинстве модернизационных «проектов» других стран, выступали главной основой обновления всей страны.
В казахстанском бизнесе же к философии отношение, как к пустой болтологии. Примитивный сциентизм стал для казахстанской элиты чуть ли не инстанцией истины. Наверное, не надо напоминать, что мировая история, исследования эпистемологов доказали, что творческий потенциал ученого не может достичь больших высот без комплексных знаний во всех сферах, в том числе гуманитарных и социальных. Вообще, думается, недопонимание основ эпистемологии, философии науки является главным фактором пагубных ошибок в сфере строительства современного Казахстана. Между тем в развитых странах бизнес уже не одно столетие тесно взаимосвязан с философией и наукой. Там бизнес часто спонсирует новаторские научные и философские исследования, выдает научные премии и т.д.
В странах постсоветской Евразии, куда входит и Казахстан, действует перевернутая пирамида финансирования науки. То есть около 60-70% средств для науки поступает от государства, и только около 30% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ финансирует частный бизнес. Да и этот «частный бизнес» в большинстве своем тесно связан с государством. В Казахстане, судя по всему, от бизнеса на науку поступает еще меньше средств. В передовых странах всё наоборот – частники являются главными инвесторами в науку. Более того, в этих странах частный бизнес имеет даже отдельные департаменты по научным исследованиям, мониторингу научной сферы, чтобы всегда, как говорится, держать руку на пульсе.
В современную информационную эпоху экономика и социум выходят на высокие ступени развития преимущественно вследствие научного обеспечения. Большое присутствие науки в экономике в любом случае дает свой высокомаржинальный выхлоп – если не сейчас, то в будущем. Таким образом, и в Казахстане бизнес должен помогать не академическим философам, ученым-подвижникам, тем более, что это, в конце концов, в долгосрочной перспективе создает новые источники прибыли в обществе. Люди всегда лояльно настроены по отношению к тому бизнесу, который искренне и порой бескорыстно содействует процветанию общества. Как показывает история мирового бизнеса, программы развития лояльности среди потенциальных потребителей являются одними из самых прибыльных…
Фото из открытых источников