Наверное, не обязательно напоминать, что основой советского ракетостроения являются немецкие разработки времен Второй мировой и практика их применения (в основном, для обстрелов Лондона). Однако, кроме ФАУ-2, как таковых, тщательному изучению захваченных трофеев и целого научно-исследовательского комплекса стали зенитные ракеты. Видимо поэтому изначально были объединены эти два направления.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Один майский день
В этот день. День победы афганцев
В отличие от других военных полигонов, «Кап.Яр» развивался сравнительно медленно. Тут, как нам видится, дело не в бюрократии, тем более это направление курировал лично Лаврентий Берия, в том, что его изначально разрабатывали основательно, попутно развивая отрасль в других местах СССР. Первые офицеры сюда прибыли только во второй половине 1947 года, а строительство жилья с хозпостройками и вовсе началось только в 1948-ом. Все жили либо в палатках, либо в юртах, либо квартировались у жителей села Капустин Яр, который уже стал закрытым для чужаков. А само руководство проживало в спецпоезде.
Впрочем, к этому времени уже были готовы бетонный испытательный стенд, бункер на 1-й площадке, стартовая площадка, шоссе и 20-километровая железнодорожная ветка, соединяющая полигон с главной магистралью на Сталинград. 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет Фау-2 (А-4), а уже через четыре дня был произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Всего за первый месяц были запущены 11 ракет Фау-2, из которых 9 достигли цели (хотя и с большим отклонением от заданной траектории) и 2 потерпели аварию. В течение последующего десятилетия Капустин Яр оставался единственным местом испытаний баллистических ракет.
Дальше – больше. Именно здесь был впервые в мире был произведен запуск ракеты из шахты, а также проводились пуски межконтинентальных крылатых ракет «Буря» (проект потом свернули). Не многие знают, что в марте 1962 года «Кап.Яр» стал космодромом – отсюда был запущен спутник «Космос-1». В дальнейшем с космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовалась ракета-носитель легкого класса.
А вот то, что многие не хотят знать или пропустили мимо ушей – особенно те, кто твердит, что Советский Союз – это самая миролюбивая страна и заботилась о своих гражданах. По открытым данным, начиная с 1950-х на полигоне Капустин Яр проведено как минимум 11 ядерных взрывов – в основном, воздушных (на высоте от 300 м до 5,5 км). Суммарная мощность которых составляла, как минимум, 65 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму.
Кроме ядерных испытаний, опять-таки по официальным данным (по неофициальным и неучтенным – неизвестно) было взорвано 24 тысячи управляемых ракет, испытано 177 образцов военной техники, уничтожено 619 ракет РСД-10. И все это «удобряло» землю, падало на головы местных жителей, отравляло водоемы, убивало животных и людей. И продолжает убивать в виде патологий, онкозаболеваний и других неведомых недугов, которые предпочитают не замечать местные власти.
Вроде бы, независимость, а вместе с ней уверенные шаги к разоружению и стиранию образа врага, должны были поставить крест на полигоне. Но он продолжал существовать, пусть и разделенный теперь на две страны. В середине 90-х правительства Республики Казахстан и Российской Федерации подписывают договор об аренде. Его нормы, даже если изучить документ поверхностно, мягко говоря, не в пользу арендодателя.
Так, общая сумму аренды составляет 1 миллион 22 тысячи долларов США, но фактически цена за гектар выходит около 2,5 долларов за гектар. К слову, государство отдает фермерам те же пастбища в два-три раза дороже. Это если повезет. Более того, согласно Договору, «кэшем» мы получаем только 122 тысячи (это примерно, как средний Mercedes S-класса), а остальные 900 тысяч – на бартер в виде вооружения, их ремонта, а так же обучения офицерского состава МО РК в военных вузах России. Причем, все это по ценам арендатора. Круто договорились, да?
Тут следует заметить, что данных, какие вооружения и каким образом нам поставляют, является военной тайной. Поэтому нет никакой возможности выяснить, насколько адекватный бартер получается. Но даже в этих условиях появляется еще один немаловажный аспект. С прошлого года Россия была завалена дополнительными санкциями и приобретать у нее вооружения стало не только невыгодно (с точки зрения цен и качества товара), но и появилась опасность угодить под вторичные санкции со стороны ЕС и США, а заодно Канады, Великобритании, Японии и многих других стран. Впрочем, у РФ, судя по сводкам с фронтов в Украине, у самой мало что остается на продажу.
Чтобы нас не упрекнули в том, что мы отвлеклись от темы Капустиного Яра, вернемся к нему, но далеко от санкционной темы тоже уходить не будем. Как известно, 11 апреля с российской части «Кап.Яра» была запущена межконтинентальная баллистическая ракета, которая «успешно поразила условную цель» в… Казахстане – на полигоне Сары-Шаган, также арендуемом Россией.
И тут начинается кое-что интересное. На следующий день после пуска наблюдательная группа The Nuclear Weapon Ban Monitor (NWBM) сделала сердитое заявление, которое в немалой степени касалось именно нашей страны. Суть его заключается в том, что Казахстану, как участнику ряда международных антиядерных соглашений, следовало бы обозначить свою позицию в этом плане. NWBM признал, что Казахстан «оказался в сложной ситуации», но при этом пришли к пониманию, что «Казахстан должен сообщить о своих приоритетах России и потребовать, чтобы она воздержалась от всех испытаний ракет, способных нести ядерное оружие, в Сары-Шагане».
При этом NWBM подчеркивает, что не полигон Сары-Шаган сам по себе противоречит Договору о запрете ядерного оружие, а его использование Россией для разработки ракетно-ядерных технологий. На претензии наблюдателей отреагировало Посольство РК в Бельгии, заявив, что мы ничего не нарушали, а Минобороны РК поспешило заверить, что никакой угрозы гражданам страны и окружающей среде от запуска не было, да и он сам был согласован сторонами.
И вот через три недели после этого с трибуны мажилиса впервые озвучивается депутатский запрос, прямо касающийся российских военных полигонов, включая нашего сегодняшнего именинника – Капустиного Яра. Его идея была основана на том, что хорошо бы вернуть огромные земельные участки, отданные под полигоны, а если что-то оставить арендаторам, то уже по реальной и выгодной цене для РК. Совпадение? Возможно. Кстати, обнародовал запрос представитель партии «Ауыл» Серик Егизбаев, который родом с мест, соседствующих с полигоном, и он делился с журналистами воспоминаниями, как его родителей военные не пускали посетить могилы предков, оказавшиеся на территории «Кап.Яра».
Фото из открытых источников