Сегодня мы расскажем о тех временах, когда газеты были не только СМИ и социальной сетью, но и единственным окном в мир. И порой даже роскошью – ведь значительная часть населения не умела ни читать, ни писать.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Век печатных изданий проходит?
Книга формата pocketbook стала первой в библиотеке медиахолдинга
Эксперты обсудили актуальные вопросы казахстанско-российских отношений в гуманитарной сфере
Листая старые пожухлые страницы газет «Туркестанские ведомости» и «Семиреченские областные ведомости», можно найти там много интересного. В том числе и того, что сегодня совершенно не вяжется с представлениями о газете. Начнем с того, что «Туркестанские…» и «Семиреченские областные ведомости» официально делились на официальную и неофициальную часть. Причем последняя по стилистике очень напоминает современные развлекательные сайты а-ля ADME, где можно встретить и полезные советы, и разоблачение мифов об отношениях мужчин и женщин, и т.п.
А объявления о поисках попутчиков в поездку в Пишпек, Джаркент, Семипалатинск и другие города просто являют собой предтечу приложений по вызову такси. А уж кто из нас в социальных сетях не писал посты о грядущем путешествии и прибытии в какой-нибудь город! Думаете это «фишка» исключительно твиттера, фейсбука или инстаграма? Как бы не так! Довольно долго такие функции выполняли именно газеты. В печатных изданиях того времени вы найдете массу объявлений о том, что в город пребывает тот или иной капитан, купец или архитектор.
Например, в 1909 году в «Семиреченских областных ведомостях» была опубликована информация о прибытии в город архитектора Сергея Тропаревского. Казалось бы, гораздо проще сообщить в письме о своем визите. Но людей такой востребованной специальности, как у Тропаревского в городе желало видеть слишком много людей, чтобы обойтись одним только письмом. Напомним, что Тропаревский был архитектором, участвующим в постройке дорог, мостов, домов и прочих инфраструктурных объектов в Семиречье. Однако потомкам он запомнился авторством двух культовых сооружений – Вознесенского и Никольского соборов, по сей день стоящих в Алматы.
Вообще, на страницах старых верненских газет много рекламных объявлений, а в них – фамилии известных горожан-предпринимателей того времени. Например, торговый дом купцов Шахворостовых в одном из выпусков «Семиреченских ведомостей» предлагает горожанам свежие гиацинты.
Алматинцам хорошо знаком роскошный особняк Шахворостовых. Очень красивое здание и сейчас стоит на пересечении проспекта Назарбаева и улицы Айтеке би. В последние десятилетия там сначала располагалось американское посольство, а потом и французское консульство.
Историкам и краеведам, да и просто интересующимся историей региона людям будет любопытно узнать состав городской думы того времени. А он есть в газете: в списке избранных в городскую думу инженер и архитектор Андрей Зенков, купец Михаил Гаврилов и другие известные горожане того времени.
Самые главные ценности для исследователей истории города кроются, конечно же, в той части газет, где публиковали официальные новости.
Например, в выпусках «Семиреченских ведомостей» за 1909 год можно найти массу статей, новостей и сообщений о людях, событиях и явлениях, ставших во многом олицетворением эпохи. Например, в одной из газет есть небольшая заметка о назначении нового генерал-губернатора Туркестанского края и одновременно наказного атамана Семиреченского казачьего войска – генерала Александра Васильевича Самсонова. Эта должность по сути окажется его последним назначением в мирное время. Отсюда, уже летом 1914 года он отправится на фронт Первой мировой войны. И будет командовать Второй полевой армией, которая потерпит первое крупное поражение в этой войне. К концу лета в Восточной Пруссии несколько корпусов из армии попадут в немецкое окружение. И поначалу удачная наступательная операция обернется провалом, который и получит название «самсоновской катастрофы». Такого позора генерал пережить не мог и застрелился. И кто знал в 1909 году, что такое назначение для Самсонова станет его личным «концом прекрасной эпохи». На этой же странице можно увидеть новость и о назначении губернатором Семиречья Михаила Фольбаума – печально известного жестоким подавлением восстания казахов в 1916 году.
Стоит обратить внимание также и на то, что официальные сообщения в газетах от властей в досоветскую эпоху дублировались и на казахский язык. Тогда казахский язык использовал арабскую письменность и сегодня соседство на одной странице кириллицы и арабицы выглядит несколько экзотично.
Немало материалов и новостей, посвященных переселенцам: объявляют об их скором прибытии или разъясняют правила обустройства на новом месте.
Кстати, в том же 1909 году в газете есть объявление о том, что прием в Верненскую мужскую гимназию ограничен: спрос на обучение был настолько велик, что принять на учебу по стандартной схеме не получалось.
Среди прочего, можно увидеть и массу так называемых идеологических материалов. Эти статьи как никогда лучше характеризуют эпоху. Например, толкование очередных циркуляров МВД, где подробно рассказывается о вредоносности сочинений целого ряда авторов. Цензоры подробно рассказывают о том, как растлевающе на души читателей действуют сочинения Петра Кропоткина, Карла Каутского и поздние произведения Льва Толстого. Стоит отметить, что Лев Толстой – самый проблемный автор для царских властей времен императоров Александра III и Николая II. С одной стороны – он признанный живой классик, с другой – его религиозные, философские и общественно-политические воззрения никак не вяжутся с официальной идеологией православия, самодержавия и народности. При этом и на полноценное преследование писателя власть не решалась – слишком уж популярен был Толстой у интеллигенции и его арест мог спровоцировать политические волнения.
В выпуске от 23 мая 1909 года сообщается о прибытии в Туркестан правительственной комиссии во главе с графом Константином Паленом. Эта новость, казалось бы, будничная. Однако надо знать, что за ней крылось – ревизия, проведенная посланником императора, должна была показать все положение дел в Туркестанском генерал-губернаторстве. В своем докладе царю об итогах этой самой ревизии Пален писал потом: если переселенческая политика будет проводиться прежними методами, без учета интересов коренного населения, здесь неизбежно вспыхнет восстание. Правота Палена подтвердилась спустя 7 лет, когда во всем Туркестане вспыхнуло восстание.
К слову, в прессе 1916 года о восстании не сообщалось практически ничего. Что объяснимо – в стране действовала военная цензура, а львиная доля всех мировых новостей в тот год была посвящена событиям Первой мировой войны. Лишь в нескольких выпусках «Туркестанских ведомостей» читателей осторожно предупреждают об опасностях при перемещениях из города в город.
Периодически в печати можно было увидеть и статьи священника Михаила Колобова. Это легендарная личность для того времени. Он был одним из первых настоятелей Вознесенского собора и уже тогда в начале ХХ века рассуждал об отдельном Туркестанском экзархате внутри Русской православной церкви. На тот момент это были весьма вольнодумные мысли. Позже газеты сообщили и о его переводе в город Ашхабад. Там следы Колобова потерялись, и до сих пор судьба священника неизвестна. Даже не известно дожил ли он до революции.
Похоже, вопросы религии, веры в то время волновали множество людей. Царский указ «О веротерпимости» взбудоражил общество. Ведь до этого указа выход из православия считался уголовным преступлением и наказывался вплоть до тюремного срока. А для Семиречья, судя по публикациям в прессе, был актуален такой вопрос: «Возможно ли снятие ограничений с евреев (а именно – выезд из черты оседлости, процентная норма в вузах) при переходе в ислам?».
Ответ министерства внутренних дел расписывал следующую ситуацию – снятие ограничений с евреев допускалось только при переходе их в христианстве (не обязательно в православие – ограничения снимались и при переходе в католичество и протестантство). При переходе в ислам такого не происходило. Евреев в Семиречье в то время насчитывалось лишь несколько сотен. И, как правило это были либо купцы первой гильдии, либо отслужившие в армии военврачи, либо люди с высшим образованием.
Согласитесь, темы очень похожие на те, что сегодня обсуждаются в социальных сетях. Конечно, у читателей старых газет не было возможности активно дискутировать и обсуждать публикации. Но сами темы весьма актуальные и весьма горячие. Причем настолько, что и спустя сто с лишним лет мировая политика, религия, национальный вопрос и куча бытовых моментов столь же страстно обсуждаются уже на просторах интернета.
Фото автора