Первоначально это «спецслужба» получила название «Преображенский приказ». Многие тогда подумали, что 15-летний Петр I создал эту службу в качестве очередной забавы юности – как свои «потешные войска», где были по большей части его сверстники. Однако в «съезжей избе в Преображенском» стали работать взрослые дяди, а основной целью было противостояние царевне Софье. Стоит напоминать, что она де-юре была регентом Петра и его брата (а де-факто – Правительницей), а во дворе кипели нешуточные срасти, вплоть до попыток дворцовых переворотов? Не будем.
Через несколько лет, когда Петр Алексеевич взошел на престол, «Преображенский приказ» уже заработал в полную силу в качестве официального госоргана. В его полномочия входили охрана общественного порядка в Первопрестольной, курирование громких и важных судебных процессов, а также контроль за импортом некоторых товаров – в первую очередь, табака. Но все же главными «клиентами» этой конторы стали политические оппоненты царя – противники петровских реформ, антикрепостнические оппозиционеры и так далее.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Педагогический расстрел
В этот день. Кук, Муссолини, НАТО и Зеленский
В этот день. Первая кыргызская
Потом география стала расширяться. Так, учрежденная в феврале 1718 года в Петербурге и существовавшая до 1726 года «Тайная канцелярия» имела те же предметы ведомства, как и «Преображенский приказ» в Москве. Канцелярия была создана специально для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, так же, как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках «политических преступников». Располагалась Тайная канцелярия в Петропавловской крепости, где содержались тогдашние «политзеки».
При Екатерине I стало происходить некоторые изменения в названии, но функции оставались. Потом появилась «Канцелярия тайных и розыскных дел», к компетенции которой относились следственные действия двух первых степеней важности – это покушение на императорские честь и достоинство (не говоря уже о покушении на жизнь и здоровье) и «бунт и измена». При этом главным орудием следствия были пытки и допросы с «пристрастием».
Большая популярность канцелярии была приобретена в годы «Бироновщины». Анна Иоанновна боялась заговора. Около 4046 человек было арестовано и пытано, более тысячи дел рассмотрено в застенках данного ведомства. Не осмотрено оставалась 1450 дел. Со смертью Анны Иоанновны, тайной канцелярии было предоставлено найти обвинение для Бирона. Тайная канцелярия потеряла прежнее влияние и была под грозою закрытия. В конце ноября 1741 года, заведовавший данным органом Ушаков, знал про заговор, но решил не мешать заговорщикам, за что не был снят с должности. С приходом к власти дочери Петра «Тайная канцелярия» снова приобрела популярность. Появились такие должности, как соглядатай, который записывал и подслушивал важные разговоры или следил за шпионами.
Собственно «Тайная экспедиция при сенате» стала преемником канцелярии и просуществовала как орган политического розыска почти 40 лет. Среди заметных дел этой конторы были преследование Радищева, курирование суда над Емельяном Пугачевым и так далее. Пытки, запрещенные при Петре III, вновь вошли в широкое употребление. После воцарения Александра I, который официально закрыл учреждение 14 апреля (по новому стилю) 1801 года, функции «Тайной экспедиции» были перераспределены между первым и пятым сенатскими департаментами. В целом, спецы по оппозиции и вольнодумцам особо без работы не остались.
И вот, в тот же день 14 апреля 1848 года был создан так называемый «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» – высшего постоянного цензурного органа, осуществлявшего надзор за «духом и направлением» российской литературы и периодической печати. Современниками он также назывался «Бутурлинский комитет» (по имени своего первого председателя Д. П. Бутурлина».
Необходимо заметить, что его создание было вызвано революцией во Франции – не «цветной», а реальной, которая могла прямо подействовать на умы россиян. И стало влиять так или иначе. Возникшие в России волнения князь Меньшиков назвал «подкопной работой либерализма». Была также составлена докладная записка, в которой указывал на вредное влияние двух журналов — «Отечественных записок» и «Современника». Для проведения ревизии цензурного ведомства немедленно был назначен «Комитет 27 февраля 1848 года» под председательством того же Меньшикова. Этот временный комитет просуществовал всего один месяц, но в его выводах, кроме репрессивных решений против журналов, было указано о неудовлетворительности цензурного контроля за содержанием российских периодических изданий и уже 2 апреля (по старому стилю) был основан постоянный комитет с Бутурлиным. На него была возложена обязанность представлять свои замечания и предположения императору.
Надзор Комитета распространялся на все печатные издания (в том числе объявления, приглашения и извещения), а также на литографируемые для учебных заведений пособия и руководства, ранее не подлежавшие цензуре. Особое внимание уделялось «скрытому» смыслу сочинений – то есть, мог вполне заниматься домыслами, что расширяло круг его «клиентов». Комитет был также органом высшего наблюдения за деятельностью цензурных установлений, имел право представления к служебным взысканиям для цензоров. Кроме этого это контора занималась в различных видах и надзором за литературой духовного содержания.
Заметим, что решения комитета первоначально требовали утверждения императора, но с 1852 года на рассмотрение императора представлялись только наиболее важные вопросы, в том числе изменение цензурного законодательства. Видимо, слишком много дел пошло – вольнодумцы расплодились. Впрочем, их действительно было немало, а среди наиболее ярких дел «Бутурлинского комитета» - это ссылка в Вятку Салтыкова-Щедрина, преследование (и опять-таки ссылка) Тургенева – за некролог о Гоголе. Кроме этого, в 1849 году Комитет заблокировал принятие нового цензурного устава, что привело к отставке министра народного просвещения Уварова. Были также запрещены постановка комедии Островского «Свои люди – сочтемся», издание «Московского сборника», конфискован или тайно скуплен правительством ряд номеров российских журналов. Ничего не напоминает?
После смерти императора Николая I «в связи с изменившейся ситуацией», 6 декабря 1855 года и эта контора была упразднена. Впрочем, ситуация менялась и в дельнейшие годы, причем, страну часто бросало в крайности, но вот сам «Бутурлинский комитет», несмотря на то, что просуществовал сравнительно недолго, запомнился больше и на дольше, чем другие подобные учреждения. Интересно, почему?
Фото из открытых источников