Сразу необходимо почеркнуть, что не стоит ждать прекращения дальнейшей мобилизации военнообязанных россиян, да и особо расслабляться тем, кто успел превентивно покинуть пределы родины тоже пока не желательно. И дело тут даже не в эмоциях или в пресловутом недоверии властям и их заявлениям. Даже чисто с юридической точки зрения тут нет даже намека на какие-либо гарантии. Если коротко, то сейчас мы наблюдаем завершение лишь одного этапа мобилизации.
Итак, в минувшую пятницу министр обороны РФ Шойгу доложил президенту Путину о выполнении его, президента, задания о наборе 300 тысяч «частично мобилизованных». Здесь следует подчеркнуть – министр сказал именно о «задании», а не о приказе или об исполнении указа от 21 сентября. То есть, было какое-то устное задание, ни где особо не оформленное, а лишь озвученное рядом высокопоставленных лиц в МО и Кремля.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Российские призывники бегут в Казахстан, спасаясь от путинской войны
Релоканты как средство политики
Неприкасаемые: как на самом деле относятся к россиянам в РК
Чтобы было понятнее, нужно заглянуть в сам Указ президента РФ № 647 от 21.09.2022. Там есть многое, но отсутствует две важные вещи. Во-первых, это моменты, связанные со сроками действия указа и условиями прекращения его действия. Во-вторых, нет упоминания о численности призывников, попадающих под него. На эти пункты некоторые обратили внимание сразу после объявления частичной мобилизации, заметив при этом, что, согласно российскому законодательству и общемировой практике, не может быть мобилизации без объявления войны, равно как и введения военного положения без таковой. Но мы не станем вдаваться в эти подробности, а остановимся именно на президентском указе.
Если говорить про численность, то в этом документе упоминается в пункте 7, но он скрыт под грифом «Для служебного пользования». Возможно, там указана не только и не сколько число «штыков», необходимых набрать в период «частичной мобилизации», а столько описывается механизм сбора призывников. Другими словами, с большой долей вероятности можно говорить о том, что численность мобилизованных является плавающей, а «300 000» лишь первоначальная норма для «стабилизации» действий на фронте.
Этому подтверждением являются слова Сергея Шойгу, из которых видно, что в Украину перебросили каждого четвертого «частично мобилизованного». Ну, а призывные пункты, помещения для первоначального размещения новобранцев и базы для их ускоренной подготовки попросту переполнены и не вмещают всех. В дальнейшем следует ожидать, что по мере отправки бойцов в Украину эти базы будут наполняться вновь. Тут, конечно, многое зависит от активности ВСУ – насколько они будут способствовать ускорению такому пополнению, но слова министра обороны о том, что в дальнейшем действующая армия будет пополняться только добровольцами и контрактниками, никак нельзя принимать за правду.
Между тем в ряде регионов России, судя по сообщениям в соцсетях, донабор мобилизованных продолжается. Более того, стали поступать сообщение о блокировании потенциальных новых призывников, в том числе и среди медиков. Например, в госпитале МВД РФ в Ростове сотрудников обязали сдать загранпаспорта, а «возражения не принимаются». Также за эти дни было зафиксировано несколько фактов, когда молодых мужчин разворачивали на пограничных пунктах без справок из военкоматов, причем, такое было и в Беларуси, которая еще в 2015 году подписала с Россией договор о контроле над гражданами друг друга у себя на таможне.
Аналогичного соглашения Республики Казахстан и Российской Федерации нет, но, по всей видимости, россиянам призывного возраста, бежавшим в нашу страну, расслабляться не стоит. Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание российское законодательство, можно сделать вывод, что упомянутые списки никто дезавуировать не собирается. И они говорят не только о запрете на выезд тех, кто не успел «смыться», но и о том, что о фигурантах этих списков, которым удалось вырваться, все еще помнят и они фактически «на крючке».
Дело может усугубить и наличие повестки, хотя и их следует разделять на две категории – простая «просьба» явиться в военкомат для уточнения данных и фактически призыв на действительную воинскую службу. Впрочем, первый вариант может легко закончиться вторым «не отходя от кассы», но мы говорим сейчас о «наших» потенциальных призывниках. Если кто-нибудь из них пожелает вернуться домой или, потеряв бдительность, смотаться по неотложным делам на родину, то уже по ту сторону границы переход будет сразу же зафиксирован и обратно (то есть, сюда) он уже не вернется.
Что касается дел внутри Казахстана, то мы уже довольно подробно останавливались на этих моментах, акцентируя внимание на то, что правительство РК вводит ряд ограничений на получение разрешений вида на жительство или постоянного места жительства. Среди того, на что следует в лишний раз обратить внимание, это то, что наши органы намерены взять под тотальный и персональный контроль тех, кто претендует на ПМЖ.
Из нового в этом плане можно выделить недавнее сообщение министра торговли и интеграции Серика Жумагарина о том, что в стране планируется выдавать так называемый инвестиционный ВНЖ за 300 тысяч долларов. Многие сразу же подумали, что это некая помощь для тех же российских мигрантов, но тут следует внести некие уточнения. Во-первых, Жумагарин подчеркнул, что в приоритете будут инвестиции в основной капитал действующих предприятий, создание в промышленность с высокой рентабельностью и так далее. Наверное, далеко не каждый россиянин имеет подобные свободные средства, а если имеет, то релокант сделал бы это как-то по-другому.
Во-вторых, ВНЖ, ПМЖ и даже гражданство в обмен на инвестиции практикуют многие страны мира. Казахстан здесь не сделал никакого открытия и можно было даже подумать, почему раньше этого не внедрили (хотя понятно, почему – коррупция, невыгодная налоговая система и все этому сопутствующее давно уже отпугивают потенциальных инвесторов). Например, в Черногории примерно за такую же сумму можно получить даже гражданство с бонусом в виде безвизового режима в большинство стран мира. ПМЖ же можно получить и в других местах, причем не обязательно вкладывая свои деньги в местный бизнес, а просто приобретя на определенных условиях недвижимость. В общем, в этой новости мало что касается российских мигрантов. Впрочем, нас с вами тоже.
Более явственной проблемой может стать то, что российские власти, взяв перерыв с частичной мобилизацией, могут переключить внимание на тех, кого пропаганда уже называет «предателями». Теоретически возможно появление уголовных дел по фактам уклонения от призыва, а это чревато отказом в предоставлении ВНЖ-ПМЖ, выдворение из страны или (того хуже) выдача с экстрадицией.
Насколько в этом будут участвовать казахстанские власти, пока не ясно, но скорее всего наши будут просто придерживаться ранее достигнутых соглашений и опираться на вновь принятые поправки к правилам получения того же вида на жительство. Но немало зависит и от самих мигрантов – их планов, отношения к ситуации в целом и к бытовым проблемам в частности.
Фото из открытых источников