Общество

О преодолении психологических проблем

Талгат Мамырайымов

26.07.2023

Сегодня на фоне разрастающихся различных социальных проблем, семейных неурядиц множество казахстанцев нуждаются в психологической помощи, но большинство из них не могут ее себе финансово позволить, либо избегают её, стыдясь. Отдельные люди надеются сами справиться со своими психическими расстройствами, изучая для этого соответствующие материалы. Поэтому для многих казахстанцев не лишними будут материалы в СМИ по способам преодоления психических проблем. Одним из таких материалов является данная обзорная статья, касающаяся легких психических расстройств. Конечно, этот материал носит больше полемический, дискуссионный характер, но, тем не менее, в нем содержатся некоторые рекомендации, которые, возможно, кому-нибудь помогут.

В целом, очень упрощенно говоря, в казахстанском социуме превалируют две базовые причины депрессии, неврозов, тревожных расстройств. (В данном случае не рассматриваются генетические причины.) Во-первых, это несовпадение ценностей, установок, поведения (его «скрытого культурного кода», который часто называют «повадками», «габитусом», и он имеет глубокие генетико-биологические корни) отдельного субъекта и социальной группы, или даже всего народа, к которому относится данный индивид. В общем смысле речь идет о конфликте «картины мира», мировоззрения, способа жизни особи и популяции.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Неоднозначная молодежная политика

Доверие – основа развитой страны

При этом часто подсознательно особь стремится не быть «отщепенцем», «отщепенкой», готова соответствовать идеологическим, «философским» запросам популяции, быть «хорошим», «достойным» человеком в их понимании. Но это вступает в конфликт с действующими ценностями, установками особи, и тогда развивается внутренний конфликт, который выливается в том числе в развитие соответствующих психосоматических симптомов. Особенно в том случае, если данный субъект становится изгоем. Подавляющее большинство людей крайне тяжело переносят одиночество и социальную изоляцию, не хотят быть исключенными из социума, каким бы он ни был.

Во-вторых, тревожность, неврозы, депрессия могут проистекать от «неконструктивного» мышления, пагубной «философии» жизни, когда человек в голове имеет разные ущербные, амбициозные идеалы, образцы (успех, понты и т.п.), которыми руководствуется в своей жизни. Соответственно, при неудаче в данном «тотализаторском забеге», вообще во всем этом напряженном процессе зачастую развиваются указанные психические расстройства. Человека в таком случае начинают одолевать разные внутренние сомнения в своей полноценности, либо обиды, злости на то, что окружающий мир «несправедливо» устроен, категорически не принимая реальность такой, какая она есть.

Внутри психики пациента идет постоянный «диалог» с анализом своих действий с попыткой самооправдания, самоуничижения и т.д. Судя по всему, внутренний оценочный, критический анализ в психике человека является продуктом так называемого супер-эго, или социального «я», выступающего набором «контролирующего», «назидательного» социального опыта. Базой данного внутрипсихического опыта, социальных норм и ценностей являются установки, назидания родителей. К тому же этот опыт может содержать в себе детские и другие психические травмы, которые подсознательно оказывают сильное влияние на поведение пациента.

Для преодоления указанных психических расстройств пациенту первым делом нужно остановить весь рой ущербных мыслей, понять их пагубность как в интеллектуальном, так и в философском плане. Без этого невозможно избавиться от болезненных психосоматических симптомов, рассчитывая только на антидепрессанты, транквилизаторы и другие медицинские препараты. Благо, что сейчас уже практически доказана бесполезность антидепрессантов. Разумеется, на первом этапе нужно употреблять транквилизаторы, другие препараты, но желательно, чтобы они были «природные» - валериана, пустырник, триптофан и др.

Как ни крути, некоторые наши психические проблемы (депрессия, неврозы) порой обусловлены неправильными приоритетами нашей жизненной философии, когда мы рассматриваем в качестве главных ценностей и ориентиров успех, материальные и социальные блага. А если мы, несмотря на общие ценности, начнем ценить малое, духовное, то мы сможем более легче преодолевать свои материальные проблемы. В этой связи показательно, что многие великие психологи, психотерапевты такие психические расстройства, как депрессию, неврозы, называют экзистенциальными проблемами. В экзистенциальной психологии, психотерапии клиенты рассматриваются не как больные, а как люди, не умеющие рационально использовать свои возможности, уставшие от жизни, запутавшиеся в жизни и своих мыслях.

Сегодня многие из нас сталкиваются с экзистенциальными проблемами, в разрешении которых зачастую больше нужна не помощь психологии, религии, а обращение к философии. Ибо немало наших жизненных невзгод, стрессов обусловлены кризисом выбранной нами когда-то, философии жизни. Потому-то в такой ситуации нужна переоценка своих ценностей, либо необходимы попытки хотя бы их переосмысления. Помимо переоценки своей жизненной философии, своих ценностей, для преодоления экзистенциальных проблем необходимо стараться ежедневно делать легкие пробежки, дыхательную гимнастику. Все это вкупе дает больше возможностей для оптимистического восприятия мира и бытийствования.

Необходимо понимать, что ощущение «полной трагичности» своего бытия во время экзистенциальных проблем зачастую обусловлено соответствующей «социальной» интерпретацией, когда человек изначально сам настроен находиться в таком состоянии. И все меняется, когда, исходя из более зрелых философских посылок, он начинает позитивно воспринимать свой статус, свое бытие. Собственно, многие известные ученые говорят о необходимости опираться на философию в исследованиях и преодолениях экзистенциальных проблем человека. Особенно они имеют в виду экзистенциальную философию, представителей которой обычно называют экзистенциалистами.

Самая главная идея экзистенциального направления психологии - это стимулировать человека жить осознанной жизнью - когда он осознает все свои мотивы, потребности, поступки, данности жизни. Нередко бывает, что многие из психических расстройств на поверку оказываются проявлениями глубоких экзистенциальных проблем, в которых оказался человек. Одним из ярких примеров опоры психологии на философию является логотерапия австрийского психолога В. Франкла. Логотерапия занимается разрешением проблемы потери смысла жизни, которую Франкл называл экзистенциальным вакуумом. Этот термин используется для описания состояния, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности. Согласно логотерапии, именно во время потери человеком смысла своей жизни появляются неврозы, состояния глубокой апатии и депрессии.

Человек отличается от животного тем, что он выходит за пределы себя - он не может ограничиться удовлетворением только естественных потребностей. Следовательно, за этим следует поиск смысла жизни и тому подобного, что нередко влечет за собою и экзистенциальные проблемы. Так, нередко причиной дистресса (негативная форма стресса) является не проблемное внешнее окружение, а субъективно негативное, напряжённое отношение к внешней среде. Другими словами, иногда не сама жизнь создаёт нам проблемы, а мы сами - своим негативным отношением к событиям жизни, которые на самом деле являются закономерными элементами жизни. Ведь многие жизненные проблемы - это экзистенциальные данности, но мы часто этого не понимаем, либо не хотим понимать.

В конечном итоге экзистенциальная психотерапия стремится помочь человеку разобраться в жизни, переосмыслить некоторые ее события, понять свои возможности и направить свои мысли в здравое русло. Так, человек начинает воспринимать реальность без иллюзий и домыслов, и начинает в этом ключе строить планы на будущее, определять жизненные цели. Он начинает более глубже понимать ответственность за собственную жизнь и свободу выбора. Сегодня очень продуктивной является методика Джо Диспенза, по которой психические проблемы преодолеваются за счет медитаций, ежедневного представления умом и эмоциями счастливого будущего, как уже свершившегося. Так в мозгу человека моделируются соответствующие комбинации нейронов. Как полагает Джо Диспенза, психические проблемы являются не чем иным, как «программами», комбинациями нейронов нашего мозга.

Отдельно следует отметить, что в нашем социуме действуют весьма примитивные представления о психической нормальности, что также является одним из факторов ухудшения социального положения, например, людей с обычной депрессией. В казахстанском обществе, по-видимому, достаточно много нарциссов-психопатов, которые являются крайне жестокими, мстительными людьми, не обладающими эмпатией. (Не случайно психологи рекомендуют избегать общения с нарциссами-психопатами.) Они в общении с неприятными себе людьми часто прибегают к газлайтингу, когда своими заключениями, насмешками ставят под сомнение не только слова собеседника (жертвы), но и его психическую и умственную адекватность. Иногда газлайтинг, буллинг становятся систематическими, что так же может стать одной из причин суицида жертвы. Вообще нарциссы-психопаты очень изобретательны и последовательны в создании комплекса проблем для жертвы.

И вот такие субъекты зачастую задают психические и социальные нормы в разных социальных группах в Казахстане. То есть эти нормы, по сути, являются ненормальными. Но за несоответствие этим «нормам» жертву буллинга, газлайтинга могут объявить ненормальным человеком, что, конечно, является нонсенсом, абсурдом, и это нужно понимать пациентам. Да, психические нормы в любом обществе задают психиатры, психологи. Однако они находятся под влиянием различных общественных норм и ценностей, которые нередко подменяют профессиональные психические оценки. Тем более, что психология и психиатрия в Казахстане находятся на крайне низком уровне развития, еще находясь под влиянием советского наследия.

Из советского прошлого мы знаем, что в психушки временами попадали абсолютно здоровые люди. Их делали «психами» власти за инакомыслие, или чтобы завладеть их имуществом. Наследие советской карательной психиатрии до сих пор влияет на восприятие множества людей в постсоветских обществах, на то, чем должна заниматься психиатрия. Да и широко распространенная в нашем социуме невежественность не может не сказываться на уровне развития отечественной психиатрии, психотерапии, психологии. Откровенно говоря, в нашем обществе крайне слабо развито гуманное отношение к людям с психическими расстройствами.

Между тем на Западе люди с депрессией не воспринимаются как какие-то ненормальные, не достойные работы, сочувствия. Там понимают, что в таких случаях человек очень нуждается в эмпатии, в том, чтобы его выслушали. Примечательно, что в западных странах существуют разные клубы такого рода бесед, общения. В Казахстане, к сожалению, такие практики практически отсутствуют. Таким образом, самое главное в преодолении, например, депрессии – это человеческое тепло. Ведь люди, страдающие депрессией, когда жалуются, допустим, на неустроенность в жизни, нищету, то почасту ждут не материальной помощи, а слова поддержки и сочувствия…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Астана — Сеул: ресурсы в обмен на технологии

Мирзиёев закручивает гайки: эхо Каракалпакстана

От культа личности к культу смерти — общество современной РФ

Ослабить Китай. Как разбить «союз» КНР, РФ и КНДР

Битва за Ташкент. Москва определилась с главным союзником в ЦА

Китай глядит на север: российская альтернатива для транзита из КНР

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 21.06.2024

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

ОБЩЕСТВО | 21.06.2024

Казахский язык: страж духовных ценностей и идентичности

АНАЛИТИКА | 21.06.2024

В этот день. Йога, селфи и солнцестояние

АНАЛИТИКА | 20.06.2024

Лже-батыры казахстанской политики

ОБЩЕСТВО | 19.06.2024

На страже закона и безопасности

ОБЩЕСТВО | 19.06.2024

Волонтер Екатерина Голотина: Чтобы начать помогать людям, не нужны деньги, нужно желание