Культура

Удивительные истории возрождения после советского режима

Редакция

13.09.2022

Советский режим изо всех сил старался уничтожить католическое присутствие в Казахстане - стране, которую Папа Франциск посетит 13-15 сентября 2022 года.

Отец Пьер Дюмулен, французский священник 1961 года рождения, был одним из первых миссионеров, вернувшихся в Казахстан в начале 1990-х годов.

Сейчас, когда Папа Франциск готовится к визиту, человек, который стал одним из основателей единственной в стране семинарии, с чувством рассказывает I.MEDIA о возвращении миссий и жажде народа, в котором сохранились скрытые островки христианства.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Один день из жизни священнослужителей

Пасха вопреки всему

В 1991 году о. Дюмулен был священником епархии Монако и преподавателем богословского факультета в Лугано, Швейцария. Когда Иоанн Павел II тайно попросил институт в Лугано подготовить епископов Советского Союза, о. Дюмулен выдвинулся, так как владел русским языком.

Затем о. Дюмулен читал курсы различным епископам, включая епископа Казахстана, который в конце своего пребывания пригласил его преподавать в Казахстане. Беспрецедентно, за железным занавесом, который постепенно открывался, о. Дюмулен читал курсы для казахских преподавателей истории религий. Об этом даже объявила официальная радиостанция страны.

Он заметил «большую жажду» веры. Из примерно 50 студентов около 20 попросили принять крещение. «Это глубоко тронуло меня, - говорит он. - В те годы было невероятное чувство ожидания».

Я думал, что никого не будет...

Затем он предложил епископу региона обучать священников. Это предложение было воспринято скептически после долгих лет коммунизма, которые лишили эти земли призвания. Церковь в то время была бедна, 15 священников обслуживали территорию, превышающую Европу (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан).

Генеральный викарий попросил о. Дюмулена разработать проект семинарии и затем запустить ее. Поначалу смущенный этим неожиданным предложением, он в конце концов принял свою новую миссию.

В Вербное воскресенье 1992 года миссионер открыл трехмесячную предсеминарию: «Сначала я думал, что никого не будет. Я увидел, что пришло 12 мальчиков... И это чудо повторялось каждый год. Мы продолжали работу в течение четырех лет, я ездил туда-сюда между Лугано и Карагандой. Это все еще было подпольно, связь была сложной, и за нами следило КГБ».

Предсеминария находилась в Караганде, в самом центре одного из крупнейших ГУЛАГов коммунистического периода - Карлага. Именно здесь в то время было больше всего католиков, половину населения составляли потомки русских, немецких, польских и украинских депортированных.

Караганда была единственным местом в Советском Союзе, где была построена католическая церковь, причем по необычной архитектурной модели: шахтеры этого угольного города использовали материалы, найденные на месте, такие как шахтные трубы или железнодорожные рельсы.

Встреча с «бабушкой»

Вместе с молодыми людьми из предсеминарии о. Дюмулен организовал поездки по Казахстану, чтобы поговорить о призвании. В этих засушливых районах, в этнических деревнях, все еще носящих суровый отпечаток лагерей, они обнаружили христианские общины, которые никогда не видели священников.

«Люди собирались на праздник, они накрывали стол, украшали его и читали молитвы; это была их единственная служба. Они ходили перед крестом, чтобы исповедовать свои грехи. Если им удавалось достать святую воду, они делали ее долговечной, добавляя воду в течение многих лет. Они по-прежнему праздновали на латыни, как и в прошлом; они никогда не слышали о Втором Ватиканском соборе».

«То, что поддерживало их, сила Церкви, — это Розарий», - говорит о. Дюмулен.

Монахини, посвятившие свою жизнь тайным образом, также выживали в маленьких монастырях, которые оставались тайными. «То, что поддерживало их, сила Церкви, — это Розарий, - говорит о. Дюмулен. - Это такая простая молитва, что она легко передается и позволяет сохранить веру. В лагерях бабушки делали четки из хлебных шариков, скрепленных ниткой».

Именно благодаря всем этим верующим, которые записывали молитвы по памяти в блокноты, передавалась вера.

Когда они увидели прибывших священников и молодых кандидатов в священники, некоторые насторожились, опасаясь, что имеют дело со шпионами.

«Симеон» в храме

Но однажды о. Дюмулен был глубоко тронут этой встречей.

«Мы приехали в деревню, где люди строили церковь, — говорит он. - Бабушки носили ведра с цементом, дети разбивали камни, чтобы сделать мостовую, а дедушки сидели на строительных лесах, чтобы строить стены».

«Пожилая женщина, которая заменяла священника, спросила нас, кто мы такие. Мы ей объяснили», - продолжал он.

— Ты когда ж священником станешь? — спросила она Юрослава.

— Мне нужно учиться шесть лет, а потом, когда я вернусь, я буду священником, — ответил он.

— Ах, шесть лет. Когда ты вернешься, я уже умру. Но это не имеет значения, потому что я видела тебя.

В этих словах он с умилением вспоминает: «Я слышал старца Симеона, я видел веру этой женщины, которая говорила: я держалась, я видела день, когда христиане снова смогут жить здесь».

Рука Божья в Казахстане

После этого Карагандинская предсеминария была преобразована в семинарию для всей Центральной Азии.

Сейчас, вернувшись в Марсель после длительной миссии в России и Грузии, о. Дюмулен продолжает читать курсы (по видеосвязи) для казахских, грузинских и русских кандидатов, обучающихся в семинарии. Учебное заведение принимает в среднем 10 семинаристов в год.

Церковная география страны также претерпела изменения: В настоящее время Казахстан имеет три епархии - южную, центральную, северную - и апостольскую администрацию. Самое большое христианское население находится в епархии Астаны. В стране насчитывается около 100 священников, из них около 15 - из Казахстана.

В 2021 году впервые священник нового поколения из Казахстана, о. Евгений Зиньковский, был назначен вспомогательным епископом в Караганде. «Это радость, источник гордости - знать, что один из наших молодых людей является епископом», - подчеркивает миссионер.

Таким же образом казахи, исповедующие умеренный ислам, начинают принимать христианство, которое до сих пор считалось религией Запада.

В Караганде был построен собор в готическом стиле. «Это зримый символический памятник, который привлекает, который показывает, что такое христианство».

Помимо двух кармелитских общин, есть два места вечной адорации - в Нур-Султане - ранее называвшемся Астана - и в Марианском святилище в Озерном.

«Не мы это сделали, а Бог, - говорит о. Дюмулен. Он вспоминает, как его много раз спасали «в отчаянных ситуациях, заблудившись в глуши степей в разбитых машинах, со страхом замерзнуть на месте. И решение приходило. «Я никогда не чувствовал руку Божью так сильно, как в Казахстане», - говорит он.

Источник: Co-founder of Kazakhstan's only seminary shares astonishing stories of rebirth after Soviet regime (aleteia.org)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо