Алматы 30.11.2022 3289

Предвыборные обещания и поствыборные декреты

По двум основным аспектам оценивается дальнейшая деятельность президента только-только выступившего в свои права – это принятие нормативно-правовых актов и первый зарубежный визит. И то, и другое на сегодняшний день уже известно. Более того, у нас имеется возможность немного углубиться в наиболее интересные моменты указы переизбранного главы государства. Действительно, не так важно, что обещает кандидат в президенты или даже сам президент, если он собирается переизбраться на следующий срок, главное – с чего он начинает выполнять свои предвыборные обещания. Тут, справедливости ради, отметим, что их мгновенного исполнения вряд ли стоит ожидать, тем более много чего было сказано за последние месяцы, и трудно было отличить, где Касым-Жомарт Токаев говорил, как действующий глава государства, а где в роли кандидата в президенты. Однако мы не станем сейчас придираться к тем или иным пунктам программы победителя выборов, а попытаемся в целом оценить то, что от него ждет народ. А то, что казахстанцы возлагают на Касым-Жомарта Кемелевича определенные надежды, не будут оспаривать даже его конструктивные критики.


Итак, выступая с инаугурационной речью Токаев порадовал не только очередными обещаниями и кое-какими достижениями, но и подписанием сразу нескольких указов. Мы упомянем о них по мере подписания, а точнее – по нумерации этих нормативно-правовых актов.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Битва за Казахстан: кто работает на раскол страны

Президент Токаев победил на выборах: Почему это хорошая новость для всех?

Проигравших нет

Первым из них был указ о «О Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023-2027 годы». Он был принят, говоря юридическим языком, «в целях развития институционального обеспечения и повышения эффективности подходов к развитию сельских территорий, а также улучшения качества жизни и создания комфортной среды проживания в сельской местности». В принципе, переводить и особо разъяснять его нет особой необходимости. Понятно, что сельское хозяйство должно быть приоритетным, хотя бы, исходя из проблем продовольственной безопасности. Но тут множество других аспектов – и поднятие жизненного уровня села, и возможность наладить экспорт качественной сельхозпродукции (нефть и технологии дешевеют, а еда дорожает по всему миру), и оздоровления общего социального климата в стране. Вплоть до перспектив улучшения криминогенной обстановки – то есть, если создать в селе достойные условия, то многие молодые люди будут возвращаться на малую родину.

Вопрос только в том, насколько предпринимаемые меры будут эффективны, тем более, что Концепцию прописано принять до 31 марта 2023 года, а это не такой близкий срок, как кажется. Следующий же указ, «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда», не ограничен в минимальных и максимальных сроках. Он скорее формальный, хотя можно предположить, что в дальнейшем правительство и Администрация президента (на нее возложен контроль за исполнением этого и других подписанных в субботу актов).

А вот Указ №3 от 26.11.2022 более интересный, ожидаемый и, надеемся, перспективный: «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов». Тут надо отметить, что определенная часть общества, в той или иной мере, именно этого ждет от «Нового Казахстана» – раскулачить «Старый». Это если в двух словах.

Сам же указ, во-первых, касается того, о чем говорил президент на церемонии инаугурации – разработка законопроекта. Этим, согласно документу, будет заниматься правительство совместно с рядом других ведомств – Генпрокуратурой, Нацбанком, КНБ, агентствами по противодействию коррупции, финмониторингу, регулированию финрынка, а также Фондом «Самрук-Казына» и «другими заинтересованными государственными органами и организациями». Срок – до 31 марта 2023-го.

Здесь должны заметить, что о привлечении НПО, общественных организаций, независимых экспертов и гражданских активистов не упоминается. Ведь не секрет, что, например, у «Загранбюро казахстанской оппозиции» и Фонда Elge Qaitaru уже накоплен определенный опыт по этому направлению, а что касается «Загранбюро», то можно предположить, что там могут посоветовать по созданию механизмов возврата и контроля.

Но вернемся к фабуле указа. Там, говоря о направлениях будущего законопроекта, отмечается и «обеспечение прозрачности процедур возврата незаконно выведенных активов». Возможно, общественность власти намерены привлекать уже после вступления закона в силу, так как проектом предусмотрено «создание консультативно-совещательного органа по вопросам возврата незаконно выведенных активов с определением его полномочий», но, согласитесь, это не участие в разработке самого закона, хотя такое предусмотрено законодательством РК.

Кроме этого, в законопроекте мы должны увидеть (далее юридическим языком): определение субъектов правоотношений, регулируемых законом; регламентацию механизмов раскрытия, подтверждения происхождения и возврата незаконно выведенных активов; стимулирование добровольной передачи государству незаконно выведенных активов; принятие системных мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших незаконному выводу активов; а также – «образование специального государственного фонда, аккумулирующего поступающие незаконно выведенные активы и управляющего ими, для финансирования социальных и экономических проектов, направленных на повышение благосостояния народа Казахстана».

Мы, наверное, еще вернемся к этой теме, а пока отметим, что закон такой необходим, и без него практически невозможно выстроить правовую основу для возврата незаконно выведенных капиталов. Но их нужно еще найти, доказать, что это наши с вами деньги (чаще всего, полученные коррупционным путем), отстоять их в иностранных юрисдикциях и так далее. В этом плане указом оговаривается «эффективное взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями, в том числе в рамках международной правовой помощи для выявления и возврата государству незаконно выведенных активов».

А что касается последнего пункта, то общественный (настоящий, а не назначенный) контроль за поступлением и, главное, расходованием возвращенных средств нужно настраивать уже сейчас. И еще. В данном случае президент мог бы ограничиться изданием распоряжения, но указ имеет большую силу в юридическом аспекте, поэтому можно надеяться на определенный успех и надеяться, что за четыре предстоящих месяца у разработчиков что-то получится.

Идем дальше. Четвертым субботним указом Токаев объявил о проведении выборов в верхнюю палату парламента, которые пройдут 14 января. Общество, похоже, еще не осознало этот момент, хотя уже прозвучали отдельные заявления от граждан с намерением выдвинуть свою кандидатуру в сенат. Но тут необходимо какое-то время для того, чтобы понять перспективы начавшегося нового электорального процесса, пусть в нем даже не будут участвовать широкие массы избирателей (там выборщики из числа маслихатовцев). Поэтому мы еще вернемся к этой теме.

С Указом №5 тоже следует разобраться более тщательно. Он касается вводимого нового положения об Аудиторской палате РК, которая получает дополнительные полномочия и функции. Но заметим, эффективнее было бы принять по этому поводу закон, который по статусу выше «положения».

И последнее. Были еще указы №№ 6 и 7. Они касались того, что руководители ведомств, подотчетных президенту, а также акимы областей и городов республиканского значения пока сохраняют свои посты, де-юре становясь «исполняющими обязанности» каждый на своем месте. Ведь в соответствии с законодательством, после приведения к присяге нового президента должна произойти ротация. Но, судя по всему, масштабной рокировки мы не увидим – как сказал сам Токаев в день выборов, будут только точечные перестановки (увольнения и назначения).

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов