Начнем эту невеселую подборку с 1943 года. Вообще, первый случай, на который мы обратим внимание, лишь с натяжкой можно назвать «классической авиакатастрофой», так как она произошла в зоне боевых действий и с военными на борту. Но некоторые эксперты все же склонны считать ее таковой, причем, называя одной из крупнейших аварий во времена Второй мировой (третьей по размерам).
Речь идет о военно-транспортном самолете Ju 290V1, прототипе «Юнкерса-260», который использовался для поставки вооружений немецким войскам, которые постепенно оказывались в кольце советской армии на Волге. Транспортники садились на аэродроме «Питомник» близ Сталинграда, где разгружали боеприпасы и продовольствие, забирали раненных и улетали обратно. Но этому борту уже не было суждено взлететь. Точнее, от земли он оторвался, но затем вдруг упал и разрушился. По основной версии, это произошло потому, что летчики, стремясь быстрее набрать высоту, слишком круто взяли вверх, из-за чего носилки с раненными скатились в хвост самолета, из-за чего он потерял подъемную силу и рухнул. На борту находилось 75 пассажиров и 6 членов экипажа, выжить удалось только половине – 45 человек погибли.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
С двумя бомбами на борту
Следующая по хронологии авиакатастрофа тоже произошла с военным самолетом, но на этот раз со знаменитым американским стратегическим бомбардировщиком В-52. 13 января 1964 года он возвращался из Массачусетса в рамках операции «Хромированный купол» (это постоянное боевое патрулирование бомбардировщиков с термоядерным оружием на борту). Над Пенсильванией пилоты изменили высоту (чтобы покинуть зону сильной турбулентности), но самолет «потерял вертикальный стабилизатор в результате разрушения конструкции».
Из-за потери киля и руля направления бомбардировщик оказался неуправляемым, и экипажем было принято решение покинуть его. Неуправляемый самолет разбился в горах неподалеку от Бартона в штате Мэриленд. Этот инцидент принято называть «Катастрофой над Дикой горой». И хоть вероятность детонации двух ядерных бомб, находившихся на борту В-52 была близка к нулю, все это катастрофа стала одной из знаковых во времена Холодной войны.
Трагическое «приводнение»
Через пять лет, 13 января 1969 года, потерпел крушение пассажирский самолет Douglas DC-8, следовавший рейсом Копенгаген – Сиэтл – Лос-Анджелес. При заходе на посадку возникли проблемы с носовой стойки шасси, а тут еще и туман образовался, как назло. В общем, экипаж сосредоточился на проблеме с шасси, не обращая внимание на приборы, по данным которых и нужно было производить посадку (в условиях плохой видимости). В итоге, рейс SK-933 врезался в воды залива Санта-Моника в 11 километрах от взлетно-посадочной полосы.
От «приводнения» лайнер разорвал на две части, причем хвостовая часть быстро ушла под воду и затонула на глубине более 100 метров. Передняя часть же (с крыльями) продержалась на поверхности около 20 часов, что позволило спастись большинству находившихся на борту людей. Однако 15 человек считаются погибшими (найдено было только 4 тела) и еще 17 получили ранения различной степени тяжести (включая 3 членов экипажа и 3 бортпроводников). Оставшиеся 13 пассажиров отделались испугом.
Пьяный пилот
Этот же тип «Дугласа» потерпел крушение и на Аляске в один день с авиакатастрофой в Алматы, о чем мы упомянули в начале нашего материала. Если в случае с Лос-Анджелесом экипаж потерял бдительность, втроем решая одну проблему, то в этом случае второй пилот и бортинженер не решились перечить первому пилоту, который оказался просто пьян.
Чартерный рейс JL-1045 по маршруту Мозес-Лейк – Анкоридж – Токио проходил по плану. В Анкоридже (город на юге Аляски) сменился экипаж – два японца и один американец (командир), на «странное поведение» которого обратил внимание таксист, довезший летчиков до аэропорта. Водитель даже доложил о своих подозрениях представителю авиакомпании JAL Cargo, тот передал руководству, но я ходе предполетной подготовки якобы ничего подозрительного замечено не было. Согласно отчету, причиной катастрофы рейса JL-1045 «стало сваливание самолета при взлете из-за неправильных действий пилота, усугубленных обледенением воздушного судна и алкогольным опьянением командира экипажа». Сопутствующим фактором стало отсутствие действий со стороны остальных членов экипажа по предотвращению попыток командира выполнить взлет. Проще говоря, высокий авторитет командира воздушного судна не позволили второму пилоту и бортинженеру как-то перечить ему. В итоге погиб весь экипаж, два пассажира, а также коровы, которых везли в Японию.
Мемориал на Кульджинке
Что касается авиакатастрофы в Алматы в тот же день, то это тоже был протяженный рейс – из Хабаровска через Новосибирск. Столица Казахской ССР была конечным пунктом, и здесь, на посадке, произошла настоящая трагедия. Как показало расследование, наружная обшивка первого двигателя горела как минимум 10-15 минут, а в пассажирском салоне появился угарный газ, при этом сигнализация не сработала. При заходе на посадку пожар усилился.
Последние 20 секунд жизни лайнера и находившихся на нем людей оказались неизвестными – бортовой самописец перестал работать. Но известно, что перед самым падением самолет вдруг стал резко набирать высоту, что привело к «сваливанию», а это в большинстве случаев заканчивается катастрофой. Он рухнул на землю рядом с Кульджинской трассой между поселками Красное поле и Панфилово. Погибли 90 человек – 82 пассажира и 8 членов экипажа. Позднее на месте катастрофы родственники создали мемориальное кладбище и установили памятную стелу.
Потомакская катастрофа
Через три года, 13 января 1982-го, из-за того же «сваливания», но при взлете (на 22 секунде) разбился Boeing 737-222 авиакомпании Air Florida выполнял регулярный рейс QH90 по маршруту Вашингтон – Форт-Лодердейл (штат Флорида). Этот рейс, как и многие другие в аэропорту американской столицы, был отложен из-за сильного снегопада. Именно непогода стала главным фактором авиакатастрофы.
Как только «Боинг» взлетел, его нос резко задрался вверх и самолет начало сильно трясти. Автоматика тут же предупредила об опасности сваливания, но уже было поздно. Пролетев от ВВП чуть более 1200 метров, лайнер врезался в мост, загруженный в то время машинами – под ударом оказались шесть легковых и один грузовой автомобиль. После этого самолет врезался в лед реки Потомак и ушел под воду. В катастрофе погибло 78 человек – 70 пассажиров, 4 члена экипажа и 4 человека, оказавшихся в ту роковую секунду на мосту. Пять человек (4 пассажира и одна стюардесса) выжили – они оказались в ледяной воде, но вовремя проведенная спасательная операция спасла их жизни.
Очень жесткая посадка
В этот же день, но в 1990 году Ту-134 совершил жесткую посадку под Первоуральском (Свердловская область). На борту самолета рейса Тюмень – Уфа – Волгоград было 65 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 22 минуты после взлета сработала сигнализация «Пожар в заднем багажном отделении». Задымление действительно было, однако его источник обнаружить сразу не удалось. В течении следующих 10 минут стали включаться и другие сигнализации, потом загорелись оба двигателя. А когда перестали работать абсолютно все приборы, командир экипажа принял решение об аварийной посадке.
Она была действительно жесткой. Изначально лайнер стал приземляться на заснеженном поле, но все шасси оторвались. Самолет пару раз отрывался от земли, пролетал 150-180 метров и вновь касался ее, не переставая двигаться на большой скорости. В итоге он врезался с стационарную систему орошения, потерял правое крыло, а потом перевернулся. На «спине» он проскользил еще несколько сотен метров и врезался в деревья – в километре от первого касания с землей. Всего погибло (на месте катастрофы и в больнице) 27 человек, включая 4 членов экипажа. Выжили 44, среди которых бортмеханик и стюардесса.
Ошибка экипажа
Уже в нашем веке, в 2004 году, Як-40 «Узбекских авиалиний» разбился при заходе на посадку в Ташкенте (рейс был из Термеза). Не будем вдаваться в авиационные термины, но отметим, что экипаж почему-то не ответил на запрос диспетчера об установлении визуального контакта с посадочной полосой. Добавим, была ночь и туман. Как установило следствие, пилоты допустили ошибку в подключении и переключении приборов, лишь в последний момент поняв, что садятся уже за пределами ВВП. Экстренно исправить ситуацию не удалось.
Пробежав по земле некоторое расстояние, Як-40 едва успел подняться в воздух, но задел крылом железобетонное здание курсового маяка правым крылом, отчего оно оторвалось. После этого самолет врезался в бетонный забор, потерял левое крыло, а сам фюзеляж рухнул в канал Карасу и загорелся. В огне погибли все 37 человек, находившихся на борту – 5 членов экипажа и 32 пассажира, среди которых были четыре иностранца, включая Ричарда Конроя – главы представительства ООН в Узбекистане.
Спасительная грязь
Закончим нашу трагическую сравнительно позитивным эпизодом. На этот раз происшествие закончилось без жертв. Это было ровно пять лет назад – 13 января 2018 года. В этот день Boeing 737-800 авиакомпании Pegasus Airlines выполнял внутренний рейс из Анкары в Трабзон. Полет проходил в штатном режиме. Но сразу после посадки лайнер выкатился влево, пробил забор, скатился по склону и затормозил в слое грязи, образовавшейся после прошедших обильных дождей.
До моря оставалось буквально несколько метро, но правый двигатель «Боинга» оторвался и упал в воду. Никто из 168 пассажиров и членов экипажа не пострадал (сам самолет из-за повреждений был списан, хотя ему на тот момент было всего 6 лет). По всей видимости, техника подвела и на этот раз.
Фото из открытых источников