Экономика

Казахстан: проблемы продовольственной безопасности

Редакция

18.08.2022

В преддверии референдума по изменению конституции, который прошел в Казахстане в начале июня, в супермаркетах на продуктах питания, считающихся «социально значимыми», были искусственно снижены цены. Этот шаг был введен лишь на временной основе и, по-видимому, являлся средством привлечения поддержки президента Касым-Жомарта Токаева в преддверии голосования. Но привлекательность такого контроля цен для казахов была очевидна. Двузначная инфляция съедала располагаемые доходы населения. Затяжные экономические последствия пандемии COVID-19 в сочетании с экономическими потрясениями, вызванными вторжением России в Украину и последующими санкциями, наложенными на Москву, вызывали тревогу.

Однако есть и другая история. Казахстан уже несколько лет испытывает трудности в различных секторах производства продуктов питания. Некоторые проблемы связаны с изменением климата, другие - с проблемами субсидирования.

Если говорить о климате, то в прошлом году жара и засуха, наблюдавшиеся в Центральной Азии, привели к массовой гибели крупного рогатого скота и нехватке кормов для скота. Производство пшеницы существенно пострадало в Казахстане, 12-м по величине экспортере пшеницы. Поскольку Центральная Азия является одним из наиболее уязвимых регионов с точки зрения изменения климата, эти проблемы, скорее всего, были только началом. Теперь, когда глобальная продовольственная безопасность становится все более актуальной проблемой, у Казахстана есть все основания для беспокойства.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Цифровизация АПК: модный хайп или реальный инструмент?

Ешь картоп, моркоп и хрен

Фермы с умом

В 2020 году Ассоциация производителей яиц Казахстана заявила, что яичная промышленность Казахстана может рухнуть к концу этого года, отметив, что производство может упасть с 4,5 млрд. яиц в 2019 году до 2-3 млрд. яиц в 2020 году, поскольку малые и средние яичные фермы будут вынуждены прекратить свою деятельность. Местные фермеры обвинили в прекращении государственной помощи «негативную динамику производства» после того, как в том же году Министерство сельского хозяйства Казахстана объявило, что власти больше не видят необходимости в выплате субсидий производителям яиц, поскольку уровень самообеспеченности страны яйцами достиг рекордных 120%. За последнее десятилетие правительство выплатило производителям яиц 75 млрд казахстанских тенге ($178 млн в 2020 году) в виде субсидий.

Тогда Ассоциация производителей яиц считала, что прекращение государственной помощи приведет к тому, что внутренний рынок будет наводнен яичными продуктами из России и Беларуси, что сделает Казахстан потенциально зависимым от импорта из этих стран. Конечно, такая зависимость может оказаться не идеальной при нынешней глобальной динамике.

Эти и другие дилеммы до украинской войны показывают, что Казахстан может быть не всегда готов к надвигающемуся глобальному продовольственному кризису.

Продовольственная инфляция

Война в Украине и последующие санкции, наложенные на Россию, ударили по кошельку казахстанцев. Это началось с резкого скачка цен на основные продукты питания в марте и продолжилось двузначной продовольственной инфляцией в последующие месяцы. Этот скачок заставил нервных потребителей броситься в продуктовые магазины за сахаром, крупами и мукой. Даже когда поставки в магазины со складов осуществлялись по графику, полки с этими товарами оставались практически пустыми в течение нескольких месяцев подряд.

Президент Токаев порицал правительство за неспособность взять ситуацию под контроль, поскольку инфляция на продукты питания приблизилась к 20%. Только цены на сахар в первой половине этого года взлетели почти на 80%. Цены на некоторые продовольственные товары выросли на 80%, - негодовал Токаев на заседании кабинета министров.

Общая инфляция, которая является «самой серьезной проблемой», достигла семилетнего максимума, сказал он в своем выступлении, цитирует Vlast.kz.

Цены подскочили и на другие основные продукты питания. Цены на муку подскочили на 33%, макароны и мясо птицы - на 30%, хлеб - на 17%, растительное масло - на 16%.

Климатические проблемы

В этом году южные регионы Казахстана и приграничные государства Центральной Азии вновь столкнулись с жарой. Хотя Казахстан является крупным производителем собственных продуктов питания, для удовлетворения внутреннего спроса он полагается на импорт фруктов и овощей из соседних южных стран, таких как Кыргызстан и Таджикистан. Проблемы с нехваткой воды и аномальные уровни жары привели к росту цен на фрукты и овощи в небольших «станах». Это еще больше повысило цены на продовольствие в Казахстане.

Река Сырдарья протекает недалеко от Кызылорды на юге центрального Казахстана. Нехватка воды становится все большей головной болью для страны в условиях изменения климата.

В прошлом году правительство Казахстана не смогло эффективно отреагировать на тепловую волну, которая вызвала засуху и нанесла ущерб сельскохозяйственному сектору страны. Пока неясно, насколько адекватной будет реакция правительства на климатические условия этого года, но в долгосрочной перспективе ситуация может оказаться плачевной.

Гонконгская некоммерческая экологическая организация Earth.org назвала Центральную Азию регионом, наиболее уязвимым к опустыниванию, вызванному изменением климата. Более 60% территории Центральной Азии уязвимы к процессам опустынивания, говорится в отчете Earth.org. Хотя большая часть Центрально-Азиатского региона классифицируется как регион с пустынным климатом, эта проблема теперь распространилась на южный Казахстан, северный Узбекистан и Кыргызстан, а также на районы Джунгарского бассейна на северо-западе Китая, отмечает организация. Ледники в Центральной Азии в настоящее время не в состоянии пополнять запасы льда, и, как следствие, меньше талой воды будет поступать в близлежащие регионы, что приведет к нехватке воды, влияющей на сельское хозяйство и повседневную жизнь людей.

Несмотря на тревожные перспективы, режим Токаева оптимистично смотрит на казахстанскую пищевую промышленность, настолько, что считает Казахстан способным помочь другим странам продвинуться вперед.

Продовольственный центр для всего мира?

Выступая 24 июня на 14-м саммите БРИКС, Токаев особо подчеркнул назревающую проблему глобальной продовольственной безопасности. Он предложил Казахстану взять на себя центральную роль в преодолении трудностей.

«За последние несколько месяцев ситуация с продовольствием в мире ухудшилась. Миллионы жизней находятся под угрозой, если глобальные цепи поставок продовольствия продолжат деградировать. Сегодня три из четырех основных мировых производителей продовольствия являются членами БРИКС, а совокупный сельскохозяйственный ВВП стран БРИКС составляет более половины мирового», - сказал казахстанский лидер, имея в виду группу БРИКС, объединяющую Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку.

Токаев отметил, что для эффективного разрешения продовольственного кризиса потребуется полностью скоординированная международная реакция.

«Казахстан намерен внести свой вклад в эти усилия, используя свой огромный сельскохозяйственный потенциал. [...] Казахстан может внести свою справедливую долю, играя [роль] своего рода «буферного рынка» между Востоком и Западом, Югом и Севером. В долгосрочной перспективе нам необходимо сохранить открытую, справедливую, взаимосвязанную и устойчивую глобальную экономику. Здесь я вижу большой потенциал инициатив БРИКС-плюс, [китайского] «Одного пояса - одного пути» и Большого евразийского партнерства, которые откроют новую эру роста и взаимосвязанности», - сказал казахстанский лидер.

Токаев также выступил на шестом саммите государств, граничащих с Каспийским морем, который прошел 29 июня в туркменской столице Ашхабаде. Там он предложил создать своего рода коллективный продовольственный центр путем расширения торговых связей и транспортного сообщения. Его предложение было навеяно укреплением транспортных связей с такими странами, как Азербайджан, которое стало возможным только после того, как Россия попала под международные санкции, что подорвало ее транзитную роль в международной торговле.

«Отрадно, что наблюдается значительный рост торговли Казахстана с Азербайджаном - в 2,3 раза, с Ираном и Туркменистаном - в 2 раза», - сказал Токаев на саммите, как сообщает официальный сайт президента Казахстана. «Большая часть этого объема приходится на наш экспорт высококачественной пшеницы (около 5 млн. тонн) и продовольственной пшеницы (около 1,5 млн. тонн). У нас в запасе более миллиона тонн масличных культур. Также Казахстан имеет значительный потенциал для увеличения экспорта мясной и молочной продукции».

«Системная интеграция между этими центрами и Каспийским продовольственным хабом открыла бы новые возможности для эффективного сотрудничества между фермерами, покупателями, перевозчиками, продавцами и потребителями. И, самое главное, она обеспечила бы надежные гарантии сбыта всей поставляемой продукции», - отметил Токаев.

Казахстан уже давно инвестирует в сельское хозяйство и производство продуктов питания как способ диверсификации своей экономики, не зависящей от экспорта нефти, поэтому, возможно, для этого сектора еще есть надежда.

Сможет ли Казахстан справиться с этим в условиях собственной незащищенности?

Без уверенности в собственной продовольственной безопасности Казахстан, возможно, не является идеальным кандидатом для реализации предложенного им плана.

«Правительство не может не только обеспечить продовольственную безопасность, но и снизить инфляцию, но оно не предпринимает никаких кардинальных действий», - сказал экономист Максат Халык радиовещательной организации Радио Свободная Европа/Радио Свобода.

Халык отметил, что правительство, например, в этом году отложило решение вопроса о закупке качественного зерна за границей несмотря на то, что прошлогодняя засуха показала, что отечественные семена зерновых не выдерживают нехватки воды.

Тем не менее, некоторые меры все же принимаются.

Например, пресс-служба Министерства сельского хозяйства сообщила в местных СМИ, что в этом году были увеличены субсидии на производство яиц, что отменяет некоторые из вышеупомянутых проблем, возникших в результате прекращения субсидирования производства яиц в 2020 году.

«В правила субсидирования развития животноводства, повышения продуктивности и качества животноводческой продукции внесены изменения и дополнения в части включения субсидирования пищевых яиц», - говорится в сообщении министерства.

Правила вступили в силу 30 июня, через 10 дней после их официального опубликования. Также было указано, что сумма, выделенная из бюджета республики на субсидирование производства яиц в этом году, составила 6,5 млрд тенге.

Глава Ассоциации предприятий пищевой, сахарной и перерабатывающей промышленности Казахстана Айжан Нурзагалиева высказалась по поводу решения проблем с продовольственной инфляцией и, в частности, сахарной инфляцией.

Нурзагалиева сказала Cabar.Asia, что субсидии на орошение «нужно увеличить до 70%» и установить льготы «на железнодорожные перевозки».

«Это минимальные меры поддержки по сравнению с теми преференциями, которые предоставляют правительства России и Беларуси своим производителям сахара. Именно поэтому их сахарная промышленность так динамично развивается и ориентирована на экспорт», - сказала она.

«Необходимо увеличивать, а не сокращать посевные площади. Во время встречи с фермерами в конце марта министр сельского хозяйства сказал, что у министерства есть такие планы. Надеюсь, может быть, хотя бы в следующем году это осуществится», - добавила Наурзгалиева.

По ее словам, перебои с импортными потоками продуктов питания — как побочный эффект конфликта в Украине — можно рассматривать и как вызов, и как точку роста для казахстанских производителей. По ее словам, это тот случай, когда они рассматриваются как возможность для развития ниши, обеспечения производства более качественной продукции и участия в импортозамещении. Но при таком подходе все равно потребуется помощь правительства, добавила она.

Наурзгалиева также отметила, что крупнейшей экономике Центральной Азии давно пора создать отдельный комитет по пищевой промышленности, который будет заниматься именно вопросами продовольственной безопасности.

Данные Министерства сельского хозяйства подтверждают наличие достаточных запасов продовольствия для обеспечения продовольственной безопасности. Они составляют 1,4 млн тонн «социально значимых товаров», причем большая часть товаров находится на производственных и розничных складах.

Только время покажет, будет ли внешний оптимизм правительства в отношении сельского хозяйства и продовольствия сочетаться с необходимыми действиями, чтобы окупиться.

Канат Шаку

Источник: bne IntelliNews - Kazakhstan’s food security hopes for the world undermined by food insecurities at home

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 26.04.2024

Оставаться верным фактам

АНАЛИТИКА | 26.04.2024

В этот день. Трагический календарь

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису