Алматы 05.10.2022 9184

Востребованность государства всеобщего благосостояния в Казахстане

Сегодня на фоне высокой инфляции резко возрос уровень бедности в Казахстане, что частично подтверждает и официальная статистика. В нашем обществе более 90% валового дохода и активов принадлежит 0,3% казахстанцев. Остальные казахстанцы в большинстве своем перебиваются от зарплаты до зарплаты, с утра до ночи работают, чтобы выжить, прокормить свои семьи, в том числе оплачивая кучу разных кредитов. Иначе говоря, сложившаяся в нашей стране система распределения национальных богатств, ресурсов является несправедливой. В свете сказанного неудивительно, что, согласно ВОЗ, Казахстан занимает 3-е место в мире по количеству самоубийств. В последние годы социальная несправедливость усилилась за счет галопирующего роста цен на аренду жилья, продукты и товары первой необходимости.


Во многом поэтому, что подтвердил в своих выступлениях сам К. Токаев, в январе этого года произошли массовые протестные выступления в ряде регионов. Команда К. Токаева пытается изменить ситуацию к лучшему, но пока ощутимых результатов не видно. Может быть, потому, что необходимо внедрение кардинально новых принципов, норм и ценностей в социальные и экономические правила игры? В этой связи, думается, что в нашей стране востребовано государство всеобщего благосостояния. В данной статье рассматриваются различные теоретические и практические аспекты построения такой модели государства в Казахстане.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Казахстан: проблемы продовольственной безопасности

Цифровизация АПК: модный хайп или реальный инструмент?

Новые транспортные коридоры для Казахстана

Как известно, реализация концепции государства всеобщего благосостояния впервые на практике была осуществлена в скандинавских странах. Суть государства всеобщего благосостояния заключается в том, что социальная политика не должна ограничиваться разрешением социальных проблем, а должна постоянно предотвращать такие ситуации. То есть государство в данном случае проявляет неустанную заботу о своем народе. Очевидно, что главной целью государства всеобщего благосостояния в Казахстане должно стать обеспечение для казахстанцев высокого качества жизни, то есть их прав на достойный уровень развития своего человеческого капитала, потребление разных услуг, товаров, удовлетворение своих материальных, культурных и социальных нужд. Предполагается, что ключевым инструментом государства всеобщего благосостояния в Казахстане должна быть полноценная демократия. Без демократии не может быть социальной справедливости.

Кроме того, демократические институты организуют солидарность между различными социальными слоями, поколениями. За предыдущие годы властной дискредитации, информационной пропаганды в казахстанском социуме сложилось неверное понимание демократии, как распущенности, хаоса и беспорядка на основе вседозволенности. Это абсолютно неверное понимание, так как демократия - это прежде всего верховенство закона, жизнедеятельность по закону, когда все перед ним равны, что закрепляется системой независимых от власти судов. Соответственно, демократия выступает главным инструментом народа по защите своих интересов от покушений властной и экономической элиты. Таким образом, демократия, наоборот, уберегает общество и государство от хаоса, беспорядка и несправедливости.

При этом необходимо создание в Казахстане институтов полноценной рыночной экономики – полной неприкосновенности частной собственности, справедливой конкуренции, верховенства закона в бизнесе. В таком случае в Казахстане резко увеличится количество зажиточных людей среди простых казахстанцев, поскольку, например, внутренние мигранты, самозанятые сельчане являются преимущественно мобильными и трудолюбивыми людьми. Но отсутствие институтов рыночной экономики не позволяет им реализовать свои навыки и таланты. В этом смысле многие наши чиновники лукавят, говоря о том, что большинство казахстанцев находится на иждивении у государства, ориентируясь на патернализм. Ведь сам характер нашей экономики, сложившейся при Н. Назарбаеве, не позволяет простому народу, без связей, заниматься прибыльной предпринимательской деятельностью.

По своей сути, наша экономика вот уже несколько веков является раздаточной - системой раздачи общественных и национальных ресурсов избранным группам, близких или лояльных властному центру. Тем самым одним из составных элементов внедрения в Казахстане полноценной рыночной экономики является, в частности, отмена института прописки, ограничивающий экономическую мобильность самозанятых сельчан, других внутренних мигрантов. Необходимо запретить всяческие рейды полиции, направленные против внутренних мигрантов, их доступа в крупные города во время разных политических и социальных эксцессов, кризисных ситуаций. Внутренние мигранты такие же граждане Казахстана, которым должны быть доступны все права и свободы, как и для других, более привилегированных в нашей стране социальных слоев.

Ведь рыночная экономика, предоставленная самой себе, слепа в социальном и экологическом плане. В таком случае она не в состоянии обеспечить общественные блага в достаточном количестве. Да, мы признаем преимущества рыночной экономики, но уверены, что блага рыночной экономики необходимо распределять на основе социальной справедливости и социального равенства. Рыночная экономика должна работать по правилам и контролироваться государством в русле идеологемы «рыночная экономика с человеческим лицом», в том числе с целью ограничения какого-либо монополизма и неоправданного роста цен. Нужно внедрять такую налоговую политику, которая ограничить существующие социально-экономические дисбалансы и будет поощрять равные возможности (налог на роскошь, высокие налоги на большие доходы).

Напомним, что государство всеобщего благосостояния - это такая форма правления, когда государственная власть на основе равных возможностей, справедливого распределения богатства и поддержки социально уязвимых людей защищает и обеспечивает экономическое и социальное благосостояние граждан. В сегодняшнем казахстанском диком капитализме, широко распространившемся с начала 1990-х годов, деньги и экономический успех зачастую являются критериями добра и того, что является главной ценностью, ориентиром в жизни. Человеческая поддержка и милосердие здесь также исходит из расчета прибыльности. Результатом господства таких норм и ценностей становится появление общества, лишенного морали, эмпатии, доверия, солидарности, и базирующегося на жестокости и эмоциональной холодности, безучастности. Счастье, справедливость дороже денег, как и права, свобода человека. Собственно, сам человек, его жизнь выше любых денег.

Ценности государства всеобщего благосостояния могут реализоваться только в обществе свободных и равных людей. В пользу правильности этого вывода говорит вся человеческая история. Для реализации этого тезиса необходима соответствующая структура институтов, законов в экономике, государстве и обществе, гарантирующая гражданские, политические, социальные и экономические права для всех людей. Между тем в нашем обществе, системе государственной власти подспудно опираются на идеи социального дарвинизма, провозглашающего отбор только «сильных» для хорошей жизни в обществе. Умные люди решительно против такого подхода к обустройству общества, ибо они уверены, что каждый человек, в том числе «слабый», «безвольный», имеет право на достойную жизнь – со всеми правами и свободами.

Сильная сторона гражданского общества зиждется в солидарности при достижении общих целей. В государстве всеобщего благосостояния люди должны жить вместе во взаимном уважении достоинства, культуры и образа жизни друг друга. Бессмысленно, аморально, антигуманно и незаконно обеспечивать безопасность и защиту прав людей в условиях ущемления их свободы, или свободы части граждан. Следует стремиться к обществу свободных и равных людей, в котором каждый может свободно развивать свою личность, не ущемляя достоинства и свободы других. Необходимо категорически отвергать любую дискриминацию. Достоинство человечества не зависит от производительности и экономической полезности. Поэтому общество несет особую ответственность в случае инвалидности, старения людей, за защиту их человеческого достоинства.

Свобода означает возможность самоопределения. Каждый человек квалифицирован и компетентен для свободы. Справедливость основана на равном праве всех на неприкосновенность своего человеческого достоинства. Поэтому справедливость означает равное участие в образовании, работе, социальном обеспечении, культуре и демократии, а также равный доступ ко всем общественным благам. Справедливость требует равного распределения доходов, собственности и власти, поскольку значительное неравенство в распределении ставит под угрозу равные возможности в жизни.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Эффект колеи в Евразии

Талгат Мамырайымов