Аналитика

Что квартал грядущий нам готовит. Часть II

Мирас Нурмуханбетов

03.01.2023

Итак, новый 2023 год наступил, с чем вас, пользуясь случаем, и поздравляем. Страна и ее граждане потихоньку входят в рабочий ритм поэтому самое время поделиться некоторыми нашими прогнозами на ближайшее время – первый квартал наступившего года. И, как мы обещали, сконцентрируем внимание на внутриполитических делах.

В прошлый раз мы довольно подробно остановились на геополитических моментах, которые могут так или иначе оказать влияние на Казахстан, его экономику и нас с вами. Безусловно, главным фактором в этом плане является война в Украине, от разных фаз которой зависит многое не только в «мировом раскладе», но и в Казахстане. А это и экономика, и казахстанско-российские взаимоотношения, и возможные вторичные санкции, и договоренности с Западом, все другое, вплоть до степени доверия общества к Акорде и правительству РК.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Что квартал грядущий нам готовит. Часть I

Секрет выборов в сенат

Послевыборье. Чего ждать

Впрочем, судя по всему, президент (Токаев) тоже не очень-то доверяет этому самому правительству и, судя по предновогодним его заявлениям, намерен на днях сделать там какую-о рокировку, не дожидаясь парламентских выборов. Однако нужно понимать, что особых изменений не будет – скорее всего, мы увидим новых вице-премьеров или, максимум, глав тех ведомств, которые на слуху и имеют социальное значение. В этом плане нужно отметить, что этот акт намечен не столько для того, чтобы улучшить работу самого правительства, а сколько для подготовки почвы для нового состава кабмина. Можно с большой долей вероятности сказать, что будет несколько новых министров, но из тех, кто «уже в теме» и был назначен в соответствующие ведомства в качестве вице-министров или руководителей комитетов и управлений.

Но это несколько отдаленное будущее, с чем мы столкнемся во втором квартале 2023 года, а мы, как договаривались, рассматриваем только первый. А обновление правительства, как известно, будет сразу же после очередных внеочередных парламентских выборов. И именно этот факт станет одним из главных событий этого периода. Точнее – не сами выборы, а подготовка к ним.

Тут необходимо отметить, что Касым-Жомарт Токаев в день своих перевыборов обещал, что перед Новым годом сделает «специальное заявление» о досрочных выборах, но, видимо, что-то пошло не так. Последняя надежда на это оставалась на новогоднее поздравление президента, но и там мы ничего не услышали по этому поводу. Впрочем, не станем сейчас размышлять над тем, почему опять «переиграли», а то можем уйти в другую сторону, но взять «на заметку» это нужно – от этого тоже (в определенной степени) зависит ближайшее будущее страны.

Итак, выборы в мажилис на данном этапе должны интересовать нас не как сам факт плебисцита (всенародного голосования в данном смысле), а как подготовка к ним. Здесь целый спектр тех или иных сопряженных с электоральным процессом событий, в том числе, не зависящих от того, когда и на какое число эти самые выборы объявят. Если говорить относительно сроков, то, согласитесь, понятие «в первое полугодие 2023-го» слишком растянутое, причем, не только во времени. То есть, с одной стороны, Акорда впервые анонсировала парламентские выборы (до этого так же поступила с выборами президентскими), формально дав время на подготовку, а с другой – максимально растянуло этот процесс.

Важным с общественно-политической точки зрения имеет регистрация партий, и с этим имеются немалые проблемы, о которых стали заявлять даже не совсем оппозиционные и совсем даже не оппозиционные незарегистрированные организации. Однако дело тут не всегда в них – порой у некоторых претендентов на регистрацию желания создать политическое движение намного больше, чем потенциальных возможностей – человеческих, финансовых и собственно политических. Но и не о них сейчас речь.

В общем, в связи с отказом регистрации некоторых партий в обществе может возникнуть напряжение или, как минимум – усугубиться недоверие и к власти, и к выборному процессу, как таковому. Коротко говоря, это будет достаточно аргументированным поводом не только для критики властей, но и для протестов. Точно также недовольство может вызвать недосказанность по Январским событиям, и тут тоже целый спектр причин – начиная с так и не наказанными пытками и «тайнами следствия» по многим эпизодам. Мы уже не говорим о годовщине Кантара, который наступает в эти дни и чем могут воспользоваться так называемые «реваншисты» (или списать на них могут, если понадобится).

Протестный накал может быть усугублен и ухудшением социально-экономического положения. Наверное, не надо быть хорошим и честным экономистом, чтобы сказать, что в ближайшие три месяца жизнь большинства казахстанцев вряд ли улучшится. Два простых момента, которые никто не может отрицать – нынешний состав правительства не способен вывести страну (и на вместе с ней) из кризиса и он (состав) кардинально не поменяется в ближайший квартал.

В общем, не хотелось бы выглядеть пессимистом, но заметного улучшения в социально-бытовом плане до конца марта ждать не приходится. В лучшем случае ситуация будет оставаться стабильно тяжелой и именно первые месяцы 2023 года окажутся такими, что многим придется выживать. В дальнейшем, может быть, жизнь постепенно начнет налаживаться, но до этого еще нужно будет дожить (извините за тавтологию).

Как говорится, если народу нечего есть, то его можно будет кормить обещаниями. И здесь не все так критично, как может показаться. Действительно, людям, кроме хлеба, нужны и зрелища, и в этом плане нужны будут конкретные мероприятия по искоренению «Старого Казахстана». в первую очередь, это касается пресловутой утраты силы закона о первом президенте. Это можно было сделать и в прошедшем году, но парламент почему-то решил оставить на этот. Более того, «подчищать» другие нормативно-правовые акты, в которых так или иначе упомянута «особая роль» лидера нации, придется уже следующему созыву мажилиса. И это, как вы понимаете, уже не относится к данному обзору. То есть, прогнозу.

А что касается обозреваемого нами первого квартала 2023-его, то он, как известно, заканчивается 31 марта – и именно эта дата была обозначена президентом Токаевым в одном из его первых указов, подписанных в день инаугурации. До указанного срока правительство и другие ведомства должны подготовить и спустить в парламент законопроект о возврате незаконно выведенных активах. Об этом акте и тому, что вокруг него происходит, мы уже подробно говорили, поэтому повторяться не станем. Однако отметим, что общество много, чего ждет от этого закона и всего того, что с ним связано. И в этом плане власти могут несколько растянуть удовольствие, подкидывая народу какие-нибудь реальные действия по этому направлению. Тем более, что прежде чем вернуть капиталы, их надо найти и арестовать. И хорошо бы арестовать кого-то из тех, кто еще год назад считался неприкасаемым.

Поэтому, чтобы закончить свой квартальный прогноз на более светлой ноте, можем предположить, что в течение ближайших месяца-двух-трех можно ожидать появление новых уголовных дел и разоблачений нацкомпаний. Этим будут заниматься сотрудники АФМ, а кое-что будут подбрасывать внезапно осмелевшие действующие пока депутаты – в том числе, чтобы пробиться в следующий парламент. В любом случае, будет интересно. Ведь зрелища должны быть настолько занимательны, что общество может забыть о хлебе насущном.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте