Уходящий год стал непростым для журналистов Казахстана. Под занавес 2022 года задержан Михаил Козачков, занимающийся расследовательской журналистикой в газете «Время» и на своём телеграмм-канале. Его обвиняют в публикации заказных материалов. С таким же обвинением ранее был отправлен на содержание под стражей Махамбет Абжан.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Книга формата pocketbook стала первой в библиотеке медиахолдинга
Эксперты обсудили актуальные вопросы казахстанско-российских отношений в гуманитарной сфере
Смущает разница в подходе самих журналистов к этим двум случаям. Если на защиту Козачкова кинулись не только правозащитные организации и некоторые политики, а также сами представители масс-медиа, то об Ажане молчат и первые, и вторые, и третьи. Налицо двойные стандарты в СМИ страны.
Однако главным событием можно считать разработку информационной доктрины страны, после реализации которой в Казахстане может не отказаться печатных СМИ. Акцент в доктрине сделан на том, что альтернативные каналы коммуникации значительно снизили интерес к печатным СМИ. Отмечается, что интерес к принтовым периодическим изданиям сохраняется у аудитории в возрасте 50-55 лет, большей частью проживающей в сельской местности. Дескать, другие категории населения больше внимания уделяют интернету, социальным сетям.
Разработчики доктрины не приводят данных, откуда взяты ими указанные цифры, проводились ли исследования на данную тематику. И это заставляет сомневаться в сделанных выводах. Главным поводом для сомнений в достоверности предлагаемой доктрины является то, что мировые тенденции говорят об обратном. К примеру, печатные СМИ Японии и Китая не только не теряют популярности, но даже поднимают тиражи. Так, одной из крупных газет Японии является «Асахи Симбун», выходящая ежедневно. По различным данным, утренние тиражи газеты читают более 8 миллионов человек.
Одним из самых авторитетных изданий в мире по-прежнему считается «The New York Times» (Нью-Йорк Таймс), ежедневный тираж которой составляет более 300 тысяч экземпляров, а воскресные выпуски увеличиваются в 3-4 раза.
Всё это говорит о том, что кликушеские заявления о том, что век печатных СМИ отжил себя, далеки от реальности. Да, конечно, печатные СМИ теряют тиражи, увеличиваются расходы на бумагу и т.д. Вместе с тем читатели во всём мире по-прежнему больше доверяют именно печатным СМИ в силу того, что журналисты ответственно относятся к тому, что появляется в печати за их подписями в отличие от публикаций в интернете. И читатели понимают разницу в отношении многих сообщений в социальных сетях или интернет-ресурсах и печатных СМИ.
Но авторы доктрины правы в том, что необходимо менять подходы работы печатных изданий. К примеру, та же Нью-Йорк Таймс одной из первых стала использовать цифровые технологии. Однако онлайн-версия зачастую уступает печатному изданию в плане аналитики, эксклюзива. Именно последнее может стать инструментом печатных СМИ в борьбе за умы и сердца.
В доктрине отмечается, что информация, публикуемая в печатных СМИ, теряет актуальность из-за несвоевременной доставки газет и журналов читателям. В этом есть доля правды. В то же время, скорее всего, в том, что информация становится неинтересной читателям, виноваты сами журналисты. В век цифровых технологий, когда информация разносится буквально в ту же минут, когда была опубликована, благодаря интернету, печатные СМИ должны менять подход к подаче и интерпретации фактов. Увы, этого зачастую не происходит и в газетах читатели видят то, что ранее прочитали в интернете. А ведь ту же информацию можно было бы подать иначе. Например, комментарии экспертов, интервью с самими героями, репортаж о месте, где происходит действие, да, в конце концов, можно разместить просто цифры и факты по данной тематике. Кроме того, нужны аналитические материалы, разъясняющие ситуацию.
Более того, никто не отменял формы работы с читателями, давно зарекомендовавшие себя. Как ни удивительно, но не потеряли актуальности, читательские конференции, потому что людям интересно знать, кто нынче работает в СМИ и как представляет происходящее вокруг. Да и институт подписки, во время которых журналисты встречаются с читателями, также не теряет остроты, потому что во время таких встреч можно узнать много нового о жизни людей и понять, какого именно рода материалы нужны сегодня.
Словом, можно сетовать на удорожание стоимости типографских услуг, высокие цены на бумагу и т.п., а можно просто работать. И те печатные СМИ в мире хорошо понимают это, находя новые темы для публикаций, используя достижения цифровых технологий для лучшего оформления печатных изданий, привлекая известных людей в качестве колумнистов. А главное – необходимо понимание, что принцип, по которому работали прежде, когда в газете писали обо всём понемножку, сегодня уже не действует. И даже, если его используют, то нужен качественно новый контент, который бы заставлял читателя думать, полемизировать. Иначе говоря, необходима постоянная обратная связь, чего нет у многих казахстанских газет.
Будем честны, газету читают тогда, когда она выдаёт качественный и объективный контент. А это опять то, что зачастую отсутствует в казахстанских СМИ вследствие ангажированности владельцев СМИ и самих журналистов. Это, конечно, не может, не печалить. В то же время мы видим, что издания, которые структурированы и отражают потребности рынка, продолжают пользоваться популярностью. Например, издание журнала «Форбс» требует немало затрат, в тои числе и казахстанского выпуска. Однако журнал продолжает выходить по одной простой причине: деловая репутация. Одно дело прислать бизнес-партнёру ссылку на публикацию в интернете и другое – подарить печатный журнал, перелистывая который люди начинают понимать, что и о них могут рассказать на страницах такого издания.
И наконец, то, что отметили авторы доктрины. Люди старшего поколения, те, которым за 50, предпочитают печатные СМИ. И это понятно. Прочитав публикацию в интернете, можно к ней не вернуться, а вот печатное издание можно перелистывать и перечитывать понравившуюся публикацию. И это ценится зрелыми людьми. Ещё одна причина, которую необходимо учитывать. Население Казахстана неуклонно стареет, если называть вещи своими именами. И чем старше человек, тем больше он ценит те преимущества, которые даёт ему печатное издание. Колонка любимого журналиста даст представление о происходящем в мире, комментарий специалиста познакомит с последними достижениями в той или иной области. Газета здесь выступает в роли собеседника в отличие от бездушного интернета.
Кроме того, есть своё отличие именно у казахстанского читателя. Не секрет, что большинство электросетей в стране нуждается в капитальном ремонте. И перебои с электричеством – обыкновенное дело для нас. Следовательно, информация, размещённая в интернете, оказывается потерянной, чего не скажешь о газетных материалах, которые не просто сообщают о каком-то событии, а дают ответы на вопросы «Что? Где? Когда? Каким образом? Зачем? Кто?» и т.д.
Имеются вопросы иного рода. Допустим, печатные издания сохраняются. Но как их доставить читателям? Большинство людей помнят газетные развалы и киоски не только в городах, но и райцентрах. Развалов давно не существует, а киоски убрали пару лет назад. Спрашивается, зачем и почему? Кому-то хочется видеть свой народ неграмотным и бессловесным? Видимо, настала пора вернуть газетные киоски в нашу жизнь, а сотрудникам почты приплачивать за своевременную доставку газет и журналов.
Существенным подспорьем для журналистов печатных СМИ остаётся реклама. Что бы ни говорили, реклама по ТВ и в интернете не столь запоминается, как печатная. Однако этот канал в последние годы слабо используется в силу того, что сами издания мало работают в этом сегменте и рекламодатели не осознают преимущества печатного слова.
2022 год принёс с собой и закрытие двух популярных газет. К сожалению, с сентября перестала выходить печатная версия газеты «Караван» - одного из первых частных изданий Казахстана. Первый номер вышел в августе 1991 года.
После 1 января не стоит искать газету «Экспресс К». Как известно, это издание принадлежало акционерному обществу Eurasian Resources Group (ERG). В интернете опубликовали слова главы совета директоров Александра Машкевича: «Компания ERG уходит от владения медиаресурсами. Думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Мы горнодобывающая компания, которая должна заниматься горнодобывающим бизнесом. Медиа, холдинг — это отдельный бизнес, отдельная экспертиза, отдельные знания». Вопрос, а зачем тогда человек, начинавший свой бизнес с общественных туалетов в Киргизии, приобретал газету, остаётся за кадром. Между тем, эта газета начала выходить с 7 ноября 1920 года, иначе говоря, насчитывает, столетнюю историю, и была адресована молодёжной аудитории.
Сегодня в Казахстане не осталось ни одного практически издания на русском языке, которое бы учитывало запросы молодёжи, военных («Караван» - одна из немногих газет, которая последовательно освещала жизнь армии и вопросы обороны). Думается, что министерство информации должно обратить на эту проблему внимание и возродить данные издания. Очевидно же, что известный бренд легче реанимировать, чем создать новый.
В доктрине немало сказано и о телевидении. Неизвестно только, что именно сказано. И нужно ли нам такое количество телеканалов, которое финансируется государством, а по сути, повторяют те же программы? Может, эти деньги использовать для печатных СМИ?
Фото из открытых источников