В Cветлую пасхальную неделю все храмы полны людей. Причины, как минимум, две: снятие ковидных ограничений и освящение пасхальных, творожных куличей и крашеных яиц. Люди соскучились по хорошим эмоциям, красоте и мероприятиям «без масок». Я тоже отправилась в Вознесенский кафедральный собор, чтобы узнать, как в период одного из великих православных праздников трудятся священнослужители.
Ключарь собора Александр Суворов рассказал, как проходит день священника и в праздники, и в будни:
- Прежде всего следует отметить, что у священнослужителей ненормированный рабочий день. Встают они в шесть-семь утра. Завтрак отсутствует. Священник служит литургию строго натощак. Перед службой, после полуночи, ни есть, ни пить, даже лекарства – категорически нельзя. Впрочем, этого нельзя и каждому православному христианину, который идет в храм причащаться или на другое таинство. Он тоже не кушает и не пьет. Исключение составляют больные люди.
Суворов сообщил, что служба начинается когда в семь, когда в восемь утра. Священник появляется в храме задолго до официального начала службы. Литургия длится два-три часа, сразу после нее начинаются храмовые требы – венчания, молебны, отпевания, панихиды, крестины.
Окончание службы в 13:00 или 14:00 дня.
К этому времени священник на ногах без еды и питья уже семь часов, по словам Суворова. Обед примерно в 14 часов.
Многие упрекают священников: мол, очень часто батюшки толстые или с брюшками. Наверное, едят много. Жизнь у них такая изобильная и праздная, вот и толстеют.
- Откуда берутся брюшки?
- Во-первых, какой будет аппетит после шести-семичасового служебного дня, без еды и питья, на ногах, при колоссальной эмоционально-психологической нагрузке? О каком здоровом питании в такой ситуации может идти речь? После обеда у священника выдается час-другой свободного времени, которое он, как правило, стремится употребить на сон, так как просто валится с ног от усталости. Хотя бывает, что этого времени вовсе нет. Поэтому если человек склонен к полноте, то в этих условиях вес начинает превышать положенные нормы.
Во-вторых, брюшки – это профессиональное заболевание. Скажите, много ли оперных певцов без животиков? Наверное, нет. Так вот, живот – это от голосовых нагрузок, которые ничуть не меньше, чем у профессиональных певцов. Это связано с физиологическими изменениями в организме, когда во время пения повышается внутреннее давление в легких и брюшной полости. А священники, не обладающие сильным голосом, как правило, и брюшка не имеют.
Вместе с тем, заметил священнослужитель, из казахстанских священников полных процентов пять.