Культура

1913: до начала глобальных перемен

Константин Козлов

30.09.2022

1913 год – знаковый и для казахстанской и для мировой истории. Людям постарше памятна традиция советской пропаганды все свои реальные и мнимые достижения связывать именно с этим годом – последним мирным годом Российской империи и всего старого мира. Сегодня мы решили вспомнить, как жил наш город в том самом 1913 году.

Фотосвидетельств той эпохи в жизни Верного-Алматы не так уж много, и все они наперечет. Тем не менее, и в архивах, и в публикациях, и в открытом доступе есть несколько фотографий панорамы города в 1913 году. Главным праздником того года в Российской империи было 300-летие царствующей династии Романовых. Поэтому именно фото с празднования можно считать определяющим. Сделано оно 21 февраля 1913 года в момент народных гуляний. Оно ценно еще и тем, что здесь запечатлены простые жители города в большом количестве. И мы можем рассмотреть лица тех, кто пришёл на празднование 300-летия дома Романовых.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Удивительные истории возрождения после советского режима

Один день из жизни священнослужителей

Пасха вопреки всему

По воспоминаниям губернатора Семиречья Михаила Фольбаума, примерно в полдень на площади перед Вознесенским собором собрались тысячи горожан. В то время население Верного составляло примерно 30 тысяч человек, и выход тысяч человек на улицы был очень заметен.

Официальная программа стартовала с артиллерийской стрельбы в верненском гарнизоне и возложения цветов к бюсту Александра II. Сейчас на этом месте Мемориал Славы, а сам памятник царю-освободителю был снесен в первые месяцы советской власти. В общественных собраниях и народном доме имени Николая II состоялись лекции из истории и быта царствующего дома. Богатая кинопрограмма была представлена в первых верненских кинотеатрах «Мир» и «XX век». Официальная кинопрограмма состояла из показа «Коронации» братьев Люмьер. Основатели кинематографа еще в 1896 году послали своих операторов в Москву снимать торжества по случаю коронации Николая II. Можно было посмотреть и новинки немого кино – «Стенька Разин» Александра Дранкова или «Домик в Коломне» с участием Ивана Мозжухина, будущей звезды русского, а впоследствии и французского немого кино.

На Гостинодворской площади давали цирковые представления в шапито Ивана Хойцева. В те годы Иван Иванович Хойцев был владельцем одного из самых успешных цирков шапито в Сибири и Средней Азии. Вечером гарнизонный фейерверк вновь собрал город в старинном саду у собора.

Красочный праздник верненцам устроили 22 февраля казаки Семиреченского казачьего войска. Следуя традициям «потешных войск» Петра I, разодетая в национальные костюмы сибиряков молодежь устроила в Малой станице взятие «снежного городка». Нагайки да мётлы, холостые ружья да комья снега составляли главное оружие и наступающих, и обороняющихся. Казаки рвались в снежные ворота, взбирались на обледенелые стены, дабы овладеть главными призами – красавицей-казачкой, которую охраняла свита подруг, и знаменем городка.

Музыкальная программа также состояла из патриотического репертуара. Музыканты военного и коммерческого собраний предложили публики сцены из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Опера рассказывала о том, как Иван Сусанин завел польских интервентов в непроходимые болота костромского леса. Сам погиб, но отвёл беду от патриарха Филарета и его семнадцатилетнего сына Михаила, первого царя из рода Романовых.

Тогда профессиональная музыкальная жизнь в Верном только зарождалась. Огромный вклад в музыкальную культуру города внес итальянец Лука Доминикович Ланжели, приехавший в Верный на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Под его руководством здесь стали воспитывать полноценных академических музыкантов. История запомнила и массовый хоровой концерт к 100-летию войны 1812 года, когда хормейстер Соловьев привлек к исполнению хоровых произведений тысячи простых верненцев. В 1913 году горожан также подключили к исполнению хоровых партий в той же самой «Жизни за царя». Плюс к этому звучали и айтысы, которые в первой половине ХХ века были очень популярны и востребованы. Так, в частности, в праздничных мероприятиях по случаю юбилея принял участие знаменитый казахский акын Джамбул Джабаев. Согласно советской версии, на выступлении Джамбул спел песню о героических батырах, защищавших свободу казахской земли. Это не понравилось городскому начальству и акына приказали выслать из города. И только любовь благодарной публики спасла его.

Уже после перестройки некоторые публицисты стали подвергать сомнению эту каноническую версию событий. Мол, и выступление Джамбула было не таким уж смелым, и гнев начальства был не таким уж суровым. Спустя три года во время восстания 1916 года акына арестовали, но это уже другая история.

При этом удаленность Верного от транспортных артерий, связывающих азиатскую часть России с европейской, осложняли его развитие. Верный оставался провинцией и по уровню развития уступал другим казахстанским городам. В первую очередь – Уральску и Семипалатинску. Не говоря о столице Туркестана Ташкенте. Все эти города были связаны с центром империи железной дорогой, поэтому и прогресс туда доходил гораздо быстрее. А Верный оставался в основном аграрным городом – почти все предприятия здесь перерабатывали сельхозпродукцию – маслобойные, пивоваренные, текстильные фабрики. Люди, любящие город, искренне переживали, почему Верному уделяется столь мало внимания со стороны центральной власти. Единственное, чем был значим Верный – в нем располагался центр Туркестанской православной епархии. Стараниями генерал-губернатора Туркестана Константина Петровича фон Кауфмана в Верном расположилась духовная консистория — по сути, управление по делам государственной религии (в то время — православия). Такой орган должен был появиться в Ташкенте, но появился в Верном (сейчас – Алматы). Известна фраза фон Кауфмана: «Я не потерплю в Ташкенте ни архиерея, ни жандармов». Изначально консистория располагалась в другом здании, которое не сохранилось до нашего времени. После землетрясения 1911 года началось строительство здания, которое и по сей день стоит на пересечении улиц Пушкина и Карасай батыра. А главным православным храмом всего Туркестанского края стал Вознесенский собор, который и по сей день является архитектурной драгоценностью Алматы. 

В остальном Верный значительно отставал. В городе не было канализации. Ее роль, как и роль водопровода, выполняли реки и арыки, что постоянно приводило к вспышке заболеваний. Не было улиц с твердым покрытием. А несколько центральных улиц освещались лишь фонарями на керосине или даже на бараньем жиру. А городское освещение лишь на некоторых центральных улицах было из керосина или бараньего жира.

Начиная еще с 90-х годов XIX века многие влиятельные горожане, включая архитектора Поля Гурдэ, лоббировали идею провести железную дорогу до нашего города, исследовать богатые недра региона, чтобы сделать Семиречье и Верный промышленным краем. Но это произошло гораздо позже, в советское время.

1913 год по многим показателям считался последним стабильным годом для Российской империи. В этом году страна занимала первое место в мире по сельскохозяйственному производству, по росту промышленности (6% в год), по росту населения (1,5% в год). Несмотря на все достижения, именно в это время созрели все противоречия, которые дали о себе знать в ближайшие годы. В частности, в Казахстане остро стоял земельный вопрос и проблема переселенцев. Столыпинская реформа шла уже несколько лет. Темпы переселения славянского населения в казахские степи многократно увеличивались. Земельные наделы формировались из участков, которые многие казахи использовали в качестве пастбищ. Понятное дело, это порождало массу возмущения у коренного населения, которое вынуждено было кочевать в горы и голодные степи.

Академик, доктор исторических наук Мамбет Койгельды рассказывает о том, что в 1908 году в Туркестан во главе специальной учетной комиссии с большой ревизией был командирован граф Константин Пален. Увидев, как дела ведет местное чиновничество и насколько непродуманно проводится переселенческая политика, в своем докладе граф предсказал неизбежность восстания казахов и других среднеазиатских народов. Оно и разразилось спустя три года после всеимперского праздника. После чего произошло немало событий – началась Первая Мировая война, экономика перестроилась на военные рельсы, начались принудительные хлебозаготовки. Самое важное – в июле 1916 года был издан печально известный приказ «О реквизиции инородцев на тыловые работы». Началось жестокое восстание, которое также жестоко было подавлено. А затем лихолетье вступило в свои права – революция, гражданская война...

Но это все потом. А сейчас, глядя на фотографии, можно сказать, что они запечатлели последний праздник мирной дореволюционной эпохи начала двадцатого века.

Фото: Фотоальбом «Вознесенский кафедральный собор г. Алматы», 2020 г.



Константин Козлов

Публикации автора

Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека

Наталья Сац: право на второй шанс

ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана

Не Бекмамбетовым единым. Режиссеры РК, состоявшиеся в России

Затерянный город. Судьба многострадального Талхиза

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан