Аналитика

«Серый клин» украинцев Казахстана

Мирас Нурмуханбетов

04.03.2022

По традиции, в конце недели мы даем подобие исторического ликбеза, но с некоторым акцентом на современные и актуальные темы. А актуальная тема сейчас только одна. Но мы не про войну. Украинская диаспора в Казахстане традиционно остается одной из самых больших, но вот с каких пор стала прослеживаться такая тенденция, многие даже не задумываются. Вместе с тем, это очень интересная и довольно показательная тема.

На сегодняшний день более 260 тысяч украинцев проживают в Казахстане (без учета тех, кто имеет вид на жительство или является гражданином другой страны – Украины, России, Беларуси). Однако, как подчеркивают статисты и демографы, учитывая «украинское происхождение» и распространение украинских фамилий, это число можно смело доводить до одного миллиона. В любом случае, на протяжении всего ХХ века численность диаспоры была на втором месте (после русских), и лишь полтора десятка лет назад уступила узбекам. Впрочем, украинцев трудно назвать диаспорой с социальной точки зрения – не только по численности, но и по привязанности ко «второй родине». Внимания заслуживает и то, как эта «диаспора» зародилась, и сразу же развеем бытующее мнение, что все началось со «столыпинской реформы» или предшествовавшей ей волне переселенцев.

Перенесемся на 250 лет назад. В 1768 году произошла последняя большая вспышка гайдамацкого движения – третье из выступлений гайдамаков, произошедших в XVIII веке. Даже в советских учебниках это называлось «национально-освободительной войной». На этот раз, кроме социально-бытовых проблем, на рост протеста повлияли политические обстоятельства. Если коротко, то Екатерине это по душе не пришлось, хотя она могла воспользоваться вооруженным бунтом, и, в конце концов, гайдамаки были разгромлены. После этого Санкт-Петербург осуществил один из любимых видов репрессий – выслал остатки повстанцев в Северный Казахстан. Лет через 5-7 сюда же, после ликвидации «Запорожской сечи», были сосланы наиболее опасные для целостности государства казаки.

Надо сказать, что близкие по ментальности (в плане свободолюбивого духа) казаки нормально прижились на новом месте, хотя периодические стычки с местными казахами фиксировались постоянно. Но по большей части они были в форме барымты – угона скота. В любом случае, царское правительство старалось не привлекать казаков к карательным или другим военным операциям против казахов.

Переселения добровольного или добровольно-принудительного характера в результате Столыпинской реформы и открытия Сибирской железной дороги, действительно, также были одним из значительных этапов переселения украинцев в Казахстан. Он пришелся на конец XIX—начало XX веков, и именно в этот период и был заложен фундамент украинской общины в Казахстане. По результатам этих переселений украинцы составили значительную часть населения северных регионов Казахстана и Юго-Восточной Сибири на обширной территории Степного края, именуемую в историографии как «Серый Клин» или «Серая Украина». На территории современного Казахстана украинцы, преимущественно жители Левобережья, начали селиться с 70-х годов XIX века. По данным переписи 1897 в Средней Азии проживали 101 611 украинцев из 7 746 718 жителей региона, в том числе в Акмолинской области – 51 103, Семиреченской – 18 611 человек.

К слову, по данным 1926 года в ряде регионов Казахстана – например, в Актюбинской и Джетысуйской (Семиречье) губерниях и Кустанайском округе численность украинцев значительно превышала численность русских, порой в два раза. Следует отметить, что к этому времени она (численность) увеличилась за счет еще нескольких волн депортации, которые на этот раз устроили большевики. Сначала двумя потоками: в начале 20-х и в начале 30-х годов прошлого века была произведена депортация, связанная с «раскулачиванием» и коллективизацией, хотя среди насильственных переселенцев были семьи «середняков» и интеллигенции. В 1939 году к ним добавились более 100 тысяч человек, высланных с оккупированной Западной Украины.

Здесь необходимо добавить, что казахстанские украинцы сильно пострадали и в результате Ашаршылыка – в процентном соотношении, наверное, не меньше, чем их соплеменники во время Голодомора в самой Украине. Даже если брать официальные данные, то если в 1926-ом украинцев в республике проживало 860 тысяч, то по переписи 1939 года – уже 658 тысяч человек. Еще раз подчеркнем – это с учетом депортации и «приписок». В общем же, в Казахской ССР «убыль» численности за этот период была зафиксирована только среди украинцев и казахов.

Следующий этап депортации пришелся на послевоенное время. Речь идет о так называемой «Операции «Запад», произведенной по образу и подобию операции «Чечевица», в ходе которой с родины были перевезены сотни тысяч чеченцев и ингушей. Всего из Западной Украины в регионы Казахстана за 1944-1952 годы было депортировано 203 000 человек. И это только официальные данные, которые можно подчерпнуть в постановлении «О политическом и хозяйственном положении западных областей Украинской ССР» от 26.05.1953 г.

И еще немного цифр. Депортированные украинцы активно работали на шахтах Караганды: по данным на январь 1945 года, в Карагандинском угольном бассейне трудился 4071 украинец, что составляло 10,8 % всех рабочих бассейна. В 1949 году в области на спецучете находилось 3019 семей численностью 7433 человека, а в 1948–1952 годах списки спецпереселенцев пополнились украинцами, освобожденными из Карлага и Степлага. Помимо трудпереселенцев и спецпереселенцев, в Карагандинской области находились ссыльные и административно-высланные украинцы. Другими словами, практически все они были бесправными, как и представители других, неугодных Сталину народов – немцев, чеченцев, поляков, курдов, корейцев, крымских татар, греков и так далее.

Справедливости ради нужно отметить, что немало украинцев прибывало в Казахстан и оставалось здесь жить по собственной воле и по «комсомольским путевкам». Самая большая по численности иммиграция украинцев происходила в 50-60-х годах и была обусловлена освоением целинных и залежных земель, которое шло одновременно с крупным промышленным строительством, преимущественно в Акмолинской, Павлодарской, Костанайской, Карагандинской, Актюбинской, Северо-Казахстанской областях.

Наибольшей численности украинская диаспора в Казахстане достигла в начале 70-х годов – 930 тысяч человек. На момент распада ССР (по данным переписи 1989 года), украинцев насчитывалось уже 896 240 человек, а с обретением независимости (и Казахстана, и Украины) эти цифры стали стремительно сокращаться. Данные прошлогодней переписи еще не обнародованы, но по оценке специалистов на 2020-ый, казахстанских украинцев насчитывается 263 962 человека.

Остается добавить, что украинская диаспора в Казахстане одна из наиболее активных и пестрых с культурной и патриотической точек зрения. Мы не станем перечислять всех наших земляков-украинцев, которые прославились не только в нашей стране, но и за ее пределами – потому что, упомянув об одних, будет обидно, если забудем о других, а если говорить обо всех, просто места не хватит. В любом случае, мы еще не встречали среди них тех, кто скрывал бы свою национальную принадлежность или не питал бы теплых чувств к «второй родине» в случае, когда они вернулись на родину историческую. И духа свободы, за редким исключением, у них тоже не отнять.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН