Алматы 09.01.2023 13651

Какой должна быть минимальная зарплата в Казахстане?

Как известно, с 1 января этого года минимальный размер заработной платы (МЗП) равен 70 000 тенге, а прожиточный минимум (ПМ) составляет 40 567, что равно 57,9% от МЗП. Насколько соответствуют нуждам казахстанцев эти величины? По стандартам ООН, на свой МРОТ (минимальный размер оплаты труда – в нашем случае МЗП) человек должен иметь возможность купить либо 600 кг хлеба, либо 10000 кВт-ч электричества. Следуя этим рекомендациям, в Казахстане МЗП должна составлять 120 000 тенге. И это если считать по средней цене за 1 кг хлеба из муки первого сорта.


По всем критериям международного права, наш ПМ не просто «бедный», а «нищенский». Согласно критериям ООН, под чертой бедности понимается уровень расходов на житие-бытие в объеме 5 долларов в день. В месяц это, соответственно, будет 150 долларов, что в тенге составляет 69 750 тенге. Будем считать эту сумму достаточным уровнем прожиточного минимума. Исходя из этой суммы, МЗП должна составлять (по нынешнему официальному процентному соотношению к ПМ) 120 466 тенге. И это без учета инфляции, которая в прошлом году, все вы знаете, была очень высокая, и существенно обесценила все наши зарплаты и сбережения. (Хотя около половины казахстанцев не имеют никаких накоплений.)

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Казахстан и Средняя Азия в рейтингах 2022 года

Что не так с государственным капитализмом в Казахстане?

Казахстан: проблемы продовольственной безопасности

По официальным данным за декабрь, в 2022 году инфляция составила 20,3%. При этом рост цен на продовольственные товары дошел до 25,3%, а на непродовольственные товары – до 19,4%, на платные услуги – до 14,1%. В действительности, как сообщают независимые экономисты и простые обыватели, рост цен, в частности, на продукты питания выше официальных данных в 2-3 раза. Самое печальное, что от инфляции больше всего страдают бедные люди. Во многом поэтому инфляцию нередко называют «налогом на бедность». В этой связи отметим, что в последние годы отмечается рост трат казахстанцев на продовольствие. В среднем наши граждане тратят на еду около 53% от своих расходов. По данному показателю Казахстан входит в число наиболее бедных стран мира. В развитых странах расходы на питание составляют не выше 15% от всех затрат (с учетом походов в кафе и рестораны). Давно известно, что большие затраты на еду оставляют мало средств на лечение, образование, отдых и улучшение жилищных условий. Вдобавок, несмотря на столь значительные расходы на продовольствие, многие казахстанцы недостаточно едят жизненно важных продуктов.

Не случайно наша официальная черта бедности соотносима с уровнем слаборазвитых государств мира (в основном африканских). Экономисты давно доказали, что большие расходы на питание отражают высокий уровень бедности населения, его низкие доходы, не позволяющие обеспечивать достаточный уровень жизни по международным стандартам. Более того, дошло до того, что многие казахстанцы берут продукты «в кредит» – под зарплату. Причем большинство из них стали экономить на покупке «дорогих» продуктов, которые, по идее, входят в мировые стандарты доступного здорового питания. А некоторым казахстанцам (около 10%) и вовсе с трудом хватает на покупку прежних недорогих продуктов, которые для них с инфляцией вошли в категорию «дорогих».

Кстати, по меркам наших властей бедностью считаются доходы ниже ПМ. Согласно официальным статданным, в Казахстане около 1 миллиона бедных, то есть 5,1% казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума (971 228 человек – информация за 2-й квартал 2022 года). Если учитывать порог бедности в понимании ООН, уровень ПМ в других странах, то у нас бедных-нищих должно быть в разы больше официальных данных. Всемирный банк сообщает, что доля бедных в Казахстане составила 15,5%, а нашу соответствующую официальную статистику называет недостоверной. Независимые эксперты подтверждают эти данные: на самом деле бедных казахстанцев в 3 раза больше официально объявленных. Причем рекордная инфляция усугубляет бедность в стране. На этом фоне слабо растут реальные денежные доходы казахстанцев. Собственно, недавно сам К. Токаев сказал, что доходы граждан Казахстана показывают самые низкие темпы прироста за последние 5 лет. Если добавить к этому рекордные темпы роста инфляции, то, можно сказать, социальное положение большинства казахстанцев – аховое.

К слову, норматив величины казахстанского прожиточного минимума должен ежегодно определяться и устанавливаться с учетом прогнозного уровня инфляции. Но еще в начале 2014 года прошла информация о том, что продовольственная корзина ПМ не пересматривалась почти 8 лет. В то время как по международным стандартам ее необходимо пересматривать раз в 5 лет. Несмотря на это, на 2014 год величина прожиточного минимума была установлена государством в сумме 19 966 тенге, что на 11 886 тенге было меньше предложенного уполномоченными экспертными структурами уровня в 31 852 тенге. На самом деле данный разрыв еще больше, так как стоимость минимальной продовольственной корзины 2014 года вычислялась, исходя из цен на 15 февраля 2012 года. Получается, сегодняшний наш ПМ, по сути, соответствует уровню цен 2012 года. При этом за эти годы были высокие темпы инфляции, подстегиваемые также девальвацией тенге. Но наш ПМ очень слабенько реагировал на эти изменения.

Уровень прожиточного минимума и МЗП очень важен для всей экономики, социальной сферы. К тому же в нашей стране величина ПМ используется для исчисления размеров базовых социальных выплат (пенсии, пособия). Во многом поэтому Всемирный банк и ООН во время разгара у нас ковидной эпидемии рекомендовали внедрить универсальный базовый доход в Казахстане. Между тем состав потребительской корзины ПМ не соответствует даже элементарным требованиям ВОЗ и нормативам здорового питания. А если говорить про ПМ в развитых странах, то так еще больше становится очевидным нищенский уровень нашего прожиточного минимума. Прожиточный минимум развитых стран включает в себя средства на культурный досуг, посещения недорогих ресторанов, салонов красоты. Даже Турецкий ПМ включает в себя расходы на покупку одежды и обуви, аренду жилья, воду, электричество, на покупку и ремонт мебели, медицинскую помощь, проезд на транспорте, услуги связи, культурный досуг, образование, походы в кафе, на другие товары и услуги. Хотя в Турции ВВП на душу населения более чем на 500 долларов меньше, чем в Казахстане. Эти сравнительные данные подтверждают тот факт, что в нашей стране сильное социальное неравенство.

Сегодняшний прожиточный минимум в Казахстане не покрывает даже минимальные физиологические нормы организма, не говоря уже о его социальных критериях (доступности социальных и культурных услуг, непродовольственных товаров). Вместе с тем, в виду того, что Казахстан ратифицировал ряд международных документов в области социально-экономических прав, власти обязаны установить уровень МЗП и ПМ, следуя данным критериям. Если Казахстан хочет войти в клуб цивилизованных, развитых государств мира, то он должен соблюдать взятые на себя обязательства в области международного права. В конце концов, от этого зависит также инвестиционная привлекательность страны на мировой арене. Нужно также понимать, что имитации исполнения норм международных правовых актов не будут приниматься прагматичными инвесторами. Их вряд ли удовлетворит применение законов по мере надобности - за мзду в том числе. Такие «правила игры» не могут обеспечить существование цивилизованных отношений во всём государстве, и тем более, на уровне бизнеса.

Кроме того, Казахстан по конституции – социальное государство. Согласно международным нормам, политика такого государства «направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся». Понятное дело, что все эти критерии «социального государства» не наблюдаются в наших реалиях, что показано выше. Есть много определений того, что такое социальная справедливость. Но мы, долго не мудрствуя, будем понимать под социальной справедливостью - достаточный уровень жизни, обеспечиваемый законодательством и государством.

Достаточный уровень жизни мы, вслед за международными правовыми документами, рассматриваем как право людей на достойный уровень развития своего человеческого капитала, потребления разных услуг, товаров, удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей. Казахстан ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН, в котором 11 статья посвящена обеспечению достаточного уровня жизни. Наша страна периодически отчитывается в ООН о якобы исправном исполнении положений этого Пакта. Однако по большому счету казахстанские власти не предпринимают кардинальных мер по обеспечению всех казахстанцев достойным уровнем жизни, с достаточным питанием и жильем…

Фото из открытых источников



Талгат Мамырайымов