За первые 3 месяца этого года из России в Таджикистан уже вернулось 60 тысяч мигрантов, в Узбекистан - 133 тысячи. Правда, пока статданные не подтверждают ухудшение материального положения трудовых мигрантов из ЦА в России. По данным Нацбанка КР, за 4 месяца текущего года в Кыргызстан перевели больше 770 млн долларов, из них 737 миллиона - из России. За последние 17 лет - это рекордный показатель. Причем за один только апрель в КР поступило 255,2 миллиона долларов. Узбекские мигранты в апреле также перевели в Узбекистан рекордную сумму – 1,07 млрд долларов, что почти в 2 раза больше, чем годом ранее.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахи-гастарбайтеры: кто они и в каких странах работают?
Мигранты с Ближнего Востока: в ЕС через белорусский лес
Однако Центральный банк Узбекистана ожидает сокращение переводов от мигрантов на 18-25 процентов. Всемирный банк прогнозирует, что денежные перечисления из России в этом году существенно сократятся, больше всего в Кыргызстане – на 33%, затем в Таджикистане – на 22%, в Узбекистане – на 21%, в Казахстане – на 17%. По прогнозу Азиатского банка развития, в этом году денежные переводы таджикских трудовых мигрантов из России уменьшатся вдвое. Как сообщают разные источники, таджикские мигранты уже стали присылать гораздо меньше денег, чем ранее.
Пару недель назад российский Центр стратегических разработок (ЦСР) сообщил, что, в целом, в иностранных компаниях в России до санкций прямо и косвенно (по заказам, контрактам) работало около 8 млн человек, 350 тысяч из них (непосредственных сотрудников) уже фактически потеряли эту работу. В итоге ЦСР полагает, что в России в этом году будет сокращение до 2 млн рабочих мест. И это, по-видимому, самые оптимистичные данные, учитывая провластный характер деятельности ЦСР. Ведь разные источники показывают нарастающий отток мигрантов из России в ряде отраслей.
Кроме того, в России распространяются слухи, что центральноазиатских мигрантов могут мобилизовать для участия в войне против Украины, что также стимулирует их покидать российскую территорию. Другой причиной исхода трудовых мигрантов является падение курса рубля, что делает невыгодными переводы домой.
Довольно серьезно осложняют жизнь мигрантов в России нередкие «наезды» полицейских. Известная правозащитница Валентина Чупик на днях в группе «Мы, мигранты» на Фейсбуке написала: «До нас дошли слухи из надёжных источников о том, что с понедельника, 27 июня 2022 г, российская полиция самолично, на 4 дня раньше установленного срока, решила объявить операцию «Нелегальный мигрант», которая должна была проходить с 1 по 15 июля. Мало того, каждому полицейскому приказано «выявить минимум 15 нелегалов». Учитывая, что на конец 2021 года в России было около 946 000 штатных полицейских, им придётся выявить 14 190 000 нелегалов. Сделать это, конечно, будет очень затруднительно, поскольку в России на 1 июня 2022 года, по сведениям того же МВД, было всего 6.697.639 мигрантов, из них не более 3-4% нелегальны».
Возможно, эта активизация российских полицейских происходит из-за недовольства русским населением, что мигранты являются их конкурентами на рынке труда. Ведь сейчас в российском обществе расширяется безработица после санкций, ухода из России ряда крупных мировых компаний. Хотя в данном случае ключевую роль может играть коррупционная составляющая. Как-то в разговоре со мной известный российский аналитик А. Серенко заметил: «Мне кажется, что российская бюрократия рассматривает сегодня трудовую миграцию исключительно как еще одну коррупционную сферу, на которой можно банально нажиться. Трудовая миграция из стран СНГ – это новая нефть для российских чиновников-коррупционеров, причем как гражданских, так и силовых».
Сегодня переводы центральноазиатских трудовых мигрантов составляют до 30% ВВП своих стран. Поэтому при сокращении денежных поступлений от них социально-экономическая ситуация в их странах существенно ухудшится. Больше всего зависят от переводов мигрантов Кыргызстан и Таджикистан. Переводы мигрантов из России составляют 30% ВВП Кыргызстана. Приблизительно на столько же зависит от денег мигрантов и ВВП Таджикистана. И теперь, после начавшегося сокращения заработков мигрантов, их рабочих мест в России, эти люди с их родственниками, по сути, будут обречены на голод. А это, повторимся, – миллионы человек. По данным Международной организации по миграции, в России из стран Центральной Азии работает около 4 миллионов человек. Из которых по 1 миллиону из Таджикистана и Кыргызстана, около 2 миллионов – из Узбекистана, порядка 200 тысяч – из Казахстана.
Как подсчитал Всемирный банк, число мигрантов из Центральной Азии в Российской Федерации в 2020 году составляло почти 8 миллионов человек. Ряд специалистов полагает, что после потери работы в России большая масса мигрантов отправится в поисках заработков в Казахстан, что, разумеется, будет создавать нагрузку на казахстанскую социальную сферу. Учитывая тот факт, что сейчас в самом Казахстане прежде всего из-за высокой инфляции на фоне антироссийских санкций заметно ухудшилось социально-экономическое положение значительной части общества.
Тем не менее, на российском рынке труда есть дефицит рабочей силы. Недаром большинство исследователей полагает, что Россия не сможет обойтись без миллионов трудовых мигрантов. В свое время В. Чупик мне сказала, что трудовые мигранты из ЦА никогда не будут конкурентами россиян на рынке труда: «Россияне попытались конкурировать с нами на рынке труда – но не выдержали конкуренции, не умеют они работать». Да и наши мигранты работают в тех местах, куда россияне не стремятся трудоустроиться. Поэтому есть надежда, что подавляющая часть наших мигрантов не потеряет работу в России, и, тем самым, сможет продолжить высылать деньги своим родным в Центральной Азии.
Фото из открытых источников