Партию назовут Bizdin Tandau. Ее презентация прошла в Алматы в одном из пафосных отелей в старом центре города. В составе инициативной группы — ново-старые лица. Например, молодой художник Олжас Мухамеди, внезапно заболевший политикой после событий Кровавого января. Как сказал он на пресс-конференции, ребенком Олжас наблюдал за созданием в 2001 году «Демократического выбора Казахстана», потом партии «Ак жол» и мечтал поучаствовать в политических движениях. И вот, так сказать, мечта сбылась — Мухамеди разработал дизайн партийного логотипа, чем-то напоминающий лого Общенациональной социал-демократической партии, в составе которой Абилов тоже побывал. Потом его и примкнувшего к нему Амиржана Косанова изгнали из ОСДП грязными тряпками.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Партия застройщиков — новая политическая авантюра
М.Тайжан: Партия Чиполлино, или Горе луковое
Траектория полета Нуржана Альтаева
Неприкаянные: на чьей стороне сыграют Шураев и Сейсембаев
Олжас Мухамеди представляет срез так называемого креативного класса, людей творческих профессий, которым после январских событий настоятельно рекомендовано изображать из себя непримиримую оппозицию. Поэтому не удивляйтесь, что в социальных сетях еще вчера глубоко аполитичные люди рассуждают о расстреле «мирных демонстрантов», «агрессии России» и прочих вещах, в которых они совершенно не смыслят. И тем самым умножают негативный нарратив, который потом используют против нас же коллективные Марго Симоньян и Тигран Кеосаян.
В числе инициаторов также журналист и активистка Бэлла Орынбетова, в свое время «проснувшаяся» вместе с движением «Оян, Казахстан». «Проснулись» молодые люди из «Оян» как раз вовремя — когда Касым-Жомарт Токаев приступил к реализации самого первого пакета политических реформ, того, со «слышащим государством». За минувшие почти три года это словосочетание стало нарицательным, а сама концепция «слышащего государства» превратилась во вполне рабочий механизм. При этом та же Бэлла Орынбетова и прочие «проснувшиеся» без отдыха голосят, что Токаев зажимает свободы. На презентации партии Bizdin Tandau Орынбетова заявила, что они будут требовать обнародовать пофамильно список всех погибших в январе. Вот только кто сказал Орынбетовой, что родные погибших будут в восторге от этой деанонимизации?
В числе инициаторов партии также оказался Рысбек Сарсенбайулы — брат покойного Алтынбека Сарсенбаева. За годы, проведенные в оппозиции, Рысбек Сарсенбайулы не внес в дело победы над режимом хоть какой-то значимой пользы. В новой партии Абилова ему уготована роль почетного агашки от оппозиции. Хранителя, так сказать, традиций.
А традиции эти заключаются в поддержании необходимого популистского накала. Тут, конечно, Булат Абилов даст всем фору, что он и продемонстрировал на презентации Bizdin Tandau, говоря о целях новой партии.
В их число входят: преобразование Казахстана из суперпрезидентской в парламентскую республику путем принятия новой конституции страны.
«Наша деятельность направлена на создание устойчивого и правового государства с сильными демократическими институтами власти. Наша миссия − укрепление Казахстана на основе ценности человеческой жизни, свободы, справедливости, достоинства и верховенства права», − заявил на презентации Абилов.
Еще одна цель партии: «построение экономики на принципах свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности и конкуренции».
Как заявил Абилов, эти институты должны базироваться на независимой и справедливой судебной системе и децентрализованной системе управления страной, предполагающей проведение местных выборов акимов всех областей и расширение состава маслихатов. Словом, Абилов вернулся к идеям, которые проповедовали основатели ДВК образца 2001 года.
Как тогда, так и сейчас основная проблема, связанная с невозможностью с колес устроить вакханалию выборности акимов областного уровня, никуда не делась — низкий уровень политической культуры общества. Даже по выступлению Бути видно, что популизм — это основной инструмент грядущих политических баталий. В какие дебри сепаратизма заведет нас выборность областных акимов — можно только гадать. Учитывая, что январские беспорядки в Алматы были частью плана по отделению юга страны от Казахстана и превращение его в бандитско-экстремистский анклав, сепаратистские настроения в правящей элите, особенно отодвинутой от кормушки, вполне себе процветают. А Бутя со своей новой партией предлагает дать этим настроениям политический простор для реализации.
Также Абилов заявил, что его партия будет выступать за ликвидацию фонда «Самрук-Казына», а также выход Казахстана из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Осталось только понять, как пережить потом разрыв отношений с Россией, учитывая протяженность наших границ с ней, не имея самостоятельного выхода ни к морю, ни к каким-либо крупным рынкам, за исключением китайского. Словом, декларировать подобные цели может любой популист, но это не значит, что его нужно считать государственником или вообще хоть сколько серьезным политиком. Озвученные Абиловым цели — это какой-то юношеский максимализм, хотя Бутя вроде как достаточно взрослый дядя. Но, как говорится в известной присказке, не ко всем с годами приходит мудрость, у некоторых — это просто деменция.
В ту же кассу развивающейся деменции следует отнести идею, что партия Bizdin Tandau будет создавать независимые комиссии для расследования не только январских событий (что было бы логично), но и по Ашаршылық, Декабрю-1986, Жанаозену-2011, а также по убийствам Заманбека Нуркадилова, Алтынбека Сарсенбаева и других общественных деятелей и журналистов. Эти идеи, понятно, выданы для привлечения национал-патриотической публики, но ведь для их реализации создавать партию не нужно.
Таким образом, Абилов выводит в политическое пространство страны организацию с популистскими и не реализуемыми в реальности идеями, создаваемую не самыми известными и популярными персонами, на фоне которых лично он будет блистать. Эдакий театр одного актера. Будем следить за гастролями.
Фото из открытых источников