Аналитика

В этот день. 100 лет НКАО

Мирас Нурмуханбетов

07.07.2023

Ровно один век назад, 7 июля 1923 года, была официально образована Нагорно-Карабахская автономная область – НКАО. Понятно, что Карабах существовал прежде, поэтому рассмотрим его историю, но с акцентом на последнее столетие и правовую сторону вопроса.

Для общего понимания ситуации надо исходить из того, что понятия «Карабах» и «Нагорный Карабах» можно (и нужно) рассматривать с различных направлений – историко-географического, историко-политического, политико-географического и так далее. Мы же попробуем подать «голую» историю, хотя и это будет сложно, так как на протяжении долгого времени она носила политический характер и преподносилась с выгодной для той или иной стороны точки зрения. Другое, на что изначально надо обратить внимание, это то, что добавочно-уточняющее определение «Нагорный» появилось значительно позднее и, с одной стороны, имеет именно сепаратистский подтекст, разделяя единую обширную территорию, а с другой – подчеркивает более обширные территории с этим названием и логически говорит о существовании ее равнинной части.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Прекрасное далеко?

В этот день. Ну, за госслужбу!

В этот день. Оккупация Латвии

Кстати, слово «Карабах» дословно переводится как «Черный сад», однако здесь нужно учитывать, что понятие «черный» в азербайджанском и многих других тюркских языках не обязательно означает конкретный цвет. Под ним может подразумеваться «богатый», «большой», «древний», «плотный» и другое. Здесь можно было привести аргумент, что устоявшееся название территории может говорить о принадлежности ее к той или иной этнической или политической группе, однако это в корне ошибочное мнение, которое может приводить к конфликтам. Впрочем, это не оспаривает принадлежность этого места в данном конкретном случае.

Отметим и то, что понятие «историческая справедливость», как мы говорили в прежних публикациях, довольно размытое, слишком многогранное и с довольно большой политической составляющей, в которой сама научная часть является лишь придатком или неким фоном для придания нужного цвета. В случае с Карабахом это проявляется в высшей степени. Каждая из сторон доказывает, что изначально проживала и (или) контролировала эти места, культурно «наследив» здесь. Но мы не станем приводить доводы тех или других, хотя следует отметить, что именно у Азербайджана та же Шуша считается культурной столицей, а тюркских памятников истории и археологии здесь побольше, хотя встречаются разные культуры в разных периодах. А это в лишний раз говорит о том, что здесь всегда бурлила жизнь, а эта часть Кавказа являлась не только «богатым садом», но и стратегически важным участком, местом столкновений не только местных народов, но и сверхдержав того времени.

Кстати, интересен тот факт, что конфликты местных были обычным явлением – точно такими же, как в других местах и у других народов. Коротко говоря, межнациональными войнами их трудно было назвать. Более того, здесь мирно уживались не только азербайджанцы с армянами, хазарцы с грузинами, да и все другие горцы и жители равнин. И только после вмешательства «больших соседей» стал муссироваться «межнац», как таковой.

Но если вдаваться в историю, то обойдемся периодом в последние пять столетий. С начала XVI и до середины XVIII веков Карабах являлся бегларбекством (провинцией) Сефевидской империи, где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а нагорные территории в армянские меликства. В течение следующего полувека – с 1747 по 1805 годы – здесь существовало Карабахское ханство. Это было влиятельное региональное государство с собственной сильной армией, налогообложением, деньгами и развитой социально-экономической системой.

Оно находилось на территории современных Армении, Азербайджана и собственно Карабаха. Там жили много народностей, различных не только по религии, но и по «методу хозяйствования» - кочевники и земледельцы, ремесленники и разводчики лошадей, воины и простые горожане. А воевать приходилось часто – в основном с Ираном, и именно новые угрозы с юга побудили тогдашнего правителя Карабаха Ибрагим-хана обратиться к северному соседу, Российской империи за помощью. Впрочем, Кюрекчайский договор подразумевал некоторый суверенитет региона, но де-факто моментально был поглощен разраставшейся Россией с большими имперскими замашками.

В течение столетия здесь стало происходить то, что стало фундаментом для того самого «межнаца». Это заключалось в налоговых льготах для одних этнических групп и зажиманием прав для других, переселением тысяч семей первых с выживанием вторых. Тут можно было бы написать целую диссертацию по такой политике, которая применялась царскими (а затем и большевистскими) властями не только на Кавказе, но и на других национальных окраинах империи (сначала российской, а затем советской), но на этот раз мы не станем этого делать. Впрочем, стоит добавить, что апогеем всего этого стало армянско-татарская резня в августе 1905 года.

Через дюжину лет грянул Октябрьский вооруженный переворот, который не мог не сказаться на все трещавшей по швам империи. Карабах, как и остальное Закавказье, первое время подчинялся коалиционному Закавказскому комиссариату, созданному в ноябре 1917 года представителями местных политических партий. В течение первой половины 1918 года, несмотря на то, что по всему Закавказью происходили межнациональные столкновения, армяне и мусульмане Нагорного Карабаха жили в относительном мире. Признавая номинальную власть Закавказского комиссариата и сейма в Тифлисе, Нагорный Карабах был фактически независим и управлялся межнациональным советом. Такой баланс сохранялся вплоть до вторжения Турции в Закавказье, распада Закавказской федерации и создания трех независимых государств.

После этого Армения стала предъявлять претензии на горные районы Карабаха, а Азербайджан – отстаивать свои интересы, развязалась первая война. Она продлилась два года с переменным успехом, с атаками на мирное населения (не будем уточнять, кого именно, но Армения это отрицала) и взаимными заявлениями о вхождении спорных территорий в свои государства. Потом, в 1920-ом, пришли большевики. Как бы то ни было, это прекратило или, точнее говоря, законсервировало конфликт на долгие годы. Летом следующего года, «исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном», Нагорный Карабах был оставлен в составе Азербайджанской ССР с предоставлением широкой областной автономии с административным центром в городе Шуше.


7 июля 1923 года указом ЦИК Азербайджана была официально образована Автономная Область Нагорного Карабаха (АОНК) с центром в селении Ханкенди (переименованном затем в Степанакерт). В 1936 году, после принятия новой союзной Конституции, была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО). Особых больших конфликтов за последующий период зафиксировано не было, хотя драки на межнациональной почве возникали постоянно, а власти списывали их на «бытовуху». Так продолжалось до Перестройки.

В НКАО стали разгораться сепаратисткие настроения на уровне властей АО, которые пожелали присоединиться к Армянской ССР и обратились по этому поводу в Президиум Верховного совета СССР (обращение было рассмотрено на заседании 8 июля 1988 года). Азербайджан в свою очередь заявил о неправомочности такого решения, а осенью того же года принял постановление о роспуске Комитета особого управления НКАО. Это решение было утверждено ВС СССР. То есть, де-юре Центр не признал суверенитет Нагорного Карабаха, но несмотря на это, через неделю парламент Армении принял постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Армянской ССР решила, в нарушение Конституции СССР, создать на территории НКАО избирательные округа по выборам в Верховный Совет Армянской ССР.

2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР было провозглашено создание Нагорно-Карабахской Республики, на данный момент не признанной ни одним государством-членом ООН. 26 ноября Верховный Совет Азербайджана, который немногим ранее объявил о своей независимости, принял постановление о ликвидации НКАО. Комитет Конституционного надзора СССР объявил это решение неконституционным, поэтому формально НКАО существовала еще ровно месяц – до распада СССР 26 декабря 1991 года. А война в Карабахе в это время уже бушевала.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии