Но начнем, наверное, с другой новости – с некоего «обновления» языково-национального скандала вокруг бизнесмена Рамиля Мухоряпова, который в интервью казахстанскому «Форбсу», кроме прочего, заявил по поводу прошлогоднего «инцидента»: «В этой ситуации было много рукотворного. Это однозначно. Это не случайность. Мы знаем точно, что это была атака». При этом он не стал отвечать, кто был заказчиком, а сказал: «Нам прям «приветик» передали».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Запрещение «Z» в РК. Правовая и политическая основа
Вторичные санкции. Без паники?
Если кто забыл, в октябре прошлого года Мухоряпов, мягко говоря, нелестно выразился о казахском языке и его носителях перед российскими релокантами, после чего попытался извиниться. Но дело было все-таки возбуждено, и, как выяснилось, для того, чтобы успокоить общественность – в январе этого года оно было успешно прекращено. И вот сейчас – опять. Резонанс был сравнительно небольшой, но обратим внимание на другое последнее изречение Мухоряпова. На вопрос о том звонил ему кто-то, тот ответил, что получал звонки от «по-настоящему высокопоставленных людей» из разных «коридоров», которые якобы успокаивали: «Не переживай! Вообще ерунда. Все за тебя».
Не беремся судить, было ли такое на самом деле или же наш «герой» что-то домыслил – речь, если честно, вообще не о нем. Вполне допускаем, что в его словах есть доля истины, а это говорит о том, что в «коридорах» тусуются люди, которые, мягко говоря, «страшно далеки от народа». Тут, во-первых, можно сделать предположение, что эта фраза означает вовлечение кого-то из власть имущих в судьбу бизнесмена, а именно того, что уголовное дело в его отношении прекратили якобы за отсутствием состава преступления. Вот этот кто-то звонит и успокаивает – мол, не переживай, мы тут все сделаем.
А вот кто подразумевался под понятием «все», которые «за него», тоже непонятно. Хотя мы что-то не видели ни одного взрослого (то есть, действующего) политика, который бы осудил высказывания Мухоряпова, не считая парочки депутатов, что-то сказавших в обтекаемой форме (но они сейчас не считаются, так как это был прошлый созыв мажилиса). Но опять-таки подчеркнем – дело не в этом человека, а в самой показательной ситуации, которая в данном случае демонстрирует отношение власти и немалой части общества к государственному языку. Почему?
Тут напомним, что Мухоряпов (и, судя по всему, не только он) заявляет, что те, кто возмутился его высказываниями в адрес казахского языка, являются некими провокаторами и участниками спланированной атаки. То есть, это списывается на рукотворность реакции общества, а не на ее естественность. Причем, казахский язык не просто имеет статус государственного, но и, по сути, является одним из государственных же символов РК, как герб и гимн. Но при этом защитники родного языка оказываются провокаторами какими-то. И с этой удобной формулой многие согласны. Опасная, мягко говоря, тенденция.
Но справедливости ради заметим, что в последнее время, особенно после полномасштабного вторжения России в Украину, отношение к языковому вопросу сильно поменялось. Конечно, опросов на эту тему не проводилось, но на практике видно, что свою позицию нейтралитета стали менять и русскоязычные казахи, и многие другие, для кого казахский не является родным. Впрочем, это тема для отдельного разговора, а мы пока вернемся к тому, с чего начали.
Итак, пару месяцев назад в соседнем Кыргызстане приняли поправки в ряд законодательных актов, касающиеся кыргызского языка. Так речь идет о запрете гражданам занимать те или иные посты на госслужбе без необходимого порога знания государственного языка. Кроме этого, согласно новому закону «О телевидении и радиовещании» доля контента на государственном языке должна быть не менее 60%. Из 7 проверенных каналов 2 нарушили этот закон, вследствие чего были оштрафованы.
Зачем мы привели этот пример? Очень просто. В Казахстане давно существуют аналогичные нормы, но почему-то они мало волнуют наши фискальные органы, не говоря уже о точечных и (или) целенаправленных проверках. Хотя ситуация в этом плане за последние лет десять изменилась, но до сих пор на том же ТВ программам на госязыке во многом определена второстепенная роль. Еще хуже в этом плане в индустрии развлечений, рекламном бизнесе, общественном питании и так далее. Зачастую если и есть надписи на казахском, то они не видны, а в меню в ресторанах и кафе довольно часто «забывают» про язык страны, в которой они находятся.
Но те, кто обращает на это внимание или пытается напомнить о существовании закона о языке, вдруг становятся провокаторами и даже националистами (в отрицательном понимании слова), которые хотят «как на Украине». Так у многих на памяти скандалы вокруг так называемых «языковых патрулей», о чем стали с шовинистским смаком говорить различные пропагандисты и политики по ту сторону северной границы, а также сотрясать кулаками граждане РК различных рангов, которым очень удобно пользоваться «языком межнационального общения», и поэтому они не видят ничего крамольного в том, что ставят казахский на второе место – им так удобнее. Когда как в той же 7 статье Конституции РК четко говорится, что казахский язык единственный в стране государственный, а уже потом довольно обтекаемо упоминается русский.
Тут стоит напомнить, что в соседней России три года назад на законодательной основе стали возвеличивать русский язык. Мы, конечно, ничего против не имеем, но при этом считаем недопустимым, чтобы это возвеличивание и какая бы то ни была защита касалась иностранных государств, пусть даже с некоторой частью «единой истории» (эта часть, кстати, тоже оказалась под покровительством УК РФ). Исходя из этого, можно предположить, что языковый вопрос все еще является потенциальным поводом для развязывания конфликтов у «союзников». В этом плане уже более реально говорить о рукотворности таких атак, и это уже не какой-то «приветик», а вполне реальная угроза национальной безопасности. И еще хуже, что многие не понимают простой истины – угроза эта исходит не от тех, кто требует исполнения законов (о госязыке, в том числе) и просит уважать права тех, кто живет на этой земле на протяжении тысячелетий (по сравнению с 70-летней «советской историей» и чуть больше – с историей колонизации Степного края), а от тех, кто называет все это провокацией.
Фото из открытых источников