Аналитика

Историческое прошлое и политическое будущее. Часть I

Мурат Халилов

31.03.2025

Почему важно знать историю, но при этом не перегибать палку

Понятие «историко-культурное наследие» для многих кажется скучным и сводится к посещению музеев, выставок или памятников археологии. Однако оно несет за собой гораздо более широкое понимание, которое в настоящее непростое время является важным фактором становления нации и укрепления суверенитета. Поэтому наследие наших предков имеет и непростую, но мощную политическую составляющую, причем как внутри страны, так и выходящую за ее пределы. Давайте посмотрим на это с другой, возможно, необычной для многих стороны.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

И гражданином быть обязан…

Победа вне политики

Кто формирует качество нации

Оренбург наш?

Сразу договоримся — на этот раз мы не будем приводить высказывания президента Казахстана, цитировать министров и чиновников от науки или что-то подобное. Хотя необходимо отметить, что в последнее время государство делает очень много в этом направлении. Возможно, среднестатистическому обывателю это не особенно видно, но такие вещи не происходят на «раз-два» — нужна большая научная работа, скажем так, грамотная настройка идеологической машины, а также практическое исполнение поручений. Впрочем, как мы уже отмечали, многое в сфере историко-культурного наследия делалось и прежде, без отмашек сверху, но вот материальная поддержка и заявления с высоких трибун, согласитесь, вдохновляют.

При этом никак нельзя забывать, что историческая наука, особенно в ее прикладной части — не может и не должна пускаться на самотек. Тут, во-первых, некоторые деятели (особенно, без соответствующего образования) могут попросту выдавать желаемое за действительное. То есть, сначала определить «сенсационный исторический вывод», а потом подыскивать под него «факты». Это, например, то, что Чингисхан или даже Адам с Евой были казахами. Без комментариев, как говорится.

Во-вторых, действительно, нужно учитывать не только фактическую и научную составляющую того или иного исторического события, но и политическую обстановку. Это тема для отдельного разговора, но подчеркнем, что ратование за «историческую справедливость» довольно часто вызывает агрессивные выпады со стороны тех, кто с такими выводами может быть не согласен. Кроме прочего, нужно исходить из юридической составляющей, норм существующего закона, международного права, ну и, конечно, из здравого смысла. Коротко говоря, кричать «Оренбург наш!» не только не имеет смысла, но исходит из неких исторических обид в подходе к изучению новой истории, а что касается периода средневековья и древнего мира, то надо всегда помнить, что подобные исследования находятся на грани мифологизации и даже архаики. 

Мировой опыт

Мы всегда подчеркивали, что, говоря о зарубежной практике в том или ином вопросе, не стоит слишком усердствовать, а сравнивать в большей степени нужно с собой — для собственного развития. Это в полной мере касается и историко-культурного наследия. Однако на этот раз стоит кое о чем рассказать — чисто для того, чтобы правильно понимать происходящие там и здесь процессы.

Например, буквально в прошлую пятницу президент Дональд Трамп подписал указ «о восстановлении истины и разумности в истории США», который требует прекратить идеологическую переработку американской истории в федеральных музеях и образовательных учреждениях. Согласно документу, все выставки должны отражать объективные исторические факты без политической или идеологической окраски.

«Политика моей администрации заключается в том, чтобы восстановить федеральные исторические памятники, в том числе парки и музеи… Музеи в столице нашей страны должны быть местами, куда люди приходят учиться, а не подвергаться идеологической обработке или разделяющим нарративам, которые искажают нашу общую историю», — заявил мистер Трамп.

Тут можно было пошутить, что Белый дом копирует некоторые инициативы Акорды (как, например, концепцию «Закон и Порядок»), но, по большому счету, это является показателем того, что здравый подход к теме истории и пропаганды становится трендом как на национальном, так и международном уровне.

Впрочем, следует отметить, что ряд стран уже давно практикуют то, за что сейчас взялся Вашингтон. Например, такой подход стал применяться в Германии в 1950-60-х годах, когда страна на различных уровнях продвигала денацификацию. У многих британских музеев и вовсе изначально был, скажем так, глобальный смысл экспозиций, хотя надо помнить, что тем самым англичане подчеркивали свою имперскую значимость — большинство экспонатов было привезено из оккупированных, аннексированных или как-нибудь еще захваченных территорий. В любом случае, Европа за последние полсотни лет особо не отличалась идеологической направленностью в государственных музеях.

Этого, как вы понимаете, не скажешь про соседнюю Россию — особенно в последнюю пару-тройку лет. Но мы на этом акцентировать внимание сейчас не станем, так как там пропаганда выше исторических фактов. В целом же стоит отметить, что в мире сейчас также наблюдается тенденция акцентирования национальных интересов в политической идеологии. В качестве примеров можно привести Турцию и Китай, Аргентину и Францию, Израиль и практически весь арабский мир.

Почему это важно

Но вернемся конкретно к историко-культурному наследию. Как было отмечено выше, к данному понятию относятся не только музеи, выставки и археолого-исторические памятники. Тут скорее важен весь комплекс с щедрым добавлением к нему идеологической составляющей. И не только ее.

Как мы ранее отмечали, в этом направлении в Казахстане кое-что делалось и прежде. Скажем, программа «Рухани жаңғыру» была призвана перевести на новый уровень отношение к национальной истории со стороны государства. И многие направления из нее были выполнены на «отлично». Другое дело, что «привычка воровать» со стороны отдельных чиновников, а также закоренелое неверие со стороны общества придали этой программе заметный негативный оттенок. Но, в любом случае, никак нельзя говорить, что ничего в плане государственной идеологии (в данном случае — исключительно в позитивном понимании) у нас не делалось. Более того, можно с уверенностью сказать, что тогда (и даже раньше) был сделан прорыв в данном направлении.

Понятно, что это чисто внутреннее дело Казахстана, но некоторые почему-то (впрочем, понятно, почему) постоянно вмешиваются, пытаются либо диктовать нам, как строить национальную идеологии, как писать историю, либо и вовсе начинают проявлять агрессию. Примеров тому множество, но мы приведем только два — это совершенно неадекватное отношение к введению латиницы, а также целенаправленные атаки по поводу геноцида и Ашаршылықа. Или, скажем, некоторые пророссийские блогеры стали откровенно издеваться над трендом по ношению национальной одежды. В этом плане следует отметить, что некоторые отечественные «ура-патриоты» начинают поддаваться на провокации или даже их создавать, но при этом, сами, мягко говоря, не знают историю Казахского ханства и легко путают тюрков с саками, а уйсуней — с савроматами.

Подробнее о составляющей историко-культурного наследия и его прикладном характере мы поговорим в следующий раз, но сейчас заметим, что концептуальное и комплексное отношение к его развитию может и должно стать одной из важных основ укрепления взаимоотношений власти и общества. Точно также, как грамотная социально-экономическая политика. Это тоже, наверное, может быть незаметно с первого раза и не «включится» в течение короткого времени. Однако не исключено, что такое взаимопонимание и даже единение может произойти внезапно — в силу каких-то внешних или внутренних причин.

Впрочем, в любом случае, подчеркнем, что многое зависит от каждого члена общества и его личного отношения к предмету нашей сегодняшней беседы. Причем, это касается в равной мере как представителя власти, так и простого казахстанца. Ведь, согласитесь, бывает, что тот или иной чиновник лишь «выполняет поручения» и пользуется готовыми девизами, но не чувствуется, что относится к делу с душой, как бы банально это ни звучало.

Отсюда можно сделать важный вывод. Отношение к историко-культурному наследию, оценка его важности для государства и политики, а также знание национальной истории вместе и понимание значимости национальной идеи — являются основой для того, что называется патриотизмом. Пусть это прозвучит немного высокопарно, но так оно и есть. Скажем больше — наследие наших предков пусть не официально, но с идеологической точки зрения, можно сравнить с государственными символами Республики Казахстан.

Продолжение следует…

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема