Аналитика

И гражданином быть обязан…

Мурат Халилов

08.02.2025

Как приручить правительство, независимо от того, кто будет им руководить

Вчера, 7 февраля, на встрече с представителями отечественного бизнеса Касым-Жомарт Токаев в свойственной ему дипломатичной, но четкой манере выразил несогласие с правительственным предложением относительно 20-процентной ставки по НДС. Эта новость разлетелась по лентам, получив широкое обсуждение. Но президент ведь дал понять, что обсуждать надо не его высказывание, а налоговые нормы, которые касаются всех, включая тех, кто налоги не платит. Почему мы оказались вне этого обсуждения, а занимаемся только осуждением? Почему нам надо обратить внимание не только на действия правительства, но и на бездействие общества и его отдельных представителей? Попробуем разобраться.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Манипуляции сознанием и свобода слова: почувствуйте разницу

Рамки свободы. Искаженный взгляд «со стороны»

Правила хайпа. Как создать много шума из ничего

В принципе, некоторые наблюдатели оказались правы, когда сказали, что глава государства выскажется против повышения ставки НДС. Правда при этом говорилось, что весь шум вокруг «20 процентов» бы поднят специально для того, чтобы Токаев с президентского плеча срубил эту правительственную инициативу. Скажем так, на «тройку с минусом» версия — даже не хочется ее обсуждать. Хотя можно и нужно обратить внимание на то, что несколько раз подчеркнул Касым-Жомарт Кемелевич: «Реакция была достаточно острая, временами слишком, на мой взгляд, обостренная, поскольку это было предварительное предложение, которое подлежит обсуждению. Я подчеркиваю, что работа правительства в этом направлении должна продолжаться с учетом мнений всех представителей, будь то бизнес, общественность, предприниматели, эксперты».

К реакции на предложение о повышении НДС мы еще вернемся, а пока хотелось бы сказать пару слов о работе правительства, а точнее, его экономического блока. Мы не собираемся его критиковать, хотя, заметим, что сам президент в своем январском интервью газете «Ана тілі» оценил его работу как посредственную. То там, то сям стали появляться мнения экспертов, причем, далеко не всех из них можно назвать независимыми. Так вот, большинство из них подвергало критике как весь финансово-экономический отдел кабмина, так и его отдельных его представителей. Возобновились даже разговоры о точечных рокировках или, вообще, полной смене правительства.

Можно было развить тему в этом направлении, «поймать хайп» на умных, но пустых рассуждениях о том, кто станет новым премьером и куда направят старого, ну и так далее. Но сейчас нужно задуматься о другом — о том, как будет решаться назревшая проблема. Ведь, действительно, Касым-Жомарт Кемелевич был прав, говоря о том, что реакция на 20-процентное предложение была острая и даже обостренная. Вслед за Токаевым подчеркнем и мы — в обсуждение (не путать с осуждением) того же Налогового кодекса или отдельных его норм должны включаться все — предприниматели и юристы, депутаты и журналисты, эксперты и сами чиновники.

Другими словами, мы, как общественность, не должны перекладывать весь этот груз (а он действительно тяжелый и временами кажущийся неподъемным) на плечи новых министров, вице-премьеров и самого главу правительства. Ну, или на депутатов, многие из которых, к слову, также резко высказывались о правительственных пожеланиях насчет НДС и других направлений экстренного пополнения бюджета страны. Можно, конечно, заниматься критиканством и каждый раз выражать возмущение по поводу любого шага правительства — это у нас не запрещено (свобода слова, как говорится). Однако будем банальными, напомнив, что если критикуешь, то высказывай альтернативные предложения. Таких предложений, кстати, тоже было немало, но каждое из них подлежит тщательному изучению.

Тут нужно исходить не из симпатий или, наоборот, антипатий к определенному эксперту или министру, а из того, что он предлагает. А вот для этого нужно то самое критическое мышление у народа, о котором все говорят, но немногие его замечали. Точнее, не у всего народа, как общности, а у каждого его представителя в отдельности. Этот представитель еще именуется гражданином, а в демократически и экономически развитых странах он приравнен к понятию «налогоплательщик». Не будем напоминать о том, что неуплата налогов или уклонение от них в странах Запада является тяжким преступлением, которое имеет однозначное осуждение в обществе, хотя, наверное, надо каждый раз говорить об этом. Особенно тем, кто любит поговорить о «демократических ценностях». Но тут больше не политическая, а экономическая основа такой равнозначности.

Формула проста — если (когда) ты платишь все налоги, то тем самым оплачиваешь работу всех государственных менеджеров, начиная с клерка в муниципалитете и заканчивая президентом (премьер-министром), не говоря уже о полицейских и судьях. Там действительно все понимают эту связь (о чем, между прочим, наш президент тоже несколько раз напоминал) — что ты являешься работодателем всех госслужащих, поэтому имеешь право требовать с них качественной работы и знать, куда тратятся выплаченные тобой деньги.

Проще говоря, там относятся к налогам не как к подати, не как к барщине или оброку, а как к необходимым платежам. Скажем, вы же не станете бесплатно ездить на автобусе, будете требовать от водителя качественного вождения и с презрением относиться к «зайцам-безбилетникам». Можно привести и другие примеры, но смысл, наверное, понятен. Тем более, мы хотели обратить внимание читателя именно на то, что необходимо исходить из формулы «налогоплательщик – гражданин» для того, чтобы вовлечь себя в обсуждение, о котором говорил вчера глава государства.

Безусловно, размер налогов имеет значение, и его повышение может вызвать протестно-негативную реакцию в обществе даже в странах, где налогоплательщик и гражданин — равнозначные понятия. Но тут не все так просто. Как нам видится, тут в большей степени надо обращать внимание не только и не сколько на размер налога (того же НДС), а столько на то, как будет контролироваться поступлением в бюджет со стороны общества, как тратиться наши с вами платежи и так далее. Инструменты для этого, между прочим, у нас есть (например, закон об общественном контроле), но на данном этапе нужно закрепить определенные механизмы гражданского контроля и в сам Налоговый кодекс. Как и что именно – это вопрос отдельный, но, повторимся, просто необходимо, чтобы в этом принимали участие все мы. Не стоит перекладывать ответственность на депутатов и (пусть даже независимых) экспертов. Не говоря уже о том, чтобы с удовольствием «проехаться» членам правительства. 

В общем, надо самим себе признаться, что у нас, мягко говоря, несколько неправильное отношение к налогам, и это надо исправлять уже сегодня, не оставляя на следующий понедельник. Мы ни в коем случае не хотим косвенно помочь правительству или оправдать его. Напротив, когда каждый из нас поймет силу своего голоса как налогоплательщика-гражданина (или гражданина-налогоплательщика), тогда правительство совершенно по-другому будет относиться к нам — не как к народонаселению, а как к работодателю. А для этого надо упорядочить налоги, в данном случае, которые являются механизмом приема на работу всех, начиная с работника ЦОНа с участковым и заканчивая президентом с премьером.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема