Алматы 05.12.2022 7312

Моральная ответственность элиты

К элите в мире обычно относят лучших представителей общества в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и за счет их морального и интеллектуального превосходства. В Казахстане, как и в большинстве постсоветских стран, к сожалению, все эти годы происходила отрицательная селекция элит, когда в политическую, экономическую и интеллектуальную элиту попадали в основном самые аморальные и жестокие субъекты. В практике цивилизованных стран безупречная моральная сторона является главным критерием «избранности». На Западе правящие элиты обязаны нести моральную ответственность не только перед своими избирателями, но и самое главное – перед своей совестью. Конечно, говорить о какой-то совести наших «элит» - это нонсенс, что сегодня отчетливо видно по последствиям их деятельности в виде «аварий» на ТЭЦ, замерзающих допотопных поездов и т.д.


Некоторые могут сказать, что разговоры о совести и других моральных критериях деятельности элит – это пустая лирика, философская болтовня. На самом деле именно хорошо развитая философия, как руководство для элит, является ключевым фактором успеха развитых стран мира. Как показали многочисленные исследования, философия сыграла выдающуюся роль в развитии Европы, став, по сути, методологией данного процесса. Так, Древняя Греция по большей части благодаря высокому развитию философии была значительно развита даже по сравнению со многими современными государствами. Уровень и качество жизни древних полисных греков были очень высокими. Не случайно они в среднем жили довольно долго - больше, чем, к примеру, в средневековом мире, многих сегодняшних африканских и азиатских странах.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

ЕС расширяет своё влияние на Центральную Азию

Позиция России в Центральной Азии продолжает ухудшаться

Смена гегемона Центральной Азии?

В XVII веке по всей Европе стоицизм (философская школа, зародившаяся в античности) стал методологической основой формирования дисциплинарного общества, в котором человек дисциплинированно занимался саморазвитием во всех сферах. То есть дисциплинировал себя – приучал к цивилизации - на базе наследия римского стоицизма культивировалось искусство критически мыслить, морально развиваться, рационально организовывать хозяйство и жизнь. Нидерландский философ Юст Липсий (1547–1606) стал первым идеологом модернизации Европы на основе стоицизма у себя в Голландии. Самодисциплина и достоинство личности стали краеугольным камнем данной доктрины Липсия. В качестве главной идеи обновления страны Ю. Липсий «провозгласил общее улучшение нравов через образование и просвещение».

При этом ключевой целью его программы явилось самовоспитание элит. Ю. Липсий призвал правящую элиту «не просто принуждать граждан к цивилизованности, но, прежде всего, задавать культурные образцы». В своей книге «Политика» (трактат о воспитании правящей элиты) Ю. Липсий отмечал, что «благоразумие (рациональность) и добродетели правителя являются значимыми условиями процветания государства». Для этого он призвал элиту к самоограничению в роскоши, осуждал процветающую среди нее праздность и поощрял уважение к труду. Между прочим, именно с подачи Ю. Липсия в Голландии утвердилась правило: «Путь к истине пролегает через дискуссии и состязание картин мира. Избыточная же ориентация на традиции и привычки приводит к окаменелым мыслям».

В итоге Голландия за короткий срок стала передовой страной Европы и самой могущественной морской и торговой державой в мире. Таким образом, стоицизм выступил методологическим руководством модернизации Европы, начиная со «сферы политики, придворного этикета, ведения домашнего хозяйства и рациональности повседневного быта». Как отмечал Р. Браг, данная самодисциплина начиналась «с сознания того, что позади стоит возвышенный «эллинизм», а впереди, ниже, простирается варварство, которое следует себе подчинить».

Как известно, модернизация Японии эпохи Мэйдзи состоялась во многом благодаря просвещенной части самурайской элиты. Кстати, до начала этой модернизации в Японии была широко развита система образования – посредством школ при княжествах, храмах, в которых множество простых людей учились читать, писать, японскому счёту «васан». Считается, что японское начальное образование тех времен было лучшим в мире. Этот фактор сыграл очень большую роль в быстрой модернизации страны в последующий период Мейдзи. Одним словом, высокое качество японской элиты явилось неким катализатором развития Японии. Напомним, ради модернизации японские самураи не просто добровольно отказались от своих привилегий в рамках сословного общества, а выступили инициаторами трансформации японского социума в сторону общества модерна, верховенства закона. (Между тем наша элита всячески противится деконструкции сословного общества в Казахстане.)

Или возьмем Турцию времен К. Ататюрка, когда эта страна встала на путь масштабной модернизации, впоследствии выведшей ее в число достаточно развитых стран мира. Так вот эту модернизацию инициировали и реализовали вместе с Ататюрком так называемые младотурки – либеральная часть элиты, получившая образование во Франции и в других странах Европы. Причем их ключевым идеологом-теоретиком был философ Абдулла Джевдет. Другими словами, в Турции Ататюрка передовые философские идеи, как и в большинстве модернизационных «проектов», выступали главной основой обновления всей страны. У нас же к философии отношение как к пустой болтологии. Примитивный сциентизм стал для казахстанской элиты чуть ли не инстанцией истины.

Собственно, сам сциентизм является следствием слабого понимания науки, картины мира - максимального упрощения, примитивизации всего этого, когда даже человек рассматривается лишь как комбинация нейронов, клеток и молекул. Такая картина мира сродни фильмам про «машинный» тоталитаризм в будущем. Более того, все современные науки изначально формировались под сильным влиянием философии. Без методологических, эпистемологических размышлений, можно сказать, невозможно существование любой науки, научной дисциплины. Дело в том, что принцип неопределенности В. Гейзенберга, теорема Курта Гёделя о неполноте и другие теории доказали, что человек не может воспринимать мир в точности таким, каким он является – мы его всегда воспринимаем с искажениями даже со сверхточными приборами. А в социальных, гуманитарных науках мы тем более не можем точно описывать мир, ибо «errare humanum est» (человеку свойственно ошибаться).

Человек всегда субъективно воспринимает социальный мир – полная объективность невозможна при описании человека, общества, так как порой ученые даже самих себя плохо знают и понимают. Тем не менее, есть определенные положения, выводы, которые опираются на многовековой человеческий опыт. Как было показано выше, в цивилизованном мире уже давно философия является методологией жизнедеятельности всего общества и государства. Ведь практически все вопросы, проблемы деятельности человека, в конце концов, выходят на свое философские осмысление. В слабо развитых обществах при этом обычно опираются на житейскую философию, здравый смысл. Но этого недостаточно для глубокого понимания проблемных вопросов жизнедеятельности. Тем самым эти общества обречены на низкий уровень жизни, прозябание на задворках мировой цивилизации.

В свете сказанного следует отметить, что опыт модернизации передовых стран показал: «Модернизация не сводима к индустриализации, успехам технологии и промышленности. Прежде всего это цивилизационный процесс, культурно-психологическими продуктами которого являются доверие и самодисциплина, личная автономия и солидарность, аргументативная рациональность и гражданственность, этичность поведения и высокие гуманитарные стандарты». Поэтому требуется модернизация культуры Казахстана, по своему типу являющейся евразийской милитаристской культурой, в которой, к сожалению, могут процветать садисты и психопаты.

Война в Украине показала все «прелести» такого типа культуры – с применением крайних форм садизма. Некоторым кажется, что мы не имеем отношения к российской культурной действительности. Но это – заблуждение, которое называется эффектом третьего лица, когда человек часто полагает, что реклама и другие методы убеждения влияют на большинство, но не на него самого. То есть официальные СМИ, средства пропаганды активно формируют сознание и культуру людей. Тем более в условиях тотального присутствия государства и силовых структур во всех сегментах общества. Кроме того, следует понимать, что нынешняя Россия вышла из Московии, которая долгое время была полностью подконтрольна Золотой Орде. Многие ученые российскую государственность считают наследницей золотоордынских социальных институтов. В этой связи украинцы сегодня очень емко и четко называют Россию Ордой.

В евразийской милитаристской культуре главной ценностью является «храбрая воинственность», несмотря ни на что, в том числе в ходе насилия над мирными и беззащитными. Такие «правила игры» доминируют и среди евразийского «гражданского» общества, оппозиции. Евразийская милитаристская культура в большинстве своем не придерживается ценностей и норм гуманизма, уважения каждой человеческой личности. Соответственно, в этой культуре много людей с чертами психопатов: эмоционально черствых, хладнокровно жестоких, не имеющих эмпатии, чувства вины. Во многом поэтому Казахстан, в частности, является одним из мировых лидеров по самоубийствам, а по подростковым суицидам занимает 1-е место в мире. Ведь одна из главных причин подростковых суицидов – это буллинг (травля). В этой связи напомню, что подростки больше всего подвержены влиянию социальных «норм».

Некоторые российские ученые еще несколько лет назад пришли к выводу, что русский народ начнет меняться в сторону ориентации на демократические ценности только лишь после национальной катастрофы. Теперь уже почти все инакомыслящие российские эксперты, ученые сейчас полагают, что после поражения от Украины в российском обществе может начаться масштабное переосмысление и переоценка своих прежних имперских, авторитарных и тоталитарных ценностей. Очевидно, что данный тренд коснется не только России, но и всей постсоветской Евразии, в том числе Казахстана. Ведь как ни крути, но просоветские социальные институты и ценности до сих воспроизводятся и в Казахстане.

Правда, боюсь, что для масштабной переоценки ценностей наше общество не готово, потому что у нас практически отсутствует качественная отечественная философия. Только с появлением такой философии у нас зародится ответственная и совестливая элита, думающая о будущем страны и нации, а не об удовлетворении своих корыстных интересов. Следует понимать, что поражение России в войне в Украине приведет к масштабным изменениям всего постсоветского пространства – не только в политической сфере, но и в мировоззрении, философии и картине мира постсоветских людей. Если говорить об общем смысле данного процесса, то произойдет смена культурно-цивилизационной парадигмы большей части постсоветского пространства.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов