О том, что из себя представляет формат театральных ридингов, мы уже подробно писали. Сегодня можно констатировать, что традиционных площадок, таких как «Любимовка» или «Драма.Kz», уже явно не хватает. Причем, как для драматургов, желающих представлять свое творчество, так и для публики, желающей лицезреть и слушать новые драматические произведения.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Откровенный разговор на важную тему
Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов
Независимые алматинские театры и арт-пространства сейчас стали регулярно проводить презентации новых драматургических произведений в рамках читок-ридингов. Как правило, специфика этих пьес в том, что в них максимум актуальности: и социально-экономической, и политической. И если раньше ридинги нередко рассматривались как своеобразное гетто для пьес, которые имеют мало шансов быль поставленными на сценах профессиональных театров, то сейчас ридинги — это заявка на скорую постановку. К слову, один из самых громких спектаклей этого сезона — «Ауежай» театра «АРТиШОК» — также родился из таких «смотров» современной драматургии.
На сей раз алматинской публике в рамах нескольких проектов были представлены пьесы «Андижанская полька» драматурга Романа Егорова из Узбекистана, «Ода свободе» Айжамал Бектен из Кыргызстана и пьеса «Дом, в котором я живу» казахстанского драматурга Артема Колыхалова.
Старшее поколение наверняка помнит советский танцевальный шлягер «Андижанская полька». Здесь это название взято как бренд и как личные ассоциации автора с событиями в Андижане весной 2005 года. Напомним, тогдашний политический протест в этой области был подавлен властями Узбекистана. Однако и по сей день многое в той истории остается неясным: от роли провокаторов спецслужб до исламского фактора. И несмотря на то, что по сей день казахстанцы мало что знают о тех событиях, в их восприятии в «Андижанской польке» многое рифмуется с январскими событиями 2022 года. И то, и другое события оказались во многом неотрефлексированными и непонятыми современниками событий.
Роман Егоров — арт-менеджер и драматург из Ташкента. Он организовывает всевозможные креативные события в своем городе, в частности — кинопоказы в театре «Ильхом». Свой моноспектакль «Андижанская полька» он, кстати, тоже впервые сыграл в «Ильхоме» этой осенью. В пьесу включено несколько рассказов автора по мотивам его собственной биографии: от истории, как его родители в девяностые занимались контрабандой ядовитых змей, до эпизода, когда его допрашивали спецслужбы после организации в Ташкенте показа фильма «Смерть Сталина».
У Айжамал Бектен в «Оде свободе» получилась своего рода исповедь от первого лица: активистки и участницы митингов в Бишкеке. А Бишкек, как мы знаем, на постсоветском пространстве один из самых политически активных городов, поэтому там материала явно хватит не на один спектакль.
Артем Колыхалов написал свою пьесу «Дом, в котором я живу» в рамках драматургической лаборатории театра «Ильхом».
«В рамках лаборатории нас учили писать о том, что болит, — рассказывает Артем Колыхалов. — И я понял, что сейчас много у кого отсутствует ощущение дома. Дело не только в политических потрясениях, из-за которых многие люди оказались вне своих стран. Порой даже на своей родине у людей нет этого самого чувства дома. Они стремятся всячески перекочевывать, искать новое место жительства в надежде обрести его. Получается далеко не у всех и далеко не всегда».
Это документальная история, основанная на интервью людей, живших в ветхих домах, приговоренных к сносу. Сейчас эти люди живут в новых многоэтажках, которые так заполонили наш город, что от них уже никуда не денешься. Эти люди все еще мысленно остаются в своих старых уютных квартирах, где они могли себя чувствовать в безопасности. Пьеса была написана в рамках лаборатории Центральной Азии Drama.Lab в театре «Ильхом».
«Идея спектакля родилась, когда я прочитал статью о том, что сносится один старый советский дом. Я побеседовал с жителями этого дома , а потом начал разрабатывать тему более масштабно, и решил не сосредотачиваться только на Казахстане, а взять все постсоветское пространство. Мы никогда не знаем, что станет с нашим городом через несколько лет, но знаем, что жить в новых домах становится с каждым разом небезопасней», — рассказывает Артем Колыхалов.
Надо сказать, что публики, любящей подобный формат, стало в последние годы значительно больше. Хотя, конечно, это не массовое явление. Но это желание, если угодно, «поговорить по душам». Далеко не во всех театрах хотят видеть «правду жизни», а спрос на нее есть. Благо, и предложения теперь тоже достаточно. Да и вообще, стоит ценить такие возможности, ведь не секрет, что есть страны, где за сам разговор на «непростую тему» велик риск отправиться на несколько лет в места не столь отдаленные.
Фото из открытых источников