Геополитика

Шанхайский мировой порядок

Айгуль Омарова

05.09.2025

Оценки экспертов о создании нового миропорядка кажутся не преувеличением, а констатацией реальных фактов

В мировых СМИ продолжают комментировать недавний саммит ШОС в Тяньцзине и состоявшийся в Пекине парад войск по случаю 80-летия Победы во Второй мировой войне над японскими милитаристами. Оценки прошедших событий в Китае самые разные: от негативных до восторженных.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Геополитический пазл ШОС в глобальном калейдоскопе

Азиатское вето. Южный Кавказ не пустили в ШОС

Трамп разъярил Индийского Слона

Но при этом комментаторы сходятся в том, что данные факты окажут влияние на развитие ситуации и создание нового мирового порядка. Очевидно, что те, кто внимательно наблюдает за политическими событиями, осознают, что жить, как прежде, уже не получится хотя бы потому, что интерес к ШОС проявляет все больше государств, во-первых. Во-вторых, согласно официальным данным, общая территория стран, входящих в эту организацию, составляет 65 процентов Евразийского континента, а население равно почти половине всего человечества. Сюда надо добавить, что Китай и Индия являются второй и третьей экономиками в мире по ВВП (по разным оценкам). А Россия, Индия, Китай и Иран — члены «космического клуба». Иначе говоря, мощь стран-участниц ШОС поражает воображение и, если напомнить, что сегодня коллективного Запада как такового, по мнению некоторых политологов, уже не существует, то можно представить себе, как трясет некоторых «ястребов» от осознания того, что азиаты и россияне берут вверх. 

Насколько успешным окажется это «вверх», покажет время. Но уже сейчас можно говорить, что большинству людей в мире надоели бесконечные военные конфликты и они не желают Третьей мировой войны и потому с надеждой смотрят на ШОС. Недаром большинство наблюдателей отмечает, что во время саммита в Тяньцзине речь шла о сугубо мирных инициативах, сотрудничестве в области технологий, образования, культуры с тем, чтобы укрепить мир и безопасность. Естественно, что говорили и о торгово-экономическом взаимодействии.

В подтверждение намерений участники саммита приняли немало важных документов, общей численностью — 20. Очевидно, что все эти документы опираются на основополагающий документ ШОС — Хартию от 7 июня 2002 года, в которой указано, что приоритетом становится укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства. Отсюда вытекают задачи, имеющие как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Это и многопрофильное сотрудничество, и совместное противодействие экстремизму и терроризму, и взаимодействие в предотвращении международных конфликтов. 

Обращают на себя внимание и контакты во время саммита, невербальное общение, что позволяет многое угадать. Нет сомнений, что лидер Китая Си Цзиньпин весьма тщательно подготовился к саммиту, а потому любой жест с его стороны, мимика во время общения говорят о многом. А состоявшийся следом за саммитом военный парад в честь 80-летия Победы во Второй мировой войне над японскими милитаристами и вовсе поверг в шок отдельных наблюдателей. Чеканная выправка, образцы военной техники, производимой в самом Китае, сама военная форма — все это произвело мощное впечатление, которое долго не сотрется из памяти.

Вероятно, именно поэтому так много восторженных оценок звучит в эти дни. Нам показали, что сегодня можно менять мировой порядок без войн и конфликтов — указывают наблюдатели. Другие комментаторы вторят этому, отмечая, что союз России, Китая и Индии, начало которому было продемонстрировано в дни саммита, заставляет по-иному смотреть на перспективы сотрудничества с этими государствами. 

Однако в хоре восторженных оценок встречаются и иные голоса. Так, российский политолог Григорий Трофимчук на своей странице в Facebook призвал к осторожности в оценках. Стоит привести его мнение полностью: «Китай, фактически, сделал заявку на мировое лидерство, — именно так это понял весь мир. Раньше, чем оно созрело бы само, естественным путем.

Почти фальстарт. Провоцирующими факторами явились: 

  1. затяжные процессы по Украине (кто бы, как ни гадал, но Пекин на такую длину не рассчитывал однозначно); 
  2. мнимая, временная слабость США имени Трампа.

Лидерство державы стоит на двух слонах: 

а) доказанная в реальных операциях военная сила; 

б) глобальное доминирование собственной валюты, основанное на военной силе. 

Ни одного из этих пунктов здесь нет.

Прошлая большая война стартовала с Азии. Не хотелось бы, чтобы новую снова вбросили сюда, на фоне этой заявки. В том числе через щели ШОС, где между участниками заложены килотонны противоречий, — бери любую.

Особенно с качеством отношений в ведущей «тройке» России, Китая и Индии. Пожалуй, наиболее критический момент этой новой ситуации связан с ролью Индии, которая под абсолютно безумным тарифным давлением Д. Трампа вынуждена четко самоопределиться на стороне Глобального Юга и Востока, к которому она исконно принадлежит».

Можно согласиться с уважаемым экспертом в том, что определенного рода трения между государствами-участниками ШОС имеются. Свидетельством тому стала блокировка со стороны Индии на участие Азербайджана и запрет Пакистана на прием Армении в ШОС. Но стоит обратить внимание на то, что во всех основных документах этой организации указано, что доминантой остается уважение суверенитета как стран-участников, так и других государств.

Лучшим ответом на сомнения Григория Трофимчука можно считать статью в РИА «Новости» бывшего посла РФ в Великобритании. Вот что написал Александр Владимирович Яковенко: «Именно ШОС как воплощение воли ведущих стран Евразии к единству без Запада и вопреки Западу не поддается медийному манипулированию и прямо противостоит атлантизму и натоцентризму. В мире «постправды» и «постфакта» рано или поздно происходит сверка с реальностью, то есть с фактами, которые, как и в случае с нынешним саммитом ШОС, как шило в мешке не утаишь».  

И в этой связи бесспорно, что оценки экспертов о создании нового миропорядка кажутся не преувеличением, а констатацией реальных фактов. 

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Топ-тема