интервью

Жанболат МЕЛДЕШОВ: «Либо мы дадим гражданам качественное образование, либо необразованные люди будут стоять в очередях за пособиями»

27.03.2021

Человеческий капитал является фундаментом, краеугольным камнем развития любой страны, нации, важнейшим индексом ее конкурентоспособности на мировой арене. Для Казахстана, стремящегося влиться в семью наиболее развитых стран мира, этот фактор актуален как никогда.

Как ликвидировать дефицит квалифицированных кадров? Какую роль в этом должна сыграть система высшего образования? Об этом рассуждает наш собеседник – руководитель Bolashaq Development Fund Жанболат Мелдешов.

 

- Жанболат Жарылкасынович, логично будет начать наш разговор с того, насколько актуальна для Казахстана проблема развития человеческого капитала?

- Начнем с того, что в Казахстане сложилась несколько парадоксальная сутуация: население увеличивается, требование к квалификации с учетом новейших трендов сотрудников растет, но при этом наблюдается неутешительная тенденция сокращения квалифицированных кадров. И это на сегодняшний день одна из главных проблем, препятствующих привлечению инвестиций и тормозящих развитие страны. Ни для кого не секрет: если вы захотите построить завод в Казахстане, то столкнетесь с дефицитом кадров. Вы их просто не найдете! И речь идет не только об иностранных инвесторах, отечественные предприятия также испытывают кадровый голод. Поэтому развитие человеческого капитала приобретает особую актуальность, можно сказать, это жизненная необходимость.

 

- На ваш взгляд, как Казахстану можно решить проблему развития человеческого капитала?

- Что для этого нужно делать? В первую очередь развивать и модернизировать систему высшего, профессионально-технического и школьного образования. Причем работу нужно начинать уже сегодня. Человеческий капитал в Казахстане можно развивать двумя способами: через развитие инфраструктуры, создание образовательного хаба, улучшения конкурентной среды и привлечения иностранных преподавателей и студентов. Второй вариант – отправлять наших студентов на обучение в зарубежные вузы. Нам нужно уяснить и принять простую, но непреложную истину: развитие человеческого капитала является главным рычагом развития экономики. Либо мы дадим гражданам качественное образование, и они станут драйвером экономики, либо необразованные люди станут бременем для страны и будут стоять в очередях за государственными пособиями. Третьего не дано.

 

- Ранее неоднократно говорилось о целесообразности открытия в Казахстане филиалов топовых зарубежных вузов, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки…

- И самое главное – зарубежные вузы заинтересованы в этом! Я беседовал с представителями нескольких иностранных университетов, которые приезжали на переговоры для открытия своих кампусов в Казахстане. Однако пока что все остается на уровне намерений, подвижек в этом вопросе, увы, нет. Я убежден, что нам нужно открыть двери зарубежным вузам и позволить им зайти на рынок, строить и открывать здесь свои филиалы, тем более, данная инициатива не требует затрат из государственного бюджета. Это позволило бы не только повысить уровень высшего образования в стране, но и привлечь иностранных студентов из близлежащих государств. Согласитесь, обучаться в филиале зарубежного вуза в Казахстане будет дешевле, чем, к примеру, ехать в Англию или США. Тем самым, мы бы не только сократили «утечку мозгов», но и дали мощный импульс развитию индустрии образовательного туризма, как это сейчас делают ОАЭ, Малайзия и другие страны.

 

- Не кажется ли вам, что открытие филиалов зарубежных вузов в Казахстане повлечет за собой отток студентов из отечественных университетов, которые попросту не выдержат конкуренцию?

- Напротив, я считаю, что это подстегнет наши высшие учебные заведения, и они вступят в конкурентную борьбу и повысят качество образования. Это рынок, где выживает сильнейший! Надо признать, что сейчас у наших вузов нет стимула для развития. Бюджет выделяет деньги, вузы их осваивают, и необходимости что-либо улучшать в своей работе вроде как и нет…

Повторю: для повышения качества образования нужно использовать рыночный механизм – это конкуренция. Развитость системы высшего образования даст мультипликативный эффект – привлечет иностранных студентов, они, в свою очередь, привлекут дополнительные финансовые потоки в систему образования, а это позволит значительно увеличить заработные платы преподавателям. Университетам нужно дать свободу и возможность привлекать иностранных студентов и преподавателей. И пока мы «раскачиваемся», Узбекистан активно привлекает вузы из-за рубежа и имеет все шансы стать региональным образовательным хабом. Правительство соседней страны всерьез занялось развитием системы образования. Поэтому нам необходимо двигаться быстрее и наверстывать упущенное.

В нашем регионе, я имею в виду Центральную Азию, количество студентов немалое, и оно постоянно растет. А вот число вузов небольшое, поэтому при всем желании не удастся обучить всех желающих граждан в отечественных университетах. Согласно статданным, в Казахстане всего 34% населения охвачено высшим образованием, тогда как в развитых странах этот индикатор составляет 50%. И этот показатель в обозримом будущем в силу нехватки вузов будет только снижаться. Если сделать поправку на качество отечественного образования, то картина выглядит удручающей.

 

- Не хотите ли вы сказать, что в нашей стране нет хороших университетов?

- Не совсем так, не будем сгущать краски. У нас есть Nazarbayev University, есть частные вузы, которые обеспечивают студентам качественное образование. Но это, скорее, исключение, чем правило. Не сегодня наметилась тенденция, когда наша молодежь предпочитает получать знания за границей. Почему? Да потому что у нас обучение в вузе стоит несколько тысяч долларов, а за рубежом может быть бесплатным или не превышать стоимости обучения в Казахстане. При этом юношей и девушек привлекает не только качество образования, но и сама среда, город, в котором располагается университет. В Европе или США у студентов есть возможность подрабатывать и быть финансово независимым. Мы провели анализ и изучили среднюю заработную плату нашего студента, обучающегося за рубежом. Она в среднем составляет от тысячи евро в месяц и выше. В Казахстане это, мягко говоря, нереально.

 

- Согласитесь, обучаться за рубежом по карману далеко не всем. Многим приходится довольствоваться тем, что есть.

- Bolashaq Development Fund планомерно работает над тем, чтобы как можно больше людей узнали о имеющихся возможностях для обучения. Число казахстанских школьников, изучающих иностранные языки и желающих учится за рубежом, растет из года в год. Наш Фонд ежегодно проводит международную образовательную выставку International Education Fair. Этот год не стал исключением, выставка стартовала 25 марта, уже большое количество абитуриентов успели ее посетить. На выставке у нас представлены 200 вузов, которые предоставляют возможности бесплатного образования по всему миру. Это прекрасная возможность для наших абитуриентов. Благодаря таким мероприятиям родители понимают, что обучение за рубежом для их детей доступно и реально и более того можно поступить даже без знания языка, а изучить его уже непосредственно в самой среде на языковых курсах. Многие стипендиальные программы предоставляют такую возможность. Я думаю, мне удалось убедить вас в том, что получить образование за рубежом это не что-то из разряда космического, а вполне себе доступное дело для каждого.

 

- Ни для кого не секрет, что в Казахстане с завидной регулярностью происходят перемены в системе образования: назначили нового министра – ожидай реформ. Так происходит только у нас или это мировая практика?

- В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) существуют четкие инструменты для того, чтобы менять политику в той или иной сфере. Этот инструмент называется «Regulatory impact assessment» (оценка регуляторного воздействия). Ни один чиновник не может поменять что-то по своему усмотрению. Для этого есть экспертная среда, которая ведет анализ воздействия возможных изменений, в частности, на систему образования, как это отразится на обществе, экономике в целом. И только после глубокого анализа принимаются решения. У нас тоже можно применить этот механизм.

 

- И в завершение интервью спрогнозируйте, какой период времени потребуется, чтобы качественно улучшить систему высшего образования в Казахстане?

- Какие-то проблемы можно решить за несколько лет, а какие-то – за 10 и более. Но нужно начинать немедленно. Например, чтобы подготовить хорошего агронома, достаточно четырех лет. А для того, чтобы подготовить специалиста по нанотехнологиям, нужно начинать это уже со школьной скамьи.


Публикации автора

Арсен Керимбеков: «Тезис о том, что казахстанцы едят натурпродукты – фикция»

Где захоронен темник Золотой Орды, как дети съели свою мать и почему Макпал Жунусова взялась за лопату

Демограф Александр Алексеенко: «Число городских жителей в Казахстане растет быстрее, чем сельских»

Избить за тонну угля, кто отстоял территорию Казахстана и отправят ли не знающих госязык чиновников в аул?

Айдын Аимбетов: «Думаю, что «рутинные» полеты в космос – это вопрос времени»

Казахоязычные СМИ: Репрессии против верующих, степная Рапунцель и уроки казахского для африканского зятя

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 28.03.2024

Тектурмас. Хадж по-советски

ИНТЕРВЬЮ | 28.03.2024

Исправляя чужие ошибки, не наделать своих

ГЕОПОЛИТИКА | 28.03.2024

Казахстан открывает двери для европейских инвестиций в добычу редких минералов

АНАЛИТИКА | 27.03.2024

По следам выступления верховного главнокомандующего на 3 Курултае

КУЛЬТУРА | 27.03.2024

Верненские магнаты: жизнь и судьба

АНАЛИТИКА | 27.03.2024

Антитеррор – это серьезно