Пока некоторые другие члены экспедиции занимались военно-топографияческими делами, Шокан обращал внимание на флору и фауну Жетысу и Иссык-Куля, а потом в глаза стали бросаться различные памятники древней культуры – развалины старинных городов, остатки прежних оросительных систем, курганы, каменные изваяния и так далее. Это, несмоненно, тоже важно, как для тогдашней науки, так и современной историографии, но мы сейчас обратим внимание на другое.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Один майский день
Посещая кыргызские ауылы, Уалиханов стал подмечать не только схожесть культур казахов и кыргызов, но и их некоторые различия. Он активно интересовался жизнью и бытом племен бугу, сарыбагышей и солту, беседовал с аксакалами, а также слышал песни и рассказы ырчи (сказителей), записывая многие из них. По всей видимости, тогда он и обратил внимание на эпос «Манас», назвав ее «степной Иллиадой». Впрочем, здесь мы бы немного поспорили с молодым ученым – все-таки первое намного богаче, как по содержанию, так и кульрной значимости, но мы не об этом.
Итак, Шокан выбрал интересный отрывок, который озаглавил как «Смерть Кукетай-хана и его поминки». Он ему понравился своей реалистичностью и большим количеством историко-этнографических, хозяйственно-бытовых и даже юридических сведений о кыргызах. Кроме этого, эта часть «Манаса» оказалась богата сведениями об отношениях между древними племенами, населявшими территорию Казахстана, и описанием древнего кочевого пути кыргыз из Южной Сибири на Тянь-Шань.
Чтобы понимать, о чем речь, приведем несколько отрывков из труда (хотя, признаться, можно было бы полностью) – чтобы читатель сам оценил. Начинается он с обращение хана сары-ногайцев Кукетая (в другой транскрипциии – Кукотая) к своему народу, в котором говорит об ухудшении своего здоровья: «Многочисленный народ мой ногайский! Сердцем моим овладела болезнь, силы меня оставили, я должен оставить жизнь и вас, мой добрый народ! Я прожил 199 лет, и челюсть моя изгнила». Для проведения поминок «поставили мясо величиною с гору и сделали подливку обильную, как море».
Далее хан детально расписывает завещание – что, кому и как надо делать после его смерти: «Кымызом меня омойте, острой саблей оскребите, в панцирь оденьте и, кожею обвивши, под голову белый саван положите и головой на восток обратите. Навьючьте красное сукно на красного нара, на черного нара – черный бархат и с караваном на 40 верблюдах придите на мой сруб. Кучами бабы придут – кусками раздайте им сукно. А черный сарт, начальник каравана, пусть сделает кирпичи на жире восьмидесяти коз…».
Далее среди наставлений умирающего старца (в эпосе говорится, что ему 199 лет) можно встретить различные имена – кому и что дать, а потом идет упоминание и о главном герое: «Отправляйтесь к сыну Якуба юному Манасу, только что начинающему отличаться, к храброму Манасу, Манасу, который в лощинах разбивает аулы и через высокие горы угоняет скот, у которого насуплены брови и холодно лицо, кровь черна, но тело бледно, живот пестрый и хребет синий, к высокорослому ступайте Манасу. Спросите меня: каков батыр Манас? Он подобен синегривой щетинистой гиене. К этому-то Манасу кочуйте, у него мой главный завет, который исполнив, свалите с плеча. Там должны собраться кяфиры и мусульмане; среди них великий праздник задайте и тем от заветов моих успокойтесь».
Или оцените вот этот отрывок, который даже в переводе звучит красочно: «Много сказать шесть тысяч, мало будет пять тысяч кунанов пестрослякотной весной пускали в бег, и теперь только, на холодную осень, показалась пыль возвращающихся скакунов. Семью мешками зерна каждый день кормленный, родившийся в горах и выросший на камнях в обществе с диким козлом, в песках кормившийся с диким куланом, железокопытный и медноногий, не знающий поту, ргаю подобный Серко – вышел первый первым. От рождения не показавший спину батыр Ир-Кокче, сын Айдар-хана, сына Камбар-хана, подобно серопегому бегунцу, схватил коня первый из первых, заплатил за него одну девятку скотом, верблюжицу с жеребенком и рабыню дал с сыном, и юрту дал, крытую сукном. Текече-батыру принадлежавшего железокопытного и медноногого, с шеей, подобной высохшему ргаю, так приобревши, Ир-Кокче-батыр уехал в свой улус».
И так далее в том же духе. Заметим, что это только малая часть эпоса, детально описывающая все процедуры, слова, наставления, происходящее вокруг и так далее. Это некая подводка к тому, как Кукетай-хан завещает пригласить Манаса на свои поминки и стать распорядителем тризны. Потом, уже за пределами этой части, записанной Уалихановым, происходят другие события – Манаса пытаются подставить и свергнуть, а потом… Впрочем, это действительно другая история.
А пока мы хотели бы подчеркнуть, что этот по истине великий эпос впитал в себя мудрость и знания народа на протяжении многих веков. Это некая концентрация накопления исторических, этнографических, фольклорных, географических и массы других сведений, накопленных на протеяжении тысячелетий. Ведь многие сказители, не уходя от главной линии эпоса, добавляли нечто свое, связанное со своим жизненным опытом и своим временем. Поэтому неудивительно, что «Манас» включен в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (от Казахстана там же юрта, айтыс, Наурыз, Қазақша күрес, соколиная охота и другие), а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объемный эпос в мире.
Что касается Шокана Уалиханова, то есть интересная деталь. В то время, когда он проводил изыскания среди кыргызов Тянь-Шаня и бассейна Иссык-Куля, в Петербурге решался вопрос об отправке в Кульджу «особого лица» для переговоров с китайскими властями относительно налаживания торговых отношений, прерванных после того, как была сожжена русская фактория в городе Чугучаке. В качестве представителя от России был первоначально назначен полковник Перемышельский (пристав казахов Старшего жуза), но впоследствии эта миссия была поручена Уалиханову. В связи с этим генерал Гасфорт дал экстренное распоряжение Хоментовскому немедленно завершить работы иссыккульской экспедиции и вернуться обратно. Шокан вернулся в укрепление Верное в середине июля и оттуда направился в Капал, где его ожидали остальные участники миссии в Кульджу. Но это, как говорится, уже другая история.
Фото из открытых источников