Город с фигой в кармане
В этом смысле результаты явки на выборы в Алматы лишний раз свидетельствуют: самый крупный мегаполис страны до сих пор привержен больше протестным, нежели созидательным стремлениям. В Алматы на участки пришло менее 30 процентов избирателей, и они дали самый крупный по стране показатель голосования в графе «против всех» — около 14 процентов. Всех неявившихся скопом записывать в те же протестуны торопиться не надо — большая часть из этих почти 70 процентов избирателей просто политически пассивна. Однако некоторая доля все же поддалась диссидентским настроениям, выразившимся в нехитром тезисе — «не надо делать им явку».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Президент Токаев победил на выборах: Почему это хорошая новость для всех?
Активными распространителями этого тезиса стали преимущественно журналисты: Вадим Борейко, Динара Егеубаева, YouTube-канал «Басе», Жанна Бота. Примечательно, что против бойкота выборов как формы пассивного протеста выступил Сергей Дуванов, напротив, призывавший идти и голосовать против всех.
В итоге в эту борьбу за умы включились, как назвал их политолог Марат Шибутов, «хипстерские СМИ»: устоявшаяся группа медиа, живущих на гранты преимущественно западных организаций – «Интерньюс», фонд «Сорос-Казахстан» и тому подобных. Эти «хипстерские СМИ» помогли аполитичным/недовольным алматинцам обосновать их горячее желание не тратить часть воскресного дня на выборы.
В данном случае традиционная алматинская «фига в кармане» сыграла с протестунами злую шутку: не выразив этот свой протест в форме, которую предложил Дуванов, большая часть алматинского электората осталась как бы в «серой» зоне — непонятно их отношение к происходящему в стране, непонятно, сколько алматинцев хотят быть вне политики, а кто эту самую политику решительно не одобряет.
И вот с этой «серой» зоной обязательно будут работать внешние игроки, желающие тем или иным образом встроить Казахстан, а через него и Центральную Азию в фарватер строго своей политики. Или создать здесь территорию хаоса по принципу «Так не достанься же ты никому».
Внешние игроки
Для всех очевидно, что из условных «опекунов» Казахстана в информационном пространстве и в общественном поле нашей республики активно работают три игрока: Россия, Турция и условный коллективный Запад. Китай больше двигается по экономической линии и по инфраструктурным проектам, поэтому очевидно, что Пекину необходима стабильность в Казахстане и Центральной Азии, а также минимальный уровень синофобии. Достичь которого оказалось просто — надо всего лишь пореже отсвечивать в СМИ и пабликах. А если и появляться, то исключительно со словами горячей поддержки и подтверждения стратегического партнерства. С недавних пор Турция работает по той же модели.
Иное дело Россия и Запад. У Кремля мощный инструмент влияния на казахстанские настроения сохранился еще с советских времен — это телевещание. Однако насколько он эффективен? Происходящие изменения в массовом сознании казахстанцев, в большинстве своем не одобряющих действия России в Украине, показывают, что телевизор, откуда периодически раздаются обещания повторить такое же и в Казахстане, утратил свое влияние. Что же до новых медиа, вроде пабликов в Telegram, то они продуцируют высококонцентрированную ненависть к нашей стране, того же накала неадекватности, что испытал последние восемь лет на себе Киев.
Однако на уровне взаимодействия с простыми людьми и распространения благодаря этому собственных ценностей и взглядов на мир в широких слоях населения Кремль давно проиграл в первую очередь Вашингтону. Казахстан наводнен западными НПО, причем откровенно политических из них не больше десятка – остальные нацелены на общечеловеческие ценности. Это, к примеру, общество Красного Креста и Красного Полумесяца и масса аналогичных, различные культурные организации, волонтеры и так далее и тому подобное. Неудивительно, что после тридцатилетней обработки все новых и новых представителей разных поколений казахстанцы ощущают себя частью глобального мира, огромного плавильного котла культур. Что, собственно, помогает нам быть цельным обществом, воплощая принцип «Единство во многообразии», о котором неоднократно говорил Касым-Жомарт Токаев.
Повторимся, битву за умы казахстанцев Россия проиграла Западу бесповоротно. И в этой ситуации у проигравшего есть только одна тактика: посеять хаос на упущенной территории.
Образ врага
Буквально сразу же после завершения президентских выборов началась резвая подготовка сторон к парламентским выборам, которые были анонсированы на весну-2023. Однако, по данным некоторых СМИ, этот срок сместится на лето следующего года, а в январе пройдут выборы в сенат. Тем не менее, ресурсы уже включены.
Со стороны США активизировался новый посол в Казахстане Дэниел Розенблюм, замелькавших в наших СМИ с позитивными месседжами вроде упрощения процедуры получения виз в Штаты.
А Россия включила стратегию по продвижению установки, что «нелегитимный президент избран на безальтернативных выборах и это — на семь лет». Серьезно, буквально дословно этот тезис недавно озвучил в своем получасовом ролике блогер Илья Варламов. А помогли ему закрепить эту мысль казахстанские политологи Досым Сатпаев и Димаш Альжанов. Последний, к слову, имеет непосредственное отношение к либеральному проекту «Оян, Казахстан», да и Сатпаев из себя строит прозападного политолога. Но, судя по интервью с Варламовым, придерживаются они сейчас скорее кремлевской стратегии на организацию дестабилизации Казахстана, нежели прозападной позиции. Что же до Варламова, то этот блогер, активно не поддерживающий войну в Украине и живущий за пределами России с начала СВО, один из немногих российских медиа-персон, кто пока не попал в списки иноагентов. Такую впечатляющую непотопляемость демонстрирует только Ксения Собчак. Что свидетельствует о наличии у Варламова покровителей там, где эти списки иностранных агентов утверждаются.
На руку этой «партии русского мира» сыграла резолюция ОБСЕ по президентским выборам в Казахстане. Она явно была рассчитана на элиту Казахстана с целью склонить к более активным действиям на антироссийском фронте. Однако вместо этого стала своего рода инструментом, которым тут же воспользовались российские официальные лица вроде Марии Захаровой, чтобы вбить клин в отношения Акорды со столицами западного мира. И теперь эту же резолюцию использует Варламов, чтобы через Сатпаева и Альжанова внушить казахстанцам мысли о долгом депрессивном бесперспективном будущем. На каком-то этапе эту мысль обогатят призывом к переменам, которых «мы можем достичь, лишь восстав против диктатуры». И это произойдет к началу парламентских выборов, когда на горизонте появится политическая организация, готовая играть в стратегию по дестабилизации.
Параллельно с этим, повторимся, для российского обывателя активно лепится образ врага в лице Казахстана, которого «мы спасли в январе, а он нам нож в спину воткнул». Такая постановка «казахской проблемы» свидетельствует о том, что готовятся беспорядки наподобие январских, с захватом административных зданий и, скорее, сепаратистских заявлений. Словом, такой управляемый хаос, который превратит нашу страну в дикую территорию наподобие Афганистана.
И начнется все это именно в алматинской среде диссидентов и полу-маргиналов из пригородов. Времени у тех, кто желает Казахстану хаоса и распада, практически нет, так что события будут происходить стремительно.
И все же мы уже не раз демонстрировали в течение этого года нашу готовность единым фронтом противостоять любым попыткам растащить нас по воюющим лагерям. Поэтому и новые попытки будут тщетными, пока в информационном пространстве доминирует поддержка реформ действующего президента. А значит – останавливаться с преобразованиями нельзя. Промедление для нас – буквально смерти подобно.
Фото из открытых источников