- Владислав, какие выдвигали версии и какую оценку давали ваши политологи и политики недавним событиям в Казахстане?
- Украинские политики не особо комментировали события в Казахстане, они заняты больше нашими проблемами. А именно эскалацией со стороны России у украинских границ.
А у наших политологов было несколько версий.
Первая - классический внутренний протест, вызванный повышением цен на газ. Люди вышли на протесты, и в ходе протестов у них появились и другие требования к власти помимо цен на газ.
Вторая версия - внутренний протест, который стал быстро развиваться. Токаев решил избавиться от клана Назарбаева с целью перетянуть финансовые потоки в сторону действующей власти, поскольку семья Назарбаева сохраняла и политическое, и финансовое влияние в стране до сих пор. Токаев же решил укрепить свое политическое влияние, и влияние на бизнес.
Третья версия появилась после введения сил ОДКБ, по сути, российских миротворцев - в Казахстане происходит вторая Беларусь, потому что Токаев договорился с Путиным, чтобы сдвинуть Назарбаева. Тут в Украине считают, что ваши северные территории очень интересны России. Лет 10 назад Кремль говорил об этом. При этом Токаев станет полностью подотчетен Кремлю.
Была также версия о том, что эти протесты - передел сферы влияния между Китаем и Россией за Казахстан. Это такая масштабная геополитика. Насколько правдива эта версия, вряд ли когда-то удастся узнать.
Тот факт, что протесты утихли, и то, что Токаев занял место главы Совбеза, сформировалось новое правительство, которое практически не изменилось по составу (как нам видится в Украине), заявления Токаева о помощи народу Казахстана, говорит о том, что основная буча была создана для смещения Назарбаева.
- Как официальный Киев оценивает ввод миротворцев ОДКБ в Казахстан?
- Официальный Киев никак не отреагировал, потому что это не наше дело. Мы не лезем, как Россия, в чужие дела. Мы по факту реагируем только на то, чтобы наши граждане, которые находились в Казахстане во время этих событий, были в безопасности.