Аналитика

В этот день. Битва при Бадре

Мирас Нурмуханбетов

17.03.2023

1399 лет назад, 17 марта 624 года от РХ (и 17 числа месяца Рамадан 2 года по Хиджре) произошло одно из самых важных во Всемирной истории сражений. Это была крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов, давшая мощный толчок распространению Ислама.

Как известно, в ранний, так называемый мекканский период деятельности пророка Мухаммеда, он и его сподвижники подвергались всяческим нападкам, угрозам, бойкотам, избиению, издевательствам, угрозе смерти и другим репрессиям. Это побудило пророка сначала переселить мусульман в Эфиопию (сам он остался в Мекке), а потом переселиться в Ясриб (Медину), где решили принять ислам. В Медине появились сторонники, в том числе те, кто готов был с оружием в руках поддержать Мухаммеда.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Смерть из-за жвачки

В этот день. Исторический калейдоскоп

В этот день. «Спецоперация»

Первоначально столкновения с войсками курайшитов, которые были более многочисленней и лучше вооружены, в большей степени напоминали партизанские вылазки. Так, например, мусульмане собирали сведения о проходящих около Медины караванах курайшитов, после чего нападали на них – излюбленный метод кочевников, между прочим. Это, с одной стороны, было неким давлением на власти Мекки, а с другой являлось своеобразным возмещением убытков мусульманам, у которых было экспроприировано имущество в контролируемых курайшитами городах.

И вот, до Мухаммада доходит весть о большом караване курайшитов во главе с Абу Суфьяном ибн Харбом, возвращающемуся из Сирии. Было принято решение о нападении, однако Абу Суфьян как-то узнал об этом и отправил в Мекку гонца, чтобы собрать помощь. Но это должна быть не только одноразовая защита отдельно взятого каравана, но и контрнаступление, которое физически и идеологически должно было разбить мусульман. Поэтому на бой собрались правители почти всех родов курайшитов.

Наверное, мы не станем расписывать весь ход битвы в долине Бадр, но отметим, что с курайшитами дважды сыграла злую шутку вода. Сначала пошел сильный дождь, который сковал их действия и лишил мобильности, а потом мусульмане засыпали все колодцы в округе, оставив один, который контролировали. Там и были зафиксированы основные столкновения, среди которых были и несколько поединков «жекепе-жек» («один на один»).

Несмотря на огромную тактическую и идеологическую значимость сражения, эта битва отличается сравнительно малыми жертвами. Так, среди 1000 воинов-мекканцев количество погибших составило 70 человек, а некоторые современники указывают и на меньшее число, причем, называя чуть ли не всех жертв по именам. В свою очередь, из чуть более 300 мусульманских воинов погибло 14 человек. Таким образом, из числа участвовавших в битве погибло менее 7 процентов. При этом соотношение убитых мусульман к курайшиам, как вы, наверное, заметили, было 1:7, что позволило первым усилить пропаганду и чуть ли не впасть в «головокружение от успехов».

Отметим, что некоторые воинственно настроенные мусульмане оказались недовольны тем, что их врагов оставляют в живых в такой важной битве. При этом пророк Мухаммад, узнав, что некоторые из племен курайшитов вступили в бой против своей воли, не желая воевать против мусульман, запретил убивать их. По этой же причине он запретил убивать своего дядю. Среди тех, кого было запрещено убивать, был Абу аль-Бахтария, который воздерживался от нападок на пророка Мухаммада и мусульман в мекканский период. Таким образом предводитель мусульман снискал славу не только справедливого, но и великодушного человека, что, безусловно, сказалось и на распространении Ислама в тот период.

Нельзя не отметить и еще один факт, связанный с битвой при Бадре. Во многих жизнеописаниях говорится об участии в ней ангелов. Это была единственная битва, в которой ангелы принимали непосредственное участие, при этом наличие ангелов в битве признавалось и «язычниками», например, упомянутым выше Абу Суфьяном. Правда следует учитывать, что если для мусульман помощь со стороны бестелесных существ и духов является признанием их правоты и поддержки Свыше, то для курайшитов – это некое оправдание поражения.

В 124-125 аятах суры аль-Имран говорится о том, что в помощь верующим в битве при Бадре были посланы 3000 ангелов, и сообщается «радостная весть о том, что если бы этого оказалось недостаточным, то было бы послано дополнительно еще 2000 ангелов». Кроме этого, в 9 аяте суры Анфаль сообщалось о «тысяче ангелов, следующих друг за другом». На первый взгляд может показаться, что между этими цифрами существует противоречие. Однако если принять во внимание особенности арабского языка, а также суть произошедшего исторического события, то станет очевидным отсутствие каких бы то ни было противоречий.

А вот в Сире приводится «более конкретный пример» - рассказывается, что один мусульманин маленького роста взял в плен огромного курайшита и возгордился этим, но ему кто-то заметил: «Разве ты смог бы одолеть его? Тебе помог ангел». Мы не станем опровергать эти сообщения или заверять, что все так и было на самом деле. Необходимо просто учитывать «легендарный» характер историографии того времени, тем более, что оно было такое, что произойти могло все, что угодно. В любом случае, факт остается фактом – мусульмане из Медины разбили наголову курайшитов из Мекки, при этом значительно уступая им в живой силе. Кстати, именно тогда впервые боевым кличем сподвижников пророка Мухаммада был клич: «Аллаху Акбар!» («Аллах Велик!»).

А кроме идеологической составляющей победы в битве и тактическом ее характере, была и материальная выгода. Так, выкуп за пленных курайшитов составил от тысячи до четырех тысяч дирхамов за человека – всего было около 70 пленников. Исключение составили неимущие и (или) многодетные, которые были освобождены без выкупа. Среди тех, кто был освобожден просто так, был человек, за которого никто не пришел с выкупом и с которого взяли слово, что он выплатит его, когда вернется, но он ничего не заплатил.

А через год, 23 марта 625 года (7 шавваля 3 года Хиджры), у горы Ухуд, северо-западная часть Аравийского полуострова, между силами мусульманской уммы Медины во главе с пророком Мухаммадом и силами курайшитов во главе с Абу Суфианом из Мекки произошла еще одна битва. Она стала реваншем курайшитов за битву при Бадре.

Тогда у мекканцев тоже было превосходство в численности, но мусульмане рано захватили инициативу и начали теснить мекканцев, из-за чего лагерь курайшитов остался без защиты. Однако неожиданная атака кавалерии мекканцев внесла сумятицу в их ряды. Многие мусульмане были убиты, и им пришлось отступить. Но круайшиты не преследовали мусульман (наверное, правильно сделали), а вернулись в Мекку и объявили о победе – как оказалось, первой и последней над Мухаммадом.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН