Тут надо вспомнить, что первоначально акт плебисцита на временно оккупированных Россией территориях Украины планировалось провести 11 сентября. Об этом говорилось летом – задолго до масштабного и четкого контрнаступления ВСУ, и тогда все выглядело сравнительно чинно и благородно. В первую очередь, в глазах «коллективного россиянина». Однако, когда «что-то пошло не так», планы Кремля, ФСБ и оккупационных войск стали резко меняться. «Референдумы» стали переноситься на неопределенный срок, а Москва стала делать вид, что особого отношения к этому не имеет. Инициативу в руки якобы взяли местные общественные организации и гаулейтеры.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Россияне в Казахстане. Риски и возможности
Призыв Путина разжигает в России гнев, нестабильность и насилие
«Казахстан – следующий». Возможно ли такое?
Какие страны Путин может попытаться «защитить» в следующий раз?
И еще один немаловажный момент – «всеобщего патриотизма» в Запорожье и на Херсонщине хотели осуществить до «частичной мобилизации». Это, между нами говоря, было бы не только логично, но и стало бы хорошим детектором лжи типа «Крым чей?». Впрочем, это больше по эмоциональной сфере. Что касается правовой, то все СМИ (ну, кроме российских) говорили о изначальной незаконности проведения референдумов и, как следствие, нелегитимности принятия этих субъектов в состав РФ.
Кстати, такой ход событий противоречит не только нормам международного права и украинских законов, но и самого российского законодательства. Если коротко, то, согласно статье 4 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», иностранное государство или его часть может стать российской только после принятия межгосударственного договора. То есть, если касательно так называемых «ДНР» и «ЛНР» и соблюдена «правовая формальность», то с аннексированными Запорожьем и Херсонщиной на это даже нет намека.
Можно подумать, что это нас не касается и Казахстане не влезает в российские дела и российско-украинские взаимоотношения. Но делать вид, что ничего не происходит уже не получается – ни с точки зрения внешней политики, ни с внутренней. Надеемся, не надо объяснять, почему. Понимает ли это казахская власть? Безусловно! Да, общество ждет от руководства страны более четких решений, но разберем, что мы имеем на сегодняшний день.
Начнем с того, что с 2017 года ужесточены нормы Уголовного кодекса, касающиеся сепаратизма, покушение на конституционный строй, развязывания войны и призывов к ней. За последние годы было несколько образцово-показательных судебных процессов по этим нормам, в том числе и по пресловутой «разжигательной» 274 статье УК РК.
Есть определенные продвижения в области административных изменений в северных областях республики, в том числе касательно переименования улиц и возвращения населенным пунктам исторических названий. Этот процесс иногда сопровождается шумом в соцсетях, но в целом идет стабильно. Тоже самое касается реализации проекта переселения с юга на север этнических казахов и оралманов. Прямо никто не говорит, что это является превентивной мерой от появления в этих регионах «народных республик», но все понимают, что так оно и есть. А вот кремлевские пропагандисты этот процесс уже назвали «геноцидом русского народа». Было бы смешно, если бы не вызывало некоторые опасения.
А опасения у некоторых наших активистов усилились после «парада референдумов» на временно подконтрольных России территориях Незалежной. С одной стороны, такие аргументы выглядят довольно убедительно, а с другой, не менее убедительно звучит контраргумент о том, что у ВС РФ просто не хватит сил вести войну на два фронта. Давайте разберемся.
Дело в том, что «референдумы» в Украине носят несколько другой характер и несут совершенно другие функции, чем даже аннексия Крыма и образование под кураторством Москвы так называемых ДНР и ЛНР в 2014 году. В нынешней обстановке прошедшие «акты плебисцита» в большей мере часть военно-тактической операции, чем политический ход. Если учитывать успешное контрнаступление украинской армии, то можно констатировать, что Кремль несколько запоздал с этой операцией.
Кроме этого, любые референдумы, посягающие на конституционный строй РК и ее территориальную целостность запрещены. Мы понимаем, что такие запреты есть и в Конституции Украины, что не могло остановить сепаратистов Донбасса и Крыма. Точно также были проигнорированы прежние российско-украинские соглашения, хотя, следует отметить, что межгосударственные договора Казахстана и России более четко и ясно сформулированы и расписаны по пунктам. Важным фактором в этом является, «кстати, полностью делемитированная» самая протяженная в мире сухопутная граница.
Понятно, что Кремль, если захочет, может проигнорировать все эти договора, но весь вопрос в том – захочет ли? Что может его подвигнуть к принятию столь опрометчивых решений? В этом плане провал «специальной военной операции» и, как следствие, желание сорвать злость на более слабом противнике уже не выглядит реальным. Да, высшее руководство России в последнее время демонстрируют нелогичность и абсурдность принимаемых решений, но не до такой же степени, чтобы рубить сук, на котором сидят. Мы уже упоминали о том, что РФ сейчас в большей мере зависит от РК, чем РК от РФ. В первую очередь, в экономической сфере.
С другой стороны, Москве сейчас позарез нужны политические и военные союзники. В последнее время она разными способами привлекает на свою сторону Астану, напоминая о ранее взятых на себя обстоятельствах. Тут речь не только об ОДКБ, но и о двустороннем казахстано-российском договоре о военном сотрудничестве. Есть вероятность, что Россия какими-то методами захочет принудить Казахстан к «союзничеству», но Акорда уже несколько раз дала понять, что мы будем исходить из норм международного права. Впрочем, даже если говорить о нормах Договора о коллективной безопасности или аналогичного казахстано-российского соглашения, то в них речь идет о военной помощи и поддержке лишь в случае с агрессии в сторону одной из сторон соответствующего договора.
А ведь все понимают (даже если не все говорят), что это Россия вторглась на территорию другого государства, а не наоборот. И независимость «квазигосударств» никто из членов того же ОДКБ не признал (кроме Беларуси), да и прошедшие референдумы вряд ли признает. Заявления Москвы и самого Путина о том, что Россия воюет не с Украиной, а с НАТО тоже всерьез не воспринимаются Казахстаном, Кыргызстаном и другими странами СНГ, поэтому можно быть уверенными, что мы не будем втянуты в конфликт – по крайней мере, на стороне агрессора.
Но тут появилась другая проблема – российские мигранты (релоктанты, уклонисты, дезертиры – суть не в названии), среди которых могут быть «засланные казачки». Есть версия, что отсутствие должного контроля на той стороне границы было для того, чтобы пропустить к нам «разный элемент». Однако, если исходить из этого, то логично было бы, что «казачки» и так могли пройти. В противовес можно сказать, что «убеганты» сейчас в страхе и не будут слишком себя проявлять, опасаясь выдворения на родину. Ну, разве что коллективный Путин издаст указ, что спасителям «русского мира» в Казахстане гарантируется долговременная отсрочка от отправки «на Украину». Но все это, согласитесь, из области конспирологии.
Другое дело, что нагнетание обстановки с «русские бегут» могут использовать внутренние силы, в том числе и для дестабилизации обстановки и манипулирования протестными настроениями. Ведь у нас президентские выборы на носу, если кто забыл.
Фото из открытых источников