Культура

Век печатных изданий проходит?

Жан Абишев

29.12.2022

В Казахстане подготовлен проект информационной доктрины страны.

Уходящий год стал непростым для журналистов Казахстана. Под занавес 2022 года задержан Михаил Козачков, занимающийся расследовательской журналистикой в газете «Время» и на своём телеграмм-канале. Его обвиняют в публикации заказных материалов. С таким же обвинением ранее был отправлен на содержание под стражей Махамбет Абжан.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Книга формата pocketbook стала первой в библиотеке медиахолдинга

Эксперты обсудили актуальные вопросы казахстанско-российских отношений в гуманитарной сфере

Не спешите хоронить газеты

Смущает разница в подходе самих журналистов к этим двум случаям. Если на защиту Козачкова кинулись не только правозащитные организации и некоторые политики, а также сами представители масс-медиа, то об Ажане молчат и первые, и вторые, и третьи. Налицо двойные стандарты в СМИ страны.

Однако главным событием можно считать разработку информационной доктрины страны, после реализации которой в Казахстане может не отказаться печатных СМИ. Акцент в доктрине сделан на том, что альтернативные каналы коммуникации значительно снизили интерес к печатным СМИ. Отмечается, что интерес к принтовым периодическим изданиям сохраняется у аудитории в возрасте 50-55 лет, большей частью проживающей в сельской местности. Дескать, другие категории населения больше внимания уделяют интернету, социальным сетям.

Разработчики доктрины не приводят данных, откуда взяты ими указанные цифры, проводились ли исследования на данную тематику. И это заставляет сомневаться в сделанных выводах. Главным поводом для сомнений в достоверности предлагаемой доктрины является то, что мировые тенденции говорят об обратном. К примеру, печатные СМИ Японии и Китая не только не теряют популярности, но даже поднимают тиражи. Так, одной из крупных газет Японии является «Асахи Симбун», выходящая ежедневно. По различным данным, утренние тиражи газеты читают более 8 миллионов человек.

Одним из самых авторитетных изданий в мире по-прежнему считается «The New York Times» (Нью-Йорк Таймс), ежедневный тираж которой составляет более 300 тысяч экземпляров, а воскресные выпуски увеличиваются в 3-4 раза.

Всё это говорит о том, что кликушеские заявления о том, что век печатных СМИ отжил себя, далеки от реальности. Да, конечно, печатные СМИ теряют тиражи, увеличиваются расходы на бумагу и т.д. Вместе с тем читатели во всём мире по-прежнему больше доверяют именно печатным СМИ в силу того, что журналисты ответственно относятся к тому, что появляется в печати за их подписями в отличие от публикаций в интернете. И читатели понимают разницу в отношении многих сообщений в социальных сетях или интернет-ресурсах и печатных СМИ.

Но авторы доктрины правы в том, что необходимо менять подходы работы печатных изданий. К примеру, та же Нью-Йорк Таймс одной из первых стала использовать цифровые технологии. Однако онлайн-версия зачастую уступает печатному изданию в плане аналитики, эксклюзива. Именно последнее может стать инструментом печатных СМИ в борьбе за умы и сердца.

В доктрине отмечается, что информация, публикуемая в печатных СМИ, теряет актуальность из-за несвоевременной доставки газет и журналов читателям. В этом есть доля правды. В то же время, скорее всего, в том, что информация становится неинтересной читателям, виноваты сами журналисты. В век цифровых технологий, когда информация разносится буквально в ту же минут, когда была опубликована, благодаря интернету, печатные СМИ должны менять подход к подаче и интерпретации фактов. Увы, этого зачастую не происходит и в газетах читатели видят то, что ранее прочитали в интернете. А ведь ту же информацию можно было бы подать иначе. Например, комментарии экспертов, интервью с самими героями, репортаж о месте, где происходит действие, да, в конце концов, можно разместить просто цифры и факты по данной тематике. Кроме того, нужны аналитические материалы, разъясняющие ситуацию.

Более того, никто не отменял формы работы с читателями, давно зарекомендовавшие себя. Как ни удивительно, но не потеряли актуальности, читательские конференции, потому что людям интересно знать, кто нынче работает в СМИ и как представляет происходящее вокруг. Да и институт подписки, во время которых журналисты встречаются с читателями, также не теряет остроты, потому что во время таких встреч можно узнать много нового о жизни людей и понять, какого именно рода материалы нужны сегодня.

Словом, можно сетовать на удорожание стоимости типографских услуг, высокие цены на бумагу и т.п., а можно просто работать. И те печатные СМИ в мире хорошо понимают это, находя новые темы для публикаций, используя достижения цифровых технологий для лучшего оформления печатных изданий, привлекая известных людей в качестве колумнистов. А главное – необходимо понимание, что принцип, по которому работали прежде, когда в газете писали обо всём понемножку, сегодня уже не действует. И даже, если его используют, то нужен качественно новый контент, который бы заставлял читателя думать, полемизировать. Иначе говоря, необходима постоянная обратная связь, чего нет у многих казахстанских газет.

Будем честны, газету читают тогда, когда она выдаёт качественный и объективный контент. А это опять то, что зачастую отсутствует в казахстанских СМИ вследствие ангажированности владельцев СМИ и самих журналистов. Это, конечно, не может, не печалить. В то же время мы видим, что издания, которые структурированы и отражают потребности рынка, продолжают пользоваться популярностью. Например, издание журнала «Форбс» требует немало затрат, в тои числе и казахстанского выпуска. Однако журнал продолжает выходить по одной простой причине: деловая репутация. Одно дело прислать бизнес-партнёру ссылку на публикацию в интернете и другое – подарить печатный журнал, перелистывая который люди начинают понимать, что и о них могут рассказать на страницах такого издания.

И наконец, то, что отметили авторы доктрины. Люди старшего поколения, те, которым за 50, предпочитают печатные СМИ. И это понятно. Прочитав публикацию в интернете, можно к ней не вернуться, а вот печатное издание можно перелистывать и перечитывать понравившуюся публикацию. И это ценится зрелыми людьми. Ещё одна причина, которую необходимо учитывать. Население Казахстана неуклонно стареет, если называть вещи своими именами. И чем старше человек, тем больше он ценит те преимущества, которые даёт ему печатное издание. Колонка любимого журналиста даст представление о происходящем в мире, комментарий специалиста познакомит с последними достижениями в той или иной области. Газета здесь выступает в роли собеседника в отличие от бездушного интернета.

Кроме того, есть своё отличие именно у казахстанского читателя. Не секрет, что большинство электросетей в стране нуждается в капитальном ремонте. И перебои с электричеством – обыкновенное дело для нас. Следовательно, информация, размещённая в интернете, оказывается потерянной, чего не скажешь о газетных материалах, которые не просто сообщают о каком-то событии, а дают ответы на вопросы «Что? Где? Когда? Каким образом? Зачем? Кто?» и т.д.

Имеются вопросы иного рода. Допустим, печатные издания сохраняются. Но как их доставить читателям? Большинство людей помнят газетные развалы и киоски не только в городах, но и райцентрах. Развалов давно не существует, а киоски убрали пару лет назад. Спрашивается, зачем и почему? Кому-то хочется видеть свой народ неграмотным и бессловесным? Видимо, настала пора вернуть газетные киоски в нашу жизнь, а сотрудникам почты приплачивать за своевременную доставку газет и журналов.

Существенным подспорьем для журналистов печатных СМИ остаётся реклама. Что бы ни говорили, реклама по ТВ и в интернете не столь запоминается, как печатная. Однако этот канал в последние годы слабо используется в силу того, что сами издания мало работают в этом сегменте и рекламодатели не осознают преимущества печатного слова.

2022 год принёс с собой и закрытие двух популярных газет. К сожалению, с сентября перестала выходить печатная версия газеты «Караван» - одного из первых частных изданий Казахстана. Первый номер вышел в августе 1991 года.

После 1 января не стоит искать газету «Экспресс К». Как известно, это издание принадлежало акционерному обществу Eurasian Resources Group (ERG). В интернете опубликовали слова главы совета директоров Александра Машкевича: «Компания ERG уходит от владения медиаресурсами. Думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Мы горнодобывающая компания, которая должна заниматься горнодобывающим бизнесом. Медиа, холдинг — это отдельный бизнес, отдельная экспертиза, отдельные знания». Вопрос, а зачем тогда человек, начинавший свой бизнес с общественных туалетов в Киргизии, приобретал газету, остаётся за кадром. Между тем, эта газета начала выходить с 7 ноября 1920 года, иначе говоря, насчитывает, столетнюю историю, и была адресована молодёжной аудитории.

Сегодня в Казахстане не осталось ни одного практически издания на русском языке, которое бы учитывало запросы молодёжи, военных («Караван» - одна из немногих газет, которая последовательно освещала жизнь армии и вопросы обороны). Думается, что министерство информации должно обратить на эту проблему внимание и возродить данные издания. Очевидно же, что известный бренд легче реанимировать, чем создать новый.

В доктрине немало сказано и о телевидении. Неизвестно только, что именно сказано. И нужно ли нам такое количество телеканалов, которое финансируется государством, а по сути, повторяют те же программы? Может, эти деньги использовать для печатных СМИ?

Фото из открытых источников


Жан Абишев

Публикации автора

Аргументов становится всё меньше

Паводки случаются внезапно?..

Призраки прошлого или действующие лица настоящего времени?

Сказав «А», надо дойти до «Я», или нужен ли закон об иноагентах?

Союзы разные нужны, союзы всякие важны

Наша задача – создание диалога

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 26.04.2024

Оставаться верным фактам

АНАЛИТИКА | 26.04.2024

В этот день. Трагический календарь

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису