Начнем с появления этой новости. Она зародилась в области Абая, на, казалось бы, ничем не примечательном, интересном только для узкого круга лиц и, можно сказать, формальном мероприятии – на встрече местных предпринимателей с представителями правоохранительных органов. Мероприятие прошло при содействии НПП «Атамекен», и именно она распространила информацию, которая мигом облетела многие СМИ и паблики.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Вторичные санкции. Без паники?
Отразится ли на Казахстане «концерт» Пригожина?
Там, кроме прочих, выступил прокурор отдела защиты общественных интересов прокуратуры Семея Куат Бапинов, который, как бы между прочим сообщил, что «отдельными представителями разных этносов в общественном поле демонстрируется различная этническая символика, в том числе связанная со странами их исторического происхождения и тому подобное». А потом привел конкретный пример, который можно назвать сенсационным: «В 2022 году в связи с начавшимся российско-украинским конфликтом в Казахстане участились факты демонстрации, в частности, на одежде, игрушках, транспортных средствах символики «Z» или «V». Отмечаются факты продажи и рекламы в торговых сетях игрушечной детской продукции под различными наименованиями, в частности, «Армия России», «Вежливые люди», и тому подобное, которые вызвали неоднозначную реакцию в обществе. В этой связи генпрокуратурой РК в текущем году направлено предложение в правительство РК о законодательном запрете и установлении административной ответственности за изготовление, хранение, ввоз, перевозку и распространение на территорию страны атрибутики, символики, знаков, используемых противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах, в военных или иных насильственных действиях против суверенитета и политического режима другого государства».
Есть казахская поговорка, которая в дословном переводе звучит «Дочка, тебе говорю, невестка, а ты слушай». Понятно, это касается и предпринимателей – особенно тех, кто торгует игрушками или футболками (из России и Китая) на которых изображены символы агрессии, но в большей степени, как нам кажется, это была преднамеренная утечка, а «Атамекен», который в последнее время переживает новый виток вполне обоснованной критики, вовремя этому подыграл. Как бы то ни было, информация вышла в свет.
Она лишний раз доказала, что в Казахстане нет четких и прямых правовых норм для запрета не только «Z-V», но даже и нацисткой свастики. Были случаи, когда за нее сажали в тюрьму на несколько лет, применив пресловутую статью 174 УК РК («разжигание социально и других розней»), но там было не сколько за изображение, а столько за сопроводительные тексты и репосты. То есть, с юридической стороны «это другое». В принципе, другим можно назвать и то, что в Казахстане полиция штрафовала водителей за наклейки с последней буквой латинского алфавита или, в лучшем случае, настоятельно рекомендовала не кататься с ними по казахстанским дорогам (стекло подороже штрафа в 15 МРП будет). Но правовым основанием для ПДД здесь является «Нарушение правил эксплуатации транспортных средств».
В большинстве западных и некоторых из восточных стран свастика и другие нацистские символы запрещены уже много десятилетий. После вторжения России в Украину к ним добавились и символы «СВО», а заодно и георгиевская лента. К этому присоединились и некоторые постсоветские страны. Например, в Молдавии физическому лицу за нее может грозить штраф до 9000 леев (230 000 тенге), а в Литве – до 900 евро (450 000 тенге). Юридические лица получат штраф в два раза больше. В Германии сразу несколько федеральных земель законодательно запретили «герогиевку» наряду с флагами СССР и другой символикой, которая может ассоциироваться с «территориальной экспансией российского государства». А в Украине запрет существует с 2017 года. В Грузии официально она не запрещена, но мы никому не пожелаем проехать по стране с ней под лобовым стеклом.
Кстати, в самой России «георгиевская лента» приравнена к символам воинской славы и ее осквернение грозит штрафом в 5 млн рублей (25 млн тенге). Зато многие государственные и национальные символы Украины признаны экстремистскими, равно как и в соседней для них Беларуси. Хотя там под запрет попали и лозунги типа «Жыве, Беларусь!» и мемы про Лукашенко.
Но вернемся в нашу страну. Новость и желании Генпрокуратуры юридически оформить запрет на то, что вызывает раздражение и критику в обществе, вызвало в нем поток одобрения. Правда, не очень понятно, каким образом прокурорские обоснования попадает «Туркестанский легион» (ТЛ) с его атрибутикой, о чем упомянули в связи с этой новостью некоторые СМИ. Может быть, по ошибке упомянули, но если речь идет только о нынешних «вооруженных конфликтах», то это, как говорится, «притянуто за уши». Впрочем, вполне логично с точки зрения сохранения баланса – что очень любят делать наши власти. Мол, и нашим, и вашим. Однако нельзя не учитывать, что в Казахстане может наконец-то появиться запрет и на ту же нацистскую символику, тогда ситуация с «ТЛ» становится более ясной и логичной. Но надо учитывать некоторые чисто правовые нюансы. Так, Легион использовал некоторые символы, которые сейчас широко распространены, точно также, как признанная нацистской «Русская освободительная армия» (РОА Власова) использовала награды с георгиевскими лентами и триколор, который сейчас является государственным флагом РФ.
Что касается свастики, то их на территории Казахстана немало – в виде петроглифов, рисунков на керамике и древних казанах и так далее. Понятно, что и «это другое», но тут необходимо четкое правовое обоснования, а не просто запрет ради запрета. Пока остается только надеяться, что у прокуратуры все готово и «слив», который «между делом» произошел в Семее – это плод долгой и кропотливой работы надзорного органа.
Есть вероятность, что кто-то из мажилисменов оформит соответствующий «депутатский запрос», и дело останется за формальностью – как это делалось с другими законопроектами в виде «дополнений и изменений в ряд нормативно-правовых актов Республики Казахстан». Прежде всего, как мы поняли, это касается Административного кодекса.
Да, в последнее время участились случаи выявления гражданами Z-символик на игрушках и на одежде (в том же Семее, в Уральске, Караганде и так далее), а также негативную реакцию вызывают наклейки на машинах в виде «зеленых человечков», но думается, что не общественное мнение, а политическая необходимость подтолкнула власти к такому. Тут, возможно, и некие скрытые намеки со стороны западных партнеров, и опасность введения «вторичных санкций», и логическое продолжение политики Акорды – с дипломатической обтекаемостью, но недвусмысленными намеками.
Тут надо понимать, что слова рядового семейского прокурора Бапинова могут быть неким прощупыванием почвы, причем, не сколько внутри страны (хотя и здесь все неоднозначно), а столько за ее пределами. Так, украинские СМИ увидели в этом отдаление Астаны от Москвы, а вот российская пресса стала ожидаемо возбуждаться. Посмотрим, что и как скажут теперь их политики. Но, заметим, только посмотрим и будем действовать дальше – сказав «А», надо говорить и «B», ну, а потом и другие слова алфавита – вплоть до «Z».
Фото из открытых источников