Экономика

Заканчивается эра нефти?

Талгат Мамырайымов

24.05.2023

В казахстанских СМИ остались практически незаметными несколько важных событий последнего времени, которые, на наш взгляд, являются свидетельством начавшегося заката эры нефти. В конце марта этого года Евросоюз окончательно утвердил запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года. То есть с 2035 года все авто в Евросоюзе вообще не будут выбрасывать CO2. (За исключением суперкаров и спортивных машин, выпускающихся в очень ограниченном количестве, а также авто с ДВС, улавливающих углекислый газ.) При этом новые авто должны будут сократить выбросы углекислого газа на 55% с 2030 по 2034 год в сравнении с 2021 годом, а коммерческий транспорт - на 50%.

На мировом рынке автомобилей сейчас делается ставка на электромобили. В начале мая сообщили, что в Китае цены на электромобили существенно снизились. Напомним, что Китай производит около 50% электромобилей в мире. Причем эта страна сейчас продает 60% электромобилей на мировом рынке. Прогнозируется, что во всём мире электромобили будут стоить как авто с ДВС к 2025 году. В Китае некоторые электромобили уже продаются по таким ценам. К тому же топливо и обслуживание электрических автомашин станет гораздо дешевле, чем у машин с ДВС. Разработаны батареи для электрокаров, которые заряжаются за пять минут. Так, устраняется главная проблема электромобилей, делавшая их менее удобными и выгодными, нежели авто с ДВС. Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) полагает, что в текущем году каждое пятое проданное авто в мире будет электрическим.

Впрочем, авто на водородном топливе тоже вскоре станут одними из самых «ходовых». По прогнозу McKinsey, доля водорода и синтетического топлива на его основе в 2050 году составит 10% мирового энергопотребления (рост в 4-6 раз) – в основном в автомобильном, морском и воздушном транспорте. В середине марта в США ввели в работу первую в мире демонстрационную установку по производству чистого водорода на АЭС мощностью (1 МВт), производящую 560 кг водорода в день. Этого водорода достаточно для охлаждения данной АЭС. Ряд стран сейчас строит большие заводы по коммерческому производству водорода. В самом конце прошлого года прошла информация, что в США успешно осуществили термоядерный синтез, впервые в истории затратив на это меньше энергии, чем получили (37 МДж – около 70% затраченной энергии лазера). Другими словами, из 2,05 МДж использованной энергии лазера получили 3,15 МДж ядерной энергии. Это произошло в американском Национальном комплексе лазерных термоядерных реакций.

Есть сведения, что эти результаты постоянно улучшаются, что вскоре (через 10-15 лет) приведет к началу практического внедрения данной технологии в виде строительства термоядерных электростанций. Не случайно известный мировой эксперт в физике плазмы Дж. Читтенден из Имперского колледжа Лондона назвал достижение американцев "настоящим прорывом", показывающим, что "заветная мечта термоядерного синтеза действительно осуществима". Следует отметить, что термоядерный синтез – это самый совершенный возобновляемый источник энергии, ибо для него топливом может служить простая вода. Кстати, небольшая чашка топлива из термоядерного синтеза может питать энергией большой одноэтажный дом в течение сотен лет.

В мае прошлого года международная консалтинговая фирма McKinsey & Company спрогнозировала, что последний пик спроса на нефть будет в 2025 году. Затем на авансцену начнут выходить низкоуглеродные энергосистемы. Согласно McKinsey, доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к 2050 году вырастет в 3 раза (80-90% выработки э/э в мире), а уже в 2030 году они будут формировать 50% мировой генерации электроэнергии. Бурное развитие технологий привело к снижению стоимости солнечной энергии наполовину, ветровой – почти на треть. А это, конечно, будет стимулировать ввод в строй солнечных и ветровых электростанций.

В начале года нефтегазовая компания British Petroleum (BP) спрогнозировала, что война в Украине станет катализатором отхода мировой экономики от углеводородных ресурсов, одним из ключевых поставщиков которых была Россия. Конфликт России с Западом ускорил процесс декарбонизации, перехода к зеленой энергетике. Собственно, ранее развитые страны Запада приняли политику декарбонизации во многом из-за газового шантажа Кремля. (Об этом говорят авторитетные эксперты, в частности М. Крутихин.) Война в Украине ускорила реализацию данных планов. BP предполагает, что спрос в мире на нефть к 2050 году сократится на 25% по сравнению с 2019 годом. BP полагает, что в мире начнется более активное освоение возобновляемых источников энергии. Некоторые аналитики считают, что сегодняшнее переключение западных экономик на другие источники энергии являются одним из шагов по нейтрализации могущества России.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сегодня находятся на первом месте в электроэнергетике Евросоюза. В целом, Евросоюз решил к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года. Наверное, не надо объяснять, к каким последствиям это ведет для угле- и нефтегазодобывающих стран мира, учитывая, что Евросоюз является одним из главных потребителей энергии в мире. К тому же по всему миру за несколько лет в 3 раза возросла выработка энергии солнечными и ветряными электростанциями.

Х. Мюллер, президент Ассоциации автомобильной промышленности Германии, заявила, что если положения стандарта Евро-7 будут строгими, то он «де-факто запретит автомобили с двигателями внутреннего сгорания с 2025 года». Некоторые российские эксперты считают, что «стандарт «Евро-7» добьет промышленность России», ибо нанесет урон российской нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. На их взгляд, российский автопром не сможет производить конкурентоспособные электромобили. Вдобавок британское правительство ввело запрет на продажу в стране машин с ДВС с 2030 года, то есть на пять лет раньше, чем заявлялось ранее. Гибридные автомобили будут продаваться в Великобритании до 2035 года.

Согласно планам администрации Джо Байдена, США станут крупнейшим в мире производителем и экспортером экологически чистых технологий - ВИЭ, производство электромобилей и водородная энергетика. Байден распорядился, чтобы Федеральные агентства США отныне закупали только экологически чистые автомобили. По официально принятому графику, в США нулевые выбросы в атмосферу должны быть достигнуты уже к 2050 году. Иначе говоря, декарбонизация (сокращение промышленного применения нефти, газа, угля) станет в ближайшие несколько лет ведущим трендом современной экономики. Не случайно подавляющее большинство всех инвестиций в энергетику в последние годы приходятся на разработку ВИЭ. Предполагается, что возобновляемые источники энергии в 2040 году будут составлять треть от всей энергогенерации. Прогнозируется, что к 2025 году ВИЭ обойдут уголь и газ, а затем станут главным источником выработки электроэнергии по всему миру.

Между прочим, 3 года назад британско-голландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell заявила о постепенном отказе от добычи нефти и переходе к разработкам ВИЭ. К 2030 году эта компания намерена сократить добычу газа и нефти на 55 процентов, а к 2050-му году - на 100 процентов. Royal Dutch Shell сократит до 40% затраты на добычу нефти и газа. В конце января 2021 года автоконцерн General Motors объявил о полном отказе от производства машин с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. А в конце 2025 года 40% авто GM будут электрическими. В течение 5 лет концерн инвестирует в развитие электрических и беспилотных машин 27 млрд долларов, что на 7 млрд больше, чем планировалось ранее. О приблизительно таких же планах ранее заявили и такие автопроизводители как Ford, Daimler, Scania, Man, Volvo, Daf и Iveco. Автокомпания Audi заявила, что к 2040 году полностью откажется от машин с ДВС. Автоконцерны BMW и Mercedes-Benz также занялись электрификацией большинства своих моделей.

Таким образом, основные потребители и производители энергии в мире, в том числе и автоконцерны, переходят на возобновляемые источники энергии. Из этого следует, что, если Россия, Казахстан, как и другие поставщики углеводородного сырья и угля на мировой рынок, в ближайшие несколько лет не начнут кардинально отказываться от «углеводородной» и «углевой» зависимости своих экономик, то их после 2035 года ждут очень тяжелые времена. Следовательно, если Казахстан в течение ближайших 10-15 лет не переведет свою экономику на новые технологии, сделав её независимой от сырьевых разработок и продаж, то нашу страну ждет весьма смутное будущее...

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Возрождение Антанты и военной силы Японии

Россию начнут выдавливать из Таджикистана?

Непростая борьба с осью зла

Расчеловечивание и отсутствие презумпции невиновности

Когда спецслужбы превращаются в гестапо

Информационно-психологические спецоперации путинизма

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН