Следует отметить, что принудительная мобилизация стала лишь спусковым крючком для стихийного выражения недовольства, которое быстро перешло во вполне организованное вооруженное сопротивление. Не говоря уже о событиях конца XIX века, перед Первой мировой войной и в самом ее начале, Великая степь и коренные жители подвергались постоянным притеснениям. В первую очередь, с экономической точки зрения.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Мифы и правда об Орбулакской битве
В этот день. «Спецоперация» Наполеона
В этот день. Возрождение казачества
Так, в ходе столыпинской реформы, в Казахстан стали направляться десятки тысяч семей переселенцев из центральной части России и Украины. Прибывшим крестьянам выделялись лучшие орошаемые земли. При этом существует малоизвестный и, казалось бы, нелогичный факт – с увеличением числа крестьян и хлебопашцев (за счет тех самых переселенцев) должны были увеличиться посевные площади, но за два года, с 1913 по 1915-ый, они сократились на 63 процента!
Существенно уменьшилось и поголовье скота – в 1914 году только из Семиреченской и Сырдарьинской областей было вывезено около одного миллиона овец. Число лошадей сократилось с 310 тысяч до 260 тысяч голов, что сильно ударило по всей экономике и быту регионов. Это не говоря о том, что для нужд фронта изымались юрты и другая утварь.
Уже через несколько месяцев после начала мировой войны министр финансов России представил в Совет министров предложение об установлении военного налога с лиц, освобожденных от военной службы. Закон об установлении военного налога вступал в силу с 1 января 1915 года. Для всех областей Туркестанского края налог должен был взиматься в размере 21 процента от суммы всех видов прямых налогов. Кстати, многие исследователи выражают уверенность, что освобождение от воинской службы некоторых народов было не льготой, а настоящей повинностью. Если коротко, то Санкт-Петербург исходил из того, что киргиз-кайсакам просто опасно давать в руки оружие. В то же время, было немало фактов, когда казахи добровольно вступали в армию и проявляли героизм – в том числе, на фронтах Первой мировой. Так, например, формировались кавалерийские части (по типу казачьих). Но это так, к слову.
Итак, к началу третьего года большой войны царское правительство сильно озаботилось нехваткой человеческих ресурсов. Инородцев на фронт не пускали, поэтому было решено заменить ими на тыловых и прифронтовых работах тех, кого призывали в действующую армию. Сначала, 25 июня (по старому стилю и 8 июля – по григорианскому календарю) император Николай II издает «высочайшее повеление» – «О привлечении мужского инородческого населения для работ по устройству оборонных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны, работ в возрасте от 19 до 43 лет включительно». Спустя пару недель выходит и соответствующий указ, который стал немедленно выполняться. Более того в некоторых регионах мобилизация началась уже 29 июня 1916-го.
Волнения стали фиксироваться уже в начале июля – 3-го числа они начались в Ходженте, а 7 июля уже в столице Туркестанского края, в Ташкенте. С 13 по 21-го уже «запылал» Джизак, а потом массовые выступления прошли в Жетысу, Тургае, Ыргызе, Мерке. Особо кровопролитные столкновения в июле-августе произошли в соседней Киргизии, и тогда местные колониальные власти стали принимать экстренные меры по подавлению очагов восстания. Против восставших были брошены войска, а 18 июля 1916 года в Туркестане было объявлено военное положение.
Действительно, это была настоящая широкомасштабная война – национально-освободительная по классификации и антиколониальная по своей сути. Царское правительство, по большому счету, желая пополнить живой силой фронт, заменив ее «инородцами», наткнулось на обратную реакцию. Ей пришлось стягивать регулярные и казачьи войска глубоко в тыл.
Мы не будем описывать то, что и где было – простое перечисление мест и событий может занять половину материала, а для понимания того, что происходило 106 лет назад в Великой степи и ее окрестностях, нужна глубокая аналитика и, опять-таки, политическое решение. Последнего у нас, как раз-таки, нет. Впрочем отметим, что по масштабности происходившего, характеру столкновений, организации и некоторым другим аспектом, события 1916 года можно смело назвать национально-освободительной войной, а не просто антицарскими восстаниями, как это преподносили при соцреализме. При этом надо учитывать, что были нередки случаи, когда к казахам, киргизам и каракалпакам присоединялись украинские и русские переселенцы. Ведь их забирали в действующую армию, причем, могли оставить семью без кормильца.
К сожалению, в казахстанской исторической науке (с точки зрения научно-просветительской деятельности) так и не было предпринято широкомасштабного изучения событий столетней давности. Да, выпускались книги, научные и околонаучные статьи, но глубокой и четкой аналитики и выработки единой концепции мы не увидели.
А вот российская идеологическая наука в этом плане продвинулась хорошо и нанесла ряд превентивных (и ощутимых) ударов в этом плане, причем, в том числе, используя наши площадки и казахский научный потенциал. В 2016 году в Алматы, Бишкеке и Москве прошли научно-практические конференции по событиям 100-летней давности. Кроме этого, были выпущены (как минимум) две больших книги, одна из которых – собрание трудов российских, казахстанских и кыргызских историков, а вторая – сборник различных документов на заданную тему.
Вроде бы хорошо, но весь смысл этих мероприятий сводился к тому, что это была вовсе не война и, по большому счету, даже не следствие антиколониальной политики. Даже проталкивалась мысль, что и царизм далеко не во всем виноват – просто это были отдельные случаи превышения полномочий местными военными органами, излишняя активность казаков и что-о в этом роде. Коротко говоря, российская идеология нанесла превентивный удар – очень грамотный и продуманный, фактически монополизировав тему и создав чуть ли не официальное видение событий 1916 года. И они сводились к тому, чтобы в народе даже не возникало антироссийских или даже «русофобских» мыслей.
А что же отечественная наука? Недавно на Курултае в Улытау президент Токаев высказался о создании «новой академической истории». Надеемся, что Касым-Жомарт Кемелевич имел в виду не только очередное переписывание Истории, а более глубокого и четкого осмысления исторических событий, происходивших на нашей земле. И национально-освободительная война 1916 года должна занимать в этом плане уж точно не последнее место.
Фото из открытых источников