После успешной революции в Украине в 2014 году Кремль занялся борьбой с рисками и угрозами цветных революций на «подшефной» части постсоветского пространства. Тем более, что большая часть политических режимов постсоветских стран озабочена поддержанием своей безопасности от «цветной заразы». Так, Кремль считает, что «информационная война» Запада является одним из инструментов борьбы того с Россией, его влияния на постсоветское пространство. В этой связи Кремль пытается противодействовать распространению в постсоветской Евразии «чуждых ценностей» (либеральных ценностей Запада). Именно в русле этой стратегии Кремль инициировал борьбу внутри «подшефных» постсоветских стран с «агентами влияния» Запада (НПО, СМИ, международные организации по мониторингу выборов и независимые социологические структуры).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Чем сепаратизм опасен для Казахстана и мировой ситуации?
Повторимся, главными инструментами борьбы с надуманными «цветными» революциями для Кремля выступают силовые меры - выявление активистов, «организаторов» острых протестов, их источников финансирования. Затем следует силовое разрешение «проблемы» (с использованием в случае необходимости и кибератак) по принципу «нет проблемного субъекта – нет проблемы». Однако после событий в Беларуси, да и в Армении и Кыргызстане, Кремль начал дополнять силовые методы в предотвращении цветных революций инструментами массированного пропагандистского воздействия на социально-политические ценности. Короче, активно занялся и пропагандистским промыванием мозгов, используя тот факт, что русскоязычное информационное пространство широко представлено в наших странах.
Таким образом, в Москве поняли, что исключительно жёсткий силовой метод не позволяет решать глубинные причины разных проблем, развивать безоговорочное преобладание кремлевского дискурса в постсоветских странах. Кремль осознал необходимость массированного опора на «мягкую» силу как во внутренней, так и во внешней политике. Но при этом всё это, судя по всему, делалось под кураторством спецслужб, то есть в русле секьюритизации. Главным оператором по реализации проектов «мягкой» силы на постсоветском пространстве являются Россотрудничество и фонд «Русский мир», курируемые силовиками. Согласно некоторым СМИ, в Россотрудничестве много работает кадровых сотрудников ФСБ и СВР. Причем на внешней арене Кремль в качестве главной адресной группы применения мягкой силы выбрал простую общественность, а не элитные группы, как прежде это делалось.
Среди всего прочего Москва стремится распространять свои политические идеологемы, «мягкую» силу посредством своих СМИ, поскольку русскоязычное информационное пространство продолжает доминировать в ряде постсоветских государств, а местное население в большинстве своем негативно воспринимает ценности Запада. Несмотря на то, что многие российские крупные СМИ, такие как RT, Sputnik, «Русская весна», объективно больше выглядят как пропагандистские каналы дезинформации с односторонним и предвзятым содержанием материалов. Существует еще несколько довольно крупных российских сайтов в области оголтелой пропаганды по типу «соловьевщины». Многие из них, как пишет ряд осведомленных источников, созданы для информационной войны.
Как-то известный российский оппозиционный политик В. Милов, соратник А. Навального, отвечая на мои вопросы, заметил, что Путин – это главная сила, поддерживающая авторитаризм на постсоветском пространстве. При этом В. Милов конкретизировал: «Москва даёт такую безусловную защиту всем своим авторитарным союзникам на постсоветском пространстве. Москва находится в контрах только с демократическими государствами бывшего СССР. А авторитарные правительства она рассматривает как союзников и готова выделять помощь, поддержку и так далее. И вот как только этот импульс из Москвы уйдёт и отношения изменятся, то, соответственно, появятся стимулы для демократизации и в других постсоветских странах». Многие эксперты обоснованно считают, что демократизация в государствах-членах СНГ, ЕАЭС начнётся лишь тогда, когда в России стартуют аналогичные политические перемены, ибо Москва продолжает превалировать в политической жизни этих стран.
Но, как говорится, для закрепления результата, после падения путинского режима, в наших государствах необходима люстрация.Напомним, что люстрация - это законодательные барьеры на доступ к власти для прежней политической элиты, запятнавшей себя разными преступлениями, проступками, начиная с сотрудничества со спецслужбами во вред гражданскому обществу. Наиболее отчетливо люстрация себя проявила в посткоммунистических государствах Восточной и Центральной Европы, когда на госслужбу, в правоохранительные органы, на другие важные общественные посты, в систему образования не допускали людей, связанных с прежним коммунистическим режимом, с его органами госбезопасности. В Украине после падения режима В. Януковича был принят закон о люстрации. В значительной мере благодаря этому закону Украина уверенно встала на путь цивилизованного политического и экономического развития...
Фото из открытых источников