Алматы 20.01.2023 3969

В этот день. Реформация в Швейцарии

Ровно 500 лет назад христианский гуманист и философ Ульрих Цвингли опубликовал цикл статей, направленных против Папы Римского и его власти. Тем самым было положено начало так называемой Реформации в Швейцарии – одной из наиболее ярких движений в Европе того времени, оказываших прямое влияние не только на религию и духовенство, но и на политику и то, что называют национальной идеей Альпийской страны.


Для начала кратко напомним читателю, что в истории называют «реформацией». Если коротко, то это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование католической церкви. Основу этому движению положил Мартин Лютер – по легенде 31 октября 1517 года он прибил к дверям церкви в своем родном городе «95 тезисов» - критикой католического богословия, сводившейся к тому, что «доктрина губит веру». По сути, это движение породило протестантство со всеми вытекающими последствиями.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Девять авиакатастроф

В этот день. Взятие Капитолия

В этот день. Союз ССР

Реформация довольно быстро стало распространяться по Старому свету. Этому способствовали многие факторы, начиная с того, что догматика, действительно, уже стало тянуть цивилизацию вниз, не только не давая развиваться, но и нещадно борясь с инакомыслием и наукой. Проще говоря, многим уже надоело, а образование становилось модным. При этом не стоит забывать, что начиналась так называемая эпоха великих географических открытий, и историки потом назовут этот период «Новым временем», который положил конец пусть позднему, но Средневековью. Во всех смыслах.

А теперь немного о самом Цвингли, который стал пастором в Цюрихе (немецкая часть Швейцарии) в 1519 году и стал потихоньку проповедовать идеи реформирования Католической церкви. Впрочем, и до получения этого сана он выступать с критикой тех или иных догм, причем, высказывал эти идеи еще до первых публичных выступлений Мартина Лютера. При этом особый проблем это пока не вызвало. Люди ему верили, приход увеличивался, а вот Ватикан первоначально достаточно безразлично отнесся к крамольным по сути проповедям пастора в Цюрихе.

Сам Цвингли, уже хорошо изучивший Библию, в своих проповедях начал учить народ тому, что спасение достигается не соблюдением религиозной обрядности, а верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Мы сейчас не намерены глубоко заходить в теологию, но следует отметить, что в то время, 500 лет назад, влияние Католической церкви было непререкаемым и полным. Это была и идеология, и политика, и правосудие (что очень важно), и религия, как таковая. Поэтому Рим мог любое инакомыслие воспринять, как нападение на Веру, что, как минимум, означало отлучение от церкви, а это, в свою очередь, влекло за собой огромные последствия, начиная от агрессии в обществе и заканчивая уголовным преследованием за любую оплошность. Кстати, наука в ее тогдашнем виде тоже во многом считалась инакомыслием и тебя легко могли сжечь на костре. Также религия вмешивалась в политику и общественную жизнь – примерно точно также, как КПСС при СССР, но тогда у нас хоть были беспартийные.

Это, как отмечалось выше, не могло не настраивать определенные слои общества к внутреннему сопротивления. А так как именно священнослужители были наиболее образованными ее представителями и «лидерами мнений», то те из них, кто понимал, что что-то надо менять, и становились первыми протестантами.

В общем, Ватикан пока не понял, что Цюрих и в дальнейшем вся Швейцария может отколоться от его религиозной монополии. Надо помнить, что именно швейцарские солдаты еще с тех пор служили в гвардии Папы Римского в качестве наемников. К счастью (или несчастью?) в то время назревала война с Францией и только Цюрих из всех швейцарских кантонов поддержал Папу, предоставив в его распоряжение свои войска. Тем временем Цвингли изгнал из города торговца индульгенциями монаха Самсона (если помните, о это был неплохой бизнес для Католической церкви), но этот факт удостоилась не осуждения, а даже похвалы представителя местного епископа.

Цвингли, видимо, почувствовал себя безнаказанным, да и паства его росла. Тогда он сам фактически пошел на обострение, каждый раз произнося все более и более крамольные проповеди. Сначала, еще в марте 1522 года, он высказался об отсутствии необходимости соблюдения церковного поста и, соответственно, уплаты церковного штрафа за его несоблюдение. Эти заявления добавили ему электората, что позволило ему пойти еще дальше. По сути, он занялся политикой и в наше время мог бы легко сформировать партию или движение.

Следующим шагом стала отправка двух «открытых писем» (этот термин еще в те времена существовал – то есть, он огласил послания, а потом отправил) епископу Констанцскому и членам Швейцарского Союза «о вреде целибата и разрешении духовенству вступать в брак». Это был уже вызов, за который в другое время, в другом месте и с другим вольнодумцем мог повлечь самое суровое наказание.

Но ответных мер или даже санкций не последовало. Напротив, Папский легат передал Цвингли письмо, в котором ему сулились огромные блага, если бы он стал поддерживать интересы Рима. По всей видимости, Ватикан понимал, что карательные меры против потенциального реформатора могут вызвать нежелательный эффект, решив, что его можно попросту подкупить. Но, как говорится, по себе людей не судят, и Цвингли отказал.

Апогеем его инакомыслия, которое уже не могла игнорировать Церковь, стало опубликование Цвингли «67 тезисов», которые, по сути, представляли из себя программу как церковной, так и государственной реформы. Огласил он их как раз 20 января 1523 года в ходе с диспутом с представителем Ватикана. Впрочем, это были не дебаты, как таковые – его оппонент Фабер молчал, в том числе и потому, что ему особо в полемику не вступать. Поэтому это больше напоминало монолог.

Мы, опять-таки, не станем его пересказывать и глубоко уходить в подробности – для большинства читателей это не так интересно. Но отметим, что с этого момента Цюрих впредь отказался признавать власть Констанцского архиепископа и приступил к широким церковным реформам. Что касается Фабера, то на следующий день он заявил, что ознакомился с «67 тезисами» и готов был их оспорить, но было уже поздно – политическая и идеологическая победа была достигнута.

Примеру Цюриха последовали Берн, Базель, Шаффхаузен, Санкт-Галлен и Гларус, где постепенно к власти пришли сторонники Реформации. Но при этом часть так называемых лесных кантонов и некоторые города верны католицизму. В Конфедерации назревал раскол. Сначала он, по понятным причинам, был на уровне идеологическом и религиозном – через все те же диспуты, но уже с некоторыми провокациями. Затем появились первые жертвы – был сожжен один священник, а между некоторыми кантонами стали возникать боевые столкновения.

Но это уже другая история. А пока же мы закончим выводом многих историков, которые уверены, что именно благодаря Реформации и образу Цвингли современная Швейцария такая, какая есть сегодня. А вот его самого постигла незавидная участь. В 1531 году возник новый военный конфликт между протестантами и католиками. В одном из боев отряд из Цюриха, который был в четыре раза меньше, чем у противника, оказался разгромленным. На поле боя среди погибших оказался и сам Цвингли. На следующий день его тело опознали, тут же был организован суд, по итогам которого труп Цвингли был сперва четвертован, затем сожжен, а пепел смешан с пеплом свиньи и рассеян по ветру.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов