Аналитика

В этот день. СССР vs ФНРЮ

Мирас Нурмуханбетов

11.08.2023

11 августа 1949 года Советский Союз официально объявил, что перестает считать Федеративную Народную Республику Югославия – ФНРЮ (позже переименованной в СФРЮ) союзником. Это стало дипломатическим апогеем конфликта между двумя странами и негативные последствия на долгие годы вперед – фактически, до распада обоих режимов. Кто-то скажет, что это дело прошлого, но на некоторые моменты этого конфликта стоит обратить внимание и сегодня.

Мы на этот раз не будем слишком глубоко заглядывать в историю взаимоотношений двух стран, но отметим, что до Второй мировой они были враждебными (тогда это было Королевство Югославия). Однако после ее начала, в развязывании которой СССР принял непосредственное участие (помощь нацисткой Германии в захвате Польши, война с Финляндией, оккупация прибалтийских стран и так далее) были налажены дипломатические отношения между Москвой и Белградом. Тут нужно напомнить, что название «Югославия» появилось в 1929 году – после государственного переворота и установления диктатуры короля Александра I. До этого более 10 лет страна именовалась как «Королевство сербов, хорватов и словенцев».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Медный бунт

В этот день. Огненный смерч и 10000 тенге

В этот день. Первый всеказахский

Как известно, Югославия присоединилась к «Тройственному союзу», что вызвало фактический переворот и разделение страны, чем воспользовался и чему способствовал Гитлер, восприняв мятеж как личное оскорбление. Эта отдельная и довольно занимательная история, но мы не будем отвлекаться. В общем, после войны, в ноябре 1945-го, монархия была официально низложена и провозглашена ФНРЮ. Через две-три недели СССР признал новое государство и стали налаживаться связи. Причем, как говорили тогда, стахановскими темпами.

Москва по своим дипломатическим каналам помогала Белграду вернуть из западных зон оккупации разное имущество – в основном, речные суда, необходимые для восстановления экономики, а также сближали страну с другими просоветскими режимами Восточной Европы. В первую очередь это касалось стран, которые не воевали с Югославией в ВМВ, а вот наладить отношения с Венгрией, Румынией и Болгарией (союзниками нацисткой Германии) это сделать было труднее. К той же Венгрии Югославия имела не только материальные и идеологические, но территориальные претензии. Но потом все, вроде бы наладилось – с границами более-менее решили, репарации были определены (в том числе, при участии ООН), а торговля с Советским Союзом росла, превысив к 1948 году объем в 60 млн рублей.

Поддерживала Югославия СССР и во внешней политике, в том числе, когда он фактически развязал гражданскую войну в Корее (ООН приняла соответствующую резолюцию по этому поводу). Впрочем, Белград и сам попадал под предупреждения мирового сообщества – в частности, из-за поддержки греческих сепаратистов (партизан-коммунистов), но эта отдельная, хоть и очень интересная история, которая сводится к тому, что эта страна и ее лидер Иосип Броз Тито становилась диктаторским государством с претензией на империю. Кстати, во время Первой мировой Тито попал в плен, а со временем выучил не только русский, но и казахский язык – жил и работал где-то под Омском, но это уж точно отдельная история, тем более, неизвестно, гордиться этим или как.

Ухудшение отношений между СССР и ФНРЮ, в принципе, имело одинаковые «официальные» корни, как и в начале роста напряженности между СССР и КНР. Москва сначала шепотом, но потом все громче стала обвинять Белград в «вождизме» и «непонимании принципов марксизма-ленинизма». В ответ правительство Югославии отказало советскому торгпредству в выдаче информации об экономике страны. 18 марта 1948 года Молотов (глава МИД, если кто забыл) направил Тито телеграмму, в которой расценил это «как акт недоверия к советским работникам в Югославии и как проявление недружелюбия в отношении СССР». В добавок из страны были отозваны все советские специалисты.

Отметим, что первоначально, да и в дальнейшем все шаги, направленные на эскалацию ситуации и последовавший разрыв отношений, инициировал именно Кремль. В конце марта Сталин с Молотовым (опять через телеграмму) обвинили Иосипа Тито в оппортунизме, а потом МИД СССР стал буквально придираться к различным двусторонним соглашениям и договорам, разрывая их. Причем, обвинялась в этом Югославия, которая, объективно говоря, просто оборонялась и демонстрировала непокорность – просто молодое авторитарное государство не хотело быть вассалом более опытного коллеги. Хотя, как отмечают некоторые историки, это было противостояние Иосифа и Иосипа, но больше симпатий было на стороне второго. Но идем дальше.

Советы даже хотели устроить югославам своеобразное партсобрание с участием компартий стран Восточной Европы, но они туда попросту не поехали. Вообще, одним из направлений антиюгославской деятельности со стороны СССР было настраивание своих союзников (прямо зависимых «союзников», стоит подчеркнуть). Особо в этом отличились Болгария, Венгрия и Албания. У первых двух, как говорится, «остался осадок» со времен войны (прошло всего четыре года), а третья до последнего момента воспринималась Кремлем как зона влияния Белграда, но потом Сталин передумал. ГДР же воспользовалась случаем, чтобы усилить свои позиции в советском блоке, заняв место ФНРЮ.

Немногие знают, что всерьез рассматривался вариант вооруженного вторжения в непокорную страну. Для этого были предприняты превентивные меры в виде наращивания вооруженных контингентов стран-союзников, что противоречило Парижскому мирному договору 1947 года. Впрочем, это не останавливало ни тогда, ни сейчас. По большому счету, ситуация в конце 40-х – начале 50-х была более чем накаленной, и чем-то напоминала российско-украинские отношения в 2020-21 годах. Только у советов тогда союзников больше было, и кое-что можно было проделать их руками. Так, весной 1951 года Генштаб ВНР (Венгерской Народной Республики) разработал план нападения на Белград, который предусматривал проведение совместной операции с румынского и болгарского направлений и окружение города на четвертый (почему не на третий, интересно?) день после начала совместной операции.

По иронии судьбы через пять лет этот план с некоторыми изменениями был исполнен против самой Венгрии (а в 1968-ом – против Чехословакии). Но это так, к слову. Вооруженные силы Югославии тоже не сидели сложа руки – был принят план отражения агрессии и развертывания новой партизанской войны на оккупированных территориях – благо, опыт был, и многие бывшие югославские партизаны в любой момент могли взяться за оружие. Возможно, именно это заставило Москву передумать. Однако на границах с Югославией за годы накала противостояния были зафиксированы многочисленные инциденты, в том числе, с применением оружия. По большей части, такие столкновения были на границе с Болгарией – более 300, потом идет Албания (210), Румыния (около 200), а меньше всего – с Венгрией – «всего» 33. Оказавшись в кольце враждебных стран, Югославия с 1949 года стала сближаться со странами Запада. В июле 1949 года Югославия закрыла границу с Грецией, чем осложнила положение местных коммунистов, которым до этого помогала.

Новой большой войны, как таковой, не было, как и не был осуществлен план покушения на Тито. Но Советский Союз организовал беспрецедентную по тем временам информационную войну, в том числе, с участием югославских перебежчиков и потенциальных коллаборационистов. В самой стране, надо отметить, тоже было немало любителей СССР и Сталина, и многие из них попали под репрессии. Всего, по разным данным, в 1948-49 годах арестам и другим мерам были подвергнуты более 90 тысяч просоветских югославских коммунистов.

Итак, 11 августа 1949 года ТАСС сообщает, что ФНРЮ нам больше не союзник, а через полтора месяца официально оформляется разрыв дипломатических отношений. Как вы понимаете, опять-таки по инициативе Москвы. Интересно, что этот конфликт вызвал, если не поток, то немало эмигрантов в Югославию, считая ее более свободной страной, чем те, кто под советами.

Сам конфликт между Югославией и Советским Союзом странным образом стал быстро утихать практически сразу после смерти Иосифа Виссарионовича, но его последствия еще долго сказывались на двусторонних отношениях. Люди старшего, да и среднего поколений наверняка это помнят.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии