В интернете сегодня можно найти массу невероятных вакансий. Так, моя юная подруга Даша как-то провела беззаботное лето на Северном Кипре, спасая крошечных черепах от солнечного удара и смерти.
А для себя я недавно нашла работу мечты - ресторанный критик в New York Magazine. В мои обязанности входило бы посещение за счет редакции нью-йоркских ресторанов в течение года, писать захватывающие критические ресторанные заметки для привлечения туристов в эти заведения. Ответа из Америки нет, так что я решила, что такие вакансии не могут быть правдой, ибо слишком это прекрасно.
Между тем, летом этого года Аня Дегтярева, известный алматинский гид, тоже подумала: «Работа в Арктике, да не может такого быть!». Оказалось - может.
«Все перед подписанием контракта для работы в Арктике проходят медосмотр. Кандидаты с хроническими заболеваниями не допускаются, потому что болезнь на архипелаге может обостриться и в случае серьезного заболевания сотрудника придется отправлять на материк. Для меня это новый опыт гида в другой стране. Я никогда не ощущала таких трепетных чувств к неодушевленному предмету, я имею в виду советский поселок Пирамида. Я счастливый человек, потому что смогла побывать в этом уникальном месте. Наверно 99,9 процента людей во всем мире никогда сюда не смогут попасть. Я жила там 3 месяца, такой опыт очень ценен, и он ни на что не похож», - говорит Анна Дегтярева.
«Арктикуголь»
Работодателем оказалась российская компания по добыче угля на Шпицбергене – «Арктикуголь». Русские занимаются добычей угля на архипелаге еще с советских времен, а потому здесь сохранились практически в первозданном виде три советских поселка. Анна говорит, что один из поселков заброшен, второй функционирует лишь частично, и только Баренцбург - действующий шахтерский поселок.
Советская эстетика, помимо белых медведей и прочих полярных животных и гренландских китов в Северном Ледовитом океане, и привлекает сюда туристов. В этом сезоне, когда из-за пандемии границы были закрыты, архипелаг посещали только туристы из европейских стран, большая часть - норвежцы, ведь с 1925 года архипелаг Шпицберген официально считается частью норвежского королевства. Россия, как правопреемница СССР теперь является единственной страной, которая имеет здесь особые экономические интересы на Шпицбергене наряду с Норвегией согласно резолюции 1947 года.
К тому же, на архипелаге сохранились артефакты, свидетельствующие о том, что русские поморы пришли сюда и обосновались немного раньше норвежских викингов, и называли это место Грумант, думая, что это Гренландия. Сегодня так называется один из русских поселков. Но по официальной версии архипелаг был открыт голландцем Виллемом Баренцем в 1596 году.
Из Осло на Шпицберген
Шпицбергеном называют его русские, норвежцы - Свальбард, по-нидерландски архипелаг носит имя Спитсберген. Туда летают самолеты и ходят специальные корабли.
Аня прошла два этапа собеседования, на русском и английском языке, села изучать историю и географию Арктики, и уже в июле вышла в путь. Дорога была долгой, сначала до Франкфурта, оттуда в Осло, где надо было сидеть 10 дней на карантине, и уже оттуда прямым рейсом до Арктики, в главный город архипелага - Лонгйир.
До пандемии летали прямые самолеты из Москвы, но сейчас на архипелаг можно попасть только из Норвегии. Норвежцы очень четко соблюдают условия изоляции. По словам Ани, уже в июле 95 процентов граждан Норвегии были вакцинированы, и смертность от ковида упала до… нуля. Страна была закрыта для туризма. А арктический архипелаг до октября этого года был единственным местом на планете, свободным от пандемии.
Карантин в Осло был сказочным. Погода была солнечной, отель находился в прекрасном месте за городом, можно было выходить на прогулки. Анне удалось пару раз в обход карантина погулять по норвежской столице.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Чингиз Лепсибаев: «Казахстанский туризм: местечковость, ужасный сервис и заоблачные цены»
Самый северный музей мира
Горняки компании «Арктикуголь» - это не только россияне, среди специалистов немало граждан Украины. В свое время и карагандинские шахтеры зарабатывали на Шпицбергене себе на домик и безбедную жизнь. В советское время за два года контракта можно было заработать на квартиру в центре Москвы. И зарплаты были достойные, и тратить особо эти деньги было некуда: жилье и питание было бесплатным.
Во время Второй мировой войны немцы уничтожили все города архипелага, сожгли деревянные постройки, коммуникации. Сейчас здания, сохранившиеся после войны, считаются историческим наследием архипелага и охраняются государством.
Сегодня шахтеры и сотрудники компании «Арктикуголь» живут в поселке Баренцбург. Еще один российский поселок Грумант законсервирован еще в 1961 году из-за его неудобного расположения, уголь там не добывают.
Поселок Пирамида был законсервирован с 1998 по 2008 год, сейчас его восстанавливают, но не для добычи угля, а как объект туризма - музей Советского Союза под открытым небом. Сейчас там открыто несколько зданий, и в сезон тут проживают около 20 работников - тех, кто работает с туристами.
В Пирамиде, поселке особенно популярном у туристов, сохранилась советская атрибутика - самый северный в мире бюст Ленина, дома, в которых поселились птицы, бутылочный домик, слепленный из пустых бутылок из-под водки и боржоми. Туристы вместе с гидом ходят по заброшенным домам и видят, как жили советские работники компании. Благодаря вечной мерзлоте, дома и интерьер выглядят так, как будто их оставили совсем недавно.
На экскурсию с ружьем
К слову, спиться в этих местах несложно. Поэтому на всем архипелаге действует лимит на покупку крепкого алкоголя - можно приобрести лишь один литр в месяц. Работники архипелага перед покупкой должны показать специальную лимитную карту, а туристы - билет на самолет.
Первые уроки для гидов в Арктике - это уроки по стрельбе. На работу утром гиды берут с собой рацию и ружье, на случай, если придется встретить белого медведя.
Но медведи предпочитают обходить стороной шумные людные места. Несчастные случаи были, и всегда были связаны с несоблюдением правил безопасности. К тому же, в случае убийства животного будет проводиться полномасштабное расследование. Если человек не сможет доказать, что это была необходимая мера предосторожности, ему придется заплатить очень внушительный штраф.
Самые беспечные живые существа в Арктике - это олени. Их здесь много, и никто на них не охотится, даже белый медведь. Разве что полярные собаки любят устроить гонки, но олени убегают от них, не сильно путая следы, лениво и по прямой.
Столица
Норвежский город Лонгйир - самый населенный пункт Шпицбергена и самая северная столица в мире. Здесь живет около двух тысяч человек.
Столица Шпицбергена была основана в 1906 году американским инженером-предпринимателем Джоном Лонгйиром, основателем угольного рудника. В 1916 году рудник и сам поселок были проданы норвежской компании «Store Norske».
Анна с коллегами приезжала сюда и обязательно старалась отовариться в местном супермаркете. Говорит, нужно было успеть купить свежие овощи: в русские поселки их привозят раз в месяц, а в норвежском Лонгирбьюене есть большой супермаркет, где бывают даже тропические фрукты.
«Раньше это был маленький промышленный поселок, сегодня - комфортный норвежский поселок, с красивыми скандинавскими домами», - рассказывает Анна.
Здесь же находится Арктический университет, точнее, Свальбардский международный университет, очень известный во всей Европе.
В университете обучаются около 350 студентов. В основном европейцы. Но бесплатное образование могут получить и успешные иностранные студенты со всего мира.
Студенты получают знания по арктической биологии, арктической геологии, геофизике и технологии. Благодаря уникальному географическому положению университет выступает в качестве уникальной лаборатории.
Здесь работают профессора и приглашенные лектора. Часть занятий проходит на открытом воздухе, так что студенты должны иметь отменное здоровье и пройти курс обучения обращению с ружьем.
Кстати, помимо обязательного умения стрелять из ружья и соблюдения мер безопасности при встрече с дикими медведями, на архипелаге существуют общие законы, которые строго контролируют норвежские власти.
Во-первых, здесь существует запрет на ввоз животных из соображений санитарии. Тем не менее, на архипелаг как-то попадают кошки и даже попугайчики.
Во-вторых, по закону здесь нельзя хоронить людей, но и умирать тоже нельзя. Умирающего сразу вывозят на материк. Причина простая - неглубокие из-за вечной мерзлоты могилы могут раскопать дикие медведи, а вирусы могут сохраняться очень долго. Так что запрет также связан с санитарными требованиями. Даже чтобы развеять прах погибшего человека на архипелаге, потребуется разрешение губернатора.
Квартирный вопрос и советское наследие
Если в российских поселках жилье предоставляет компания, то в норвежской стороне достаточно сложно снять квартиру.
«Здесь существует очень большая жилищная проблема, - говорит Аня. - Стоимость аренды такая же высокая, как на материке. Комната в месяц обойдется от 500 евро, и квартиру придется поискать».
Все дома в Арктике стоят на сваях, в них очень тепло, ведь топят собственным арктическим углем.
Было много случаев мародерства опустевших советских поселков, до сих пор в местных норвежских барах можно обнаружить советские трофеи. Так, в одном из них есть бюст Ленина, вынесенный из поселка Пирамида.
«В начале 2000 годов, когда Пирамида была законсервирована несколько лет, молодые норвежцы обнаружили там действующий трактор, покатались на нем, вернулись в Лонгйир и благополучно забыли о нем. Чуть позже норвежские власти решили, что там еще кто-то остался, судя по свежим следам трактора. Начали проверять все здания в поселке, повесили объявление на почте, объявили розыск. Парни хранили тайну своего посещения почти 20 лет, ведь это им грозило наказанием», - эту историю отца рассказала Ане ее норвежская знакомая.
В советских поселках в свое время были огромные теплицы, где выращивали овощи. Кроме того, здесь разводили кур, коров и свиней.
«Это был образцовый поселок, - говорит девушка. - По сути, витрина Советского Союза. Норвежские туристы сюда приезжали и были в шоке, как в тяжелых арктических условиях все это было возможно».
В советское время часто проводили спортивные и культурные соревнования с норвежцами. Интересно то, что эта традиция сохранилась и по сей день.
Пирамида стала самым любимым местом Ани, здесь невероятная природа, и огромное количество туристов, говорит она, так что нет ощущения одиночества и изоляции, которым когда-то ее пугали коллеги.
Фото Анны Дегтяревой