Аналитика

Пятая колонна. Есть ли она в Казахстане? Часть II

Мирас Нурмуханбетов

22.07.2022

На этой неделе случилась «ожидаемая неожиданность»: апелляция по делу Боранбаева-Намазбаева оставила в силе приговор первой инстанции – по пять лет лишения свободы за «призывы к захвату власти» обоим главным фигурантам (Маргулану Боранбаю даже два месяца добавили). Казалось бы, какое отношение это имеет к «пятой колонне», о которой мы начали говорить в прошлый раз? Прямого – нет, но надо учитывать, что к этому многое имеет только косвенное отношение. Но мы продолжим.

В прошлый раз мы остановились на том, что в нашем обществе (по большей части) термин «пятая колонна» чаще используется в адрес тех, кто являясь гражданами Республики Казахстан, ассоциируют себя с другими государствами и их режимами – чаще, с нашим северным «союзником». Делается это в силу привычки, подсознательно или вполне осознанно, вопрос отдельный, к которому мы вернемся ниже, а пока разберем показательный пример.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Пятая колонна. Есть ли она в Казахстане? Часть I

Катастрофический конфликт цивилизаций в Украине

Право на жизнь. Теория и практика

Наших главных «союзников» по ЕАЭС на этот раз брать не будем – там, как мы отмечали прежде, мягко говоря, несколько иные ассоциации с «пятой колонной», вполне соответствующие государственной политике и, если говорить о сегодняшнем дне, четко оправдывающие агрессивную «спецоперацию». Поговорим о самой Украине. Сразу надо отметить, что у нас были, есть и остается немало общих черт, но при этом существуют и различия. Последнее касается менталитета, географической близости к «европейским ценностям» и общим настроем населения, что во многом контрастирует с нашим случаем. Другими словами, на вопрос «Хотите, как в (на) Украине?» однозначного ответа дать невозможно, хотя бы потому, что мы не Украина.

Но при этом кое что «на вооружение» взять можно и нужно. Особенно, то, что происходило на протяжении последних восьми лет (начиная с аннексии Крыма и заканчивая февральским вторжением). В первую очередь, это касается законодательной основы. Правда, здесь временной спектр гораздо шире, зато он позволяет выявить «пятую колонну» с правовой точки зрения. Например, объявление Голодомора геноцидом против украинцев, является основой для привлечения тех, кто уперто выступал против. Другой немаловажный инструмент – процесс декоммунизации с принятием соответствующего закона на уровне республики и подзаконных актов в регионах. Были еще и другие нормативно-правовые акты, которые так или иначе могли выявить потенциальных внутренних врагов из числа тех, кто в ответственный момент мог перейти на сторону агрессоры, а кое-какие документы были приняты за последние пять месяцев.

Стоит обратить внимание и на настрой общества. Его можно сравнить с флешмобом «Кто не скачет, тот москаль», но в гораздо более широком смысле, не отвлекаясь на всю сатиричность ситуации. Другими словами, это своеобразное проявление национальной идеи, позволяющей в своеобразной форме выявить потенциальных представителей «русского мира» или сочувствующих ему. Были и другие, скажем так, народные методы выявления – начиная с отношения к украинской мове и заканчивая уже чисто конспирологическими вещами по связям с российским бизнесом и чем-то в этом роде. Были отдельные случаи выявления прямой работы политиков и сотрудников правоохранительных органов (в том числе, офицеров высокого ранга) на спецслужбы России, которых с начала вторжения стало на порядок больше. Кстати, только режим военного положения позволил формировать некоторые действия по запрету пророссийских партий и организаций – в мирное время этому, как ни странно, мешали демократические законы.

В этом плане, возможно и хорошо, что парламент у нас, что называется, «карманный», а правоохранительные органы в определенной степени больше ориентируются на «телефонное право», а не на главенство закона. Хотя, следует отметить, что и законодательство у нас не такое плохое. В нем, естественно, нет и не может быть понятия «пятая колонна», зато много чего сказано про сепаратизм. Более того, соответствующие статьи в Уголовном кодексе были несколько лет назад усилены, а в военной Доктрине об этом упоминается, как об одной из угроз безопасности страны.

Да, возможно, эти нормы носят несколько формальный характер, однако не стоит забывать, что Казахстан находится, мягко говоря, в непростой политико-экономической ситуации. Или в экономико-политической – это как посмотреть. Сильно не будем расписывать эту тему, но ясно одно, одним только законом и, скажем так, чистой юриспруденцией в этом плане не обойдешься – нужна пресловутая политичсекая воля. Но и здесь не все так одноназчно, так как воля эта носит не субъективный, а вполне объективный характер. И именно поэтому правоприменительная практика по сепаратизму или даже по призывам к таковому в нашей стране не так распространена. Хотя, если открыть соцсети, то довольно легко можно найти повод для, как минимум, полдюжины уголовных дел – особенно, если учесть сохранившуюся практику привлекать к ответственности граждан за инакомыслие. В общем, как мы отмечали в прошлый раз, чаще мы видим публичные извинения по стандартному сценарию: «Был не трезв! У меня много друзей среди коренных и даже сестра брата жены замужем за казахом».

В такой ситуации выглядит вполне оправдано, когда в обществе возмущаются, что одни отделываются извинениями на камеру, а другие вынуждены сидеть в камерах. Камерах СИЗО. Хотя двое из них, судя по всему, «отправятся по этапу». Речь идет о Маргулане Боранбае и Данате Намазбаеве. Если не в курсе, их обвинили в «призывах к свержению власти» (по сути, за посты в «Фейсбуке»), дав по пять лет реального срока. Причем, публикации Даната относились в большей мере к «старой республике», а его призывы больше напоминали булгаковского Иешуа, которого тоже обвинили в желании разрушить храм старой веры. Маргулану же еще инкриминировали неоднозначную 174-ую статью («за разжигание»), а в пересмотре дела в горсуде даже добавили к сроку два месяца.

Мы сейчас не станем разбирать степень виновности (точнее – невиновности) этих граждан, говорить «А Даната-то за что?» или даже противопоставлять тем, кто звал «дядю Вову», но находится на свободе. В принципе, даже упоминать о «руке Москвы» мы не будем – не тот случай, как говорится. Однако он, случай, напрямую касается нашей темы, и он демонстрирует то, что власть дала понять – у меня все и все под контролем. Безусловно, помня о нашей многовекторности и том, что решения не принимается только лишь по одной причине, мы приходим к выводу, что представителям «пятой колонны» рано радоваться подобному решению по делу Даната и Маргулана. По сути, это вообще не их касается, а если касается, то им стоит приготовиться – по сложившейся традиции и для равновесия следует ожидать осуждение какого-нибудь представителя лагеря оппонентов.

В связи с этим, подчеркнем, что как бы мы не относились к работе (или недоработкам) наших правоохранительных органов и спецслужб, кое-что в этом направлении все же делается. Тут как раз более подходит фраза из песни «и на первый взгляд, как будто, не видна…». На самом деле, многие активные представители «пятой колонны» уже находятся под присмотром «кого надо». Более того, периодически они попадают на скамью подсудимых, но без лишнего шума и гама.

Конечно, в основном под ударом оказывается «мелочь пузатая», но иногда попадается и доводится до суда и рыба покрупнее, вплоть до бывших сотрудников Администрации президента. Поэтому становится понятно, что потенциальные коллаборационисты у нас могут быть везде – и в парламенте, и в министерствах, и в руководстве акиматов. Интересы и мотивирующие вещи у нас разные – материальная зависимость, ностальгия по СССР, политические взгляды. Об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. А пока отметим, что наиболее важным моментов в этом является общество. Ведь именно оно (за неимением юридических и других правовых возможностей) причисляет того или иного согражданина к «пятой колонне». И именно общество должно первым реагировать на негативные ее проявления, хотя, как отмечалось выше, спецслужбы тоже не должны сидеть, сложа руки. В общем, продолжение следует. И не только этого материала, но и продолжение действий «пятой колонны». А доказательством этому, кроме прочего, можно будет увидеть в виде комментариев к данной статье…

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 28.03.2024

Тектурмас. Хадж по-советски

ИНТЕРВЬЮ | 28.03.2024

Исправляя чужие ошибки, не наделать своих

ГЕОПОЛИТИКА | 28.03.2024

Казахстан открывает двери для европейских инвестиций в добычу редких минералов

АНАЛИТИКА | 27.03.2024

По следам выступления верховного главнокомандующего на 3 Курултае

КУЛЬТУРА | 27.03.2024

Верненские магнаты: жизнь и судьба

АНАЛИТИКА | 27.03.2024

Антитеррор – это серьезно