Ряд специалистов считает, что государство можно называть несостоятельным или провалившимся в том случае, если госуправление и экономика в нем практически не функционируют. Есть еще термин «хрупкое государство», которое характеризует государство, находящееся на грани провала. В таких государствах власти либо не могут, либо с трудом контролируют целостность территории, демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Примеры - Йемен, Сомали, Южный Судан, Сирия, Демократическая республика Конго, Центральная Африканская Республика (ЦАР), Чад, Судан и Афганистан. К странам, способным стать "провалившимися", относят Гаити, Ирак, Северную Корею и большинство государств Африки. Самыми устойчивыми государствами мира часто признаются Финляндия, Норвегия, Швейцария, Дания, Австралия, Исландия и Канада.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Смена гегемона Центральной Азии?
Востребованность государства всеобщего благосостояния в Казахстане
Почему же в поисках «сильного государства» наши современные «общественные деятели» нередко ссылаются на Китай, с чем это связано? По-видимому, со времен СССР у нас укоренен взгляд, что в «сильном» государстве везде должен быть «порядок», «контроль», поддерживаемый «сильной, твердой рукой». Собственно, в большинство своем именно за счет репрессий и террора СССР смог реализовать программу индустриализации, создать дееспособные (карательные) правоохранительные органы, сильную армию, довольно эффективную систему обеспечения соцзащиты. Во многом поэтому в постсоветских странах практически всегда был популярен Сталин с его методами работы, и демократия в наших обществах, после непродолжительного периода начала 1990-х годов, потеряла популярность, как политика «вседозволенности», создающая «хаос» во всех сферах.
Между тем в настоящей демократии власть призвана защищать и реализовывать интересы всех слоев населения, в том числе посредством его представителей в государственной машине, выбранных на конкурентной основе самим народом. Вот это и есть демократия, когда государство работает во благо народа с помощью его представителей во власти. В наших центральноазиатских странах, как вы знаете, государственная власть функционирует в основном ради интересов узких, «элитарных» групп общества. Конечно, нельзя говорить, что в тех же США построена идеальная демократия, иначе там не было ущемления прав афроамериканцев и т.п.
Однако, по крайней мере, там люди имеют более лучшую социальную защиту, нежели в Центральной Азии. Не случайно наши люди, несмотря на то, что ругают США, Запад, обвиняя его в «либерастии», но при этом они не против жить, либо работать там. Иначе говоря, атрибутами сильного, эффективного государства является не только легитимное насилие, но больше всего - способность «предоставлять своим гражданам определенный набор сервисов и гарантий, а также обеспечивать безопасность индивидуумов». Стремление опираться преимущественно на силу в правлении, наоборот, является первым признаком слабости правителя, государства, ибо по-другому (за счет эффективной социальной политики) он не может доказать свою легитимность и нужность.
Современная наука доказала, что авторитарные и тоталитарные практики являются феноменом, порожденным слабостью государства, когда правители не могут иными, цивилизованными способами (развитием уровня жизни) обеспечить лояльность населения. Сегодняшние социальные проблемы у многих наших граждан вызвали тоску по сильному государству типа СССР, в котором у всех был гарантированный соцпакет. Советский Союз отчасти был сильным государством, поскольку был способен обеспечивать многие основные социальные нужды своих граждан. Но это делалось на минимальном уровне, причем из года в год социальный пакет сужался, в большинстве своем из-за наращивания милитаристской силы. Короче, СССР был колосом на глиняных ногах, «Верхней Вольтой с ракетами», в которой перекос шел в одну сторону государственности – в укрепление возможностей внешней безопасности и реализации легитимного насилия.
Сегодня выделяют следующие признаки эрозии, слабости государственности. Первым делом выделяют не слабости в деле реализации монополии на применение силы на территории страны, а характер оказания государственных услуг. То есть качества услуг в социальном обеспечении, борьбе с безработицей, в сферах образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, инфраструктуры ЖКХ и др. Главным критерием эффективности государственной политики в социальной сфере выступает предотвращение кричащего расслоения на бедных и богатых, массовой безработицы, обнищания широких слоев населения, ухудшения инфраструктуры, системы образования и здравоохранения, экологической деградации. В политической области эффективность государства определяется способностью обеспечить право населения в управлении государством, действенность верховенства закона и прав человека.
В настоящее время, на основе вышеуказанных критериев, выделяют три типа неустойчивой государственности: слабые государства, деградирующие и несостоявшиеся государства. Государства Центральной Азии обычно относят к первому типу – со слабой государственностью. В этой связи отметим, что в современной науке тоталитарные государственные практики, которые реализуются в Китае, были в СССР, относят к признакам слабого государства, которое может рухнуть в любой момент, например, при критическом ухудшении социального положения народа. Вспомним, как могучий Советский Союз саморазрушился после разрастания серьёзнейших экономических проблем. В сильном государстве сам народ, само общество в кризисные моменты начинает помогать государству преодолевать проблемы. Подобно тому, как сегодня в развитых странах мира многие граждане сами, без указки государства, помогают в решении экологических и социальных проблем на местах. Более того, в этих странах местное самоуправление держится на таком гражданском участии людей и является основой успешности их государств.
Таким образом, сила государства в целом измеряется возможностями и способностями его институтов объединять интересы граждан в максимально широком консенсусе. Самое главное в развитии сильного, дееспособного государства с высокотехнологичной экономикой заключается в изменении политической системы в сторону человекоцентризма с отходом от государствоцентризма, когда человек становится важнее, чем государство. У нас же всё по большому счету происходит наоборот. Сегодня наши власти неспособны даже защитить своих граждан от колебаний цен на рынке, которые как флюгер – крутятся от малейшего внешнего колебания, что говорит о слабости экономики, государства. В частности, стоимость аренды жилья взлетела в несколько раз – многие студенты, внутренние мигранты фактически остались без жилья. А государство в это время что делает, чтобы защитить? Оно бессильно что-либо изменить в действующих правилах игры. В то время как, например, команда Дж. Мейнарда Кейнса в Великобритании смогла в условиях Второй мировой войны удержать фунт стерлинга от галопирующего обесценивания или краха…
Фото из открытых источников